Поддержка образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях

Карта школ-участников

В Российской Федерации в настоящее время функционирует более 1 500 отдельных общеобразовательных организаций (коррекционных школ) для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, речи, двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, нарушением интеллекта).

В указанных образовательных организациях созданы специальные условия для получения качественного доступного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

  • условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Создание образовательной среды в отдельной общеобразовательной организации, сохраняющей и укрепляющей здоровье обучающихся, позволяющей получить качественное доступное общее образование с учетом их психофизических особенностей, особых образовательных потребностей и состояния здоровья, трудовые навыки, обеспечивающие последующую профессиональную самореализацию, является одним из главных условий ее функционирования.

В рамках реализации национального проекта «Образование» в период с 2019 по 2024 гг. 900 отдельных общеобразовательных организаций (коррекционных школ) из 81 субъекта Российской Федерации обновили материально-техническую базу за счет средств федерального бюджета.

Приоритетными направлениями обновления инфраструктуры коррекционных школ являлись:

  1. Обновление оборудования/оснащение: помещений/мастерских для реализации предметной области «Технология»; помещений для психолого-педагогического сопровождения
    и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью; помещений и учебных кабинетов для организации общего и дополнительного образования;
  2. Создание медиа пространств (медиа-центров/ библиотек) для трансляции лучших практик обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью; оказания консультационно-методической помощи участникам образовательных отношений, в том числе инклюзивных образовательных организаций; оказания психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
  3. Создание издательских центров/ мини-типографий для подготовки малотиражных изданий учебной литературы и графических пособий рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.

Особенностями реализации проекта являлись:

  • переформатирование процесса трудового обучения – введение новых профилей трудового обучения; обновление материально-технической базы существующих, изменение содержания образования по предметной области «Технология»;
  • изменение функции отдельной общеобразовательной организации, которая помимо обеспечения организации качественного доступного образования своим учащимся  становится консультативно-методическим (ресурсным) центром, оказывающим методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Нормативное правовое регулирование и научно-методическая поддержка реализации проекта

Научно-методические комплекты для реализации предметной области "Технология"
Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Картонажно-переплетное дело» (6-9 классы)
УМК 6 Класс

Методическое пособие 6 класс

Примерная рабочая программа 6 класс

Учебное пособие 6 класс

УМК 7 Класс

Методическое пособие 7 класс

Примерная рабочая программа 7 класс

Учебное пособие 7 класс

УМК 8 Класс

Методическое пособие 8 класс

Примерная рабочая программа 8 класс

Учебное пособие 8 класс

УМК 9 Класс

Методическое пособие 9 класс

Примерная рабочая программа 9 класс

Учебное пособие 9 класс

Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» (6-9 классы)
УМК 6 Класс

Учебное пособие_6

Примерная рабочая программа_6 класс

Методическое пособие_6 класс

УМК 7 Класс

Учебное пособие_7 класс

Методическое пособие_7 класс

Примерная рабочая программа_7 класс

УМК 8 Класс

Примерная рабочая программа 8 класс

Учебное пособие 8 класс

Методическое пособие 8 класс

УМК 9 Класс

Учебное пособие 9 класс

Примерная рабочая программа 9 класс

Методическое пособие 9 класс

Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Маляр, штукатур» (6-9 классы)
УМК 6 Класс

Методическое пособие 6 класс

Примерная рабочая программа 6 класс

Учебное пособие 6 класс

УМК 7 Класс

Методическое пособие 7 класс

Примерная рабочая программа 7 класс

Учебное пособие 7 класс

УМК 8 Класс

Методическое пособие 8 класс

Примерная рабочая программа 8 класс

Учебное пособие 8 класс

УМК 9 Класс

Методическое пособие 9 класс

Примерная рабочая программа 9 класс

Учебное пособие 9 класс

Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Ручное и машинное изготовление кружева» (6-9 классы)
УМК 6 Класс

Методическое пособие 6 класс

Учебное пособие 6 класс

Примерная рабочая программа 6 класс

УМК 7 Класс

Методическое пособие 7 класс

Учебное пособие 7 класс

Примерная рабочая программа 7 класс

УМК 8 Класс

Методическое пособие 8 класс

Учебное пособие 8 класс

Примерная рабочая программа 8 класс

УМК 9 Класс

Методическое пособие 9 класс

Учебное пособие 9 класс

Примерная рабочая программа 9 класс

Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Производство керамических изделий (гончар)» (6-9 классы)
УМК 6 Класс

Учебное пособие 6 класс

Примерная рабочая программа 6 класс

Методическое пособие 6 класс

УМК 7 Класс

Учебное пособие 7 класс

Примерная рабочая программа 7 класс

Методическое пособие 7 класс

УМК 8 Класс

Учебное пособие 8 класс

Примерная рабочая программа 8 класс

Методическое пособие 8 класс

УМК 9 Класс

Учебное пособие 9 класс

Методическое пособие 9 класс

Примерная рабочая программа 9 класс

Конкурс «Доброшкола»

2024

Буклет

Фотоотчет

Анкета заявка на участие во II этапе Конкурса

Заявка на участие в I этапе Конкурса

Мультимедийная презентация для II этапа

Положение о Конкурсе

В Москве с 13 по 14 ноября 2024 года прошла VI Всероссийская конференция по вопросам подведения итогов реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части обновления инфраструктуры отдельных общеобразовательных организаций.

