uz 1
Group 77
Group 79

Для оценки психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера

Северный набор содержит методику психолого-педагогического обследования детей КМНС в родной социокультурной среде с комплектом игровых и дидактических материалов для оценки отдельных психологических сфер (познавательной, речевой, двигательной и социально-коммуникативной) у детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Методика позволяет определить соответствие психического развития ребенка показателям возрастной нормы. По результатам обследования формируются рекомендации по организации процесса воспитания и обучения в семье и общественной системе образования.

По вопросам приобретения набора можно обратиться 
в издательство
«Русское слово»
Без-имени-2
Актуальность создания условий в системе образования РФ для коренных малочисленных народов Севера

Россия является многонациональным государством, жители которого относятся к 194 различным народам и этническим группам. Из них 40 народов общей численностью 262,6 тыс. человек обладают официальным статусом «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Малочисленным народом является этническая группа численностью менее 50 тыс. человек с характерным для них традиционным образом жизни и родом занятий (охота, оленеводство, птицеловство, собаководство, морской зверобойный промысел). Наиболее многочисленными КМНС являются: ненцы, эвенки, ханты, эвены , чукчи, манси.

По данным Всероссийской переписи населения 2020 г., 31% населения КМНС моложе трудоспособного возраста (9% — 0–4 года, 11% — 5–9 лет, 10% — 10–14 лет). Наибольшее количество детей приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст — 11%, часть из них являются претендентами на получение кочевой формы образования. Кочевой образ жизни ведут 4676 семей, воспитывающих более 6,5 тыс. детей, более 2 тыс. из них дошкольники.

Коренные малочисленные народы Севера России находятся под защитой государства. Законодательство Российской Федерации гарантирует КМНС условия для сохранения и развития своей культуры, важных социальных элементов самобытности, в том числе традиционных способов использования земель и биологических ресурсов в соответствии со сложившимися культурными обычаями. Уникальный образ жизни и традиционные виды деятельности малочисленных этнических общностей определяют ценности, нормы и правила воспитания детей, целью которого является достижение душевного единения ребенка с природой, сохранение нравственных связей с ближайшим социальным окружением, подготовка к самостоятельной жизни и трудовой реализации в характерных для данного народа видов деятельности (оленеводство, охота, рыболовство), реализуемых в условиях стойбища или кочевий. Общественное, типичное для КМНС России, содержательное наполнение воспитания в семьях отличается от системы воспитания других народов России своей тесной связью с жизнедеятельностью этнического сообщества и определяющей ролью среды обитания, в ходе освоения которой происходит становление детской личности.

Общественная система образования также должна содействовать сохранению семейной системы социальных отношений, самобытной культуры и этнических традиций малочисленных народов. Общая актуальная задача системы образования характеризуется сохранением и интеграцией этнических основ воспитания и культуры малочисленных народов в существующую программу российского общего образования в соответствии с ФГОС. Для детей КМНС предусмотрены разные модели получения образования: школы-интернаты, сельские и кочевые школы.  В рамках кочевой формы возможны различные модели.

Кочевая дошкольная группа (кочевой детский сад) - обеспечивает для детей дошкольного возраста: присмотр и уход; подготовку к школе в «кочевой группе» кратковременного или круглосуточного пребывания; присмотр, уход и дошкольное образование в «кочевой семейной дошкольной группе» при оформлении члена семьи работником в образовательной организации (при наличии профессионального образования). Приходящие педагогические работники работают в кочевых детских садах вахтовым методом. В группе могут одновременно находиться дети разного возраста, она может быть круглогодичной или сезонной.

Получение образования в семейной форме и в форме самообразования, когда образовательная организация обеспечивает методическое и консультационное сопровождение обучающегося.

В настоящее время различные государственные проекты и программы направлены на поддержку новых форм образовательной деятельности на местах кочевий.  Национальный проект «Образование» ориентирует специалистов образовательных организаций на «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 219-ФЗ от 13.06.2023), в результате дети коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, смогут получать дошкольное и начальное общее образование в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Успешное воплощение в жизнь образовательных инноваций на северных территориях Российской Федерации возможно при решении ряда актуальных педагогических задач, учитывающих социокультурные традиции и семейные ценности КМНС:

  • Организация образовательного процесса в местах кочевий
  • Адаптация методик преподавания, разработка адаптированных учебников
  • Повышение квалификации воспитателей и учителей
  • Разработка методик для оценки психического развития и результатов обучения детей малой этнической группы.

Организация образования с учетом этнических, психологических, физиологических и индивидуальных особенностей детей КМНС в контексте требований ФГОС нового поколения предполагает учет индивидуально-личностных характеристик, психологических возможностей и потребностей ребенка. Инструментом выявления индивидуальных психологических возможностей и потребностей, классификации детей в группы развития и определения необходимых образовательных условий и содержания обучения является психолого-педагогическое обследование, реализованное согласно специально созданной для данных целей методики. Психолого-педагогическая диагностика является неотъемлемой частью образовательного процесса, начальным этапом и средством решения таких практических задач обучения, как контроль за ходом психического развития ребенка, выявление его отклонений и определение стратегии психолого-педагогической работы для создания оптимальных развивающих условий.

В связи с тем, что существующие на сегодняшний день методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста не учитывают особенности социокультурной среды, в которой происходит развитие и воспитание, особый уклад жизни ребенка КМНС, его восприятие мира и взаимоотношения с ним, было принято решение о создании отдельной методики оценки состояния психического развития ребенка дошкольного возраста с игровыми заданиями разной степени сложности, в соответствии с психологическими возможностями детей определенного возраста и адаптированным к культурной этнической социальной среде игровым инструментарием.

Методика представляет собой психолого-педагогический диагностический инструментарий, способный предоставить педагогам достоверные сведения о культурных и ценностных ориентирах обучающегося, его индивидуально-личностных качествах и предпочтениях, потребностях и возможностях.

Наличие объективной психолого-педагогической информации о состоянии психического развития ребенка и его потенциальных познавательных возможностях позволит развить у детей личностные качества и социальные умения, востребованные во взрослой жизни и соответствующие той культуре межличностного взаимодействия, которая характерна для его родного этноса и места проживания, наряду с осознанием и конструктивным согласованием этнических и национальных традиций с результатами актуальных социальных преобразований и научных достижений российского общества в целом.

Научно-методические основы

В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии создано достаточное число методик и инструментов, которые подходят для решения диагностических задач при оценке психического развития детей, воспитывающихся в традиционной социокультурной среде, среди них: методики Л. А. Венгера, Е. А. Стребелевой, С. Д. Забрамной, тесты Д. Векслера и Дж. Равена и др. Однако дети, воспитывающиеся в малых этнических группах и сложных климатических условиях, а значит, в особой социальной среде, имеют иной жизненный опыт, культуру социальных понятий и образов, отличных от предложенных в существующих методиках, что может привести к неверной интерпретации полученных в ходе психолого-педагогического обследования сведений.

Так как обозначенные выше методики не учитывают особенности социокультурной среды, в которой происходит развитие и воспитание, особый уклад жизни ребенка КМНС, было решено разработать отдельную методику оценки состояния психического развития ребенка дошкольного возраста, адаптированную к культурной этнической социальной среде. В качестве значимых психологических критериев были выбраны научно обоснованные достижения психического развития, обозначенные в трудах Ж. Пиаже, Н. М. Щелованова, Д. Б. Эльконина, которые могут быть зафиксированы специалистом при организации экспериментальной диагностической ситуации. В качестве теоретического основания методики оценки психического развития ребенка выбраны:

  • Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского (1911);
  • Концепция деятельности А. Н. Леонтьева (1972, 1977);
  • Положение о неравномерности психического развития и значимости каждого возрастного периода в развитии личности ребенка (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Содержание заданий создавалось с учетом научных положений и концепций о закономерностях психического развития детей в раннем и дошкольном возрастах:

  • Теоретические представления о формировании и социализации личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Г. С. Батищев, С. А. Беличева, Г. Г. Силласте);
  • Позиции ученых о социокультурном развитии человека (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. А. Жданов, С. Н. Иконникова, Э. В. Ильенков, Э. С. Маркарян, М. С