В рамках конференции подвели итоги Конкурса «Доброшкола – 2024» в 3-х номинациях:

«Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»;

«Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (кабинет учителя ­ дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).

«Лучший развивающий класс» (учебный кабинет, помещение
для реализации программ дополнительного образования);

В текущем году в конкурсе приняли участие 124 школы – участника мероприятия из 18 субъектов Российской Федерации.

Победителями и призерами стали:

В номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»

1 место

Кемеровская область - Кузбасс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101».

2 место

Кировская область, Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья с. Цепочкино Уржумского района».

3 место

г. Санкт-Петербург, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга.

В номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий»

1 место

Красноярский край, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа».

2 место

Нижегородская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа» (г. Выкса).

3 место

Московская область, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр «Аист» для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья».

В номинации «Лучший развивающий класс»

1 место

Свердловская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

2 место

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам с. Приволжское Ровенского района».

3 место

Хабаровский край, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 6».

2023

Фотоотчет

Положение о V Всероссийском Конкурсе «Доброшкола-2023» среди отдельных образовательных организаций - участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Заявка на участие в I этапе конкурса

Анкета заявка на участие во II этапе Конкурса

Мультимедийная презентация для II этапа

Программа конференции 22-23 ноября 2023

Резолюция

Буклет об участниках Конкурса

Названы победители V Всероссийского конкурса «Доброшкола» национального проекта «Образование»

 

22 - 23 ноября 2023 года в Москве состоялась V Всероссийская конференция по вопросам подведения итогов реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части обновления инфраструктуры отдельных общеобразовательных организаций.

В рамках конференции были проведены пленарное заседание; секции «Профориентационная деятельность в отдельной образовательной организации»; «Программа воспитания и подходы к ее реализации в отдельной образовательной организации» и награждение победителей и лауреатов V Всероссийского конкурса «Доброшкола» среди участников реализации проекта 2023 года.

V Всероссийский конкурс «Доброшкола – 2023» проводился в 3-х номинациях:

«Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»;

«Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (кабинет учителя ­ дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).

«Лучший развивающий класс» (учебный кабинет, помещение
для реализации программ дополнительного образования);

В текущем году в конкурсе приняли участие 138 школ – участников мероприятия из 41 субъекта Российской Федерации.

Победителями и призерами стали:

В номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»

1 место

Ростовская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Гуковская специальная школа-интернат № 11».

2 место

Ярославская область, Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Ярославская школа № 38».

3 место

ХМАО-Югра, Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1».

 

В номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий»

1 место

Нижегородская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 144».

2 место

Волгоградская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 7».

3 место

Ленинградская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

 

В номинации «Лучший развивающий класс»

1 место

Волгоградская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат «Созвездие».

2 место

Липецкая область, Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления».

3 место

Республика Коми, Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 41» г. Сыктывкар.

2022

Фотоотчет проекта Доброшкола - 2022

Положение о IV Всероссийском Конкурсе «Доброшкола-2022» среди отдельных образовательных организаций - участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»"

Заявка на участие в I этапе конкурса

Анкета - заявка на участие во II этапе Конкурса

Мультимедийная презентация для II этапа

Программа конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2022 году»

Названы победители III Всероссийского конкурса «Доброшкола»

В Москве с 22 по 23 ноября 2022 г. в онлайн форматепрошла IVВсероссийская конференция «Итоги реализации федерального проекта«Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2022 году».

На конференции были обсуждены вопросы обновления содержания и технологий общего образования на основе актуальной исследовательской повестке в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины, а также объявлены итоги I Всероссийского конкурса «Лучший ресурсный центр по поддержке образования обучающихся
с ограниченным возможностями здоровья» и IVВсероссийского Конкурса «Доброшкола – 2022».

В рамках конкурса«Лучший ресурсный центр по поддержке образования обучающихся с ограниченным возможностями здоровья»поступило 127 заявок в одной номинации «Лучший ресурсный центр».

1-е место – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори» (Ленинградская область);

2-е место – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения» (Псковская область);

3-е место – Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42»(Ростовская область).

Конкурс «Доброшкола – 2022» проводился в 3-х номинациях:

«Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»;

«Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (кабинет учителя ­ дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).

«Лучший развивающий класс» (учебный кабинет, помещение
для реализации программ дополнительного образования);

В текущем году в конкурсе приняли участие все 129школ – участников мероприятия из 60 субъектов Российской Федерации.

Лучшее развивающее пространство учебной мастерской

1место

Свердловская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

2 место

Воронежская область, Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»

3 место

Ленинградская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

 

Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий

1 место

г. Санкт Петербург, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга

2 место

Удмуртская Республика, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Якшур-Бодьинская школа-интернат»

3 место

Нижегородская область, Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 г. Городца»

 

Лучший развивающий класс

1место

Самарская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 17 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

2 место

Саратовская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова»

3 место

Красноярский край, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3»

2020

Положение о II Всероссийском Конкурсе «Доброшкола» среди отдельных образовательных организаций - участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

26-27 ноября 2020 г. в рамках Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса «Доброшкола».

Номинация «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»:

1-е место – Школа-интернат № 7 п. Большое Исаково, Калининградская область;
2-е место – Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, Ленинградская область;
3-е место – Школа-интернат № 1, г. Калининград.

Номинация «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога):

1-е место – Брасовская школа-интернат, Брянская область;
2-е место – Красноярская школа № 8, Красноярский край;
3-е место – Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Камчатский край.

Номинация «Лучший развивающий класс» (учебный кабинет, помещение для реализации программ дополнительного образования):

1-е место – Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Воронежская область;
2-е место – Кувшиновская школа-интернат, Тверская область;
3-е место – Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89, г. Ульяновск.

Номинация «Лучшее развивающее пространство школы» (коридоры и рекреации, актовый или спортивный зал, библиотека):

1-е место – Красноярская школа № 5, Красноярский край;
2-е место – Кировская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Калужская область;
3-е место – Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики, г. Прохладный, Кабардино-Балкарская Республика.

Информация о конкурсе «Доброшкола» размещена в выпуске электронного журнала Минпросвещения России «Вестник образования» посвящён Всероссийским конкурсам для образовательных организаций и педагогов, направленным на развитие качества и доступности коррекционного и инклюзивного образования.

https://edu.gov.ru/press/2531/vyshel-novyy-nomer-elektronnogo-zhurnala-minprosvescheniya-rossii-vestnik-obrazovaniya

Все фото

Образование - РФ - Россия 1: вышел сюжет о том, что по всей стране благодаря национальному проекту «Образование» проходит масштабная модернизация школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебные заведения превращаются в многофункциональные образовательные кластеры. Теперь там можно научиться управлять автомобилем, вести домашнее хозяйство или освоить востребованную профессию.

2019

Положение о конкурсе «Доброшкола» по формированию развивающего, обучающего пространства посредством дизайна школы

29 ноября 2019 г. в рамках Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса «Доброшкола».

Номинация «Лучший развивающий класс (учебный кабинет)»:

3-е место: Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, Республика Башкортостан;

2-е место: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя, Ставропольский край;

1-е место: Николаевская специальная школа-интернат, Ростовская область.

Номинация «Лучшее развивающее пространство школы»:

3-е место: Ростовская специальная школа-интернат № 42, Ростовская область;

2-е место: Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей с ограниченными возможностями здоровья,

Калининградская область;

1-е место: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4, Ставропольский край.

Номинация «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»:

3-е место: Ростовская специальная школа-интернат № 41, Ростовская область;

2-е место: Николаевская специальная школа-интернат, Ростовская область;

1-е место: Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Калининградская область.

Номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий»:

3-е место: Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», Ростовская область;

2-е место: Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Гармония», Калужская область;

1-е место: Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения, Ивановская область.

Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска (Иркутская область), подавшая единственную заявку в номинации «Лучшее развивающее пространство школьной библиотеки», была отмечена специальным призом.

Все фото

 

 

Конкурс лучших практик профессиональной самореализации выпускников отдельных общеобразовательных организаций

2024

Буклет

Положение о Конкурсе Профориентации 2024

Форма заявки

14 ноября 2024 года в Москве на базе Института коррекционной педагогики озвучили результаты  Всероссийского конкурса лучших практик профессиональной самореализации выпускников отдельных общеобразовательных организаций. В рамках номинации «Лучшая практика профессиональной самореализации выпускников отдельных общеобразовательных организациях (коррекционных школ)» поступило 153 заявки.

Победителями и призерами стали:

1-е место – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат «Созвездие» (Волгоградская область);

2-е место – Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-интернат №19 города Сарапула имени
Ю.А. Перескокова» (Удмуртская Республика);

3-е место – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (Республика Татарстан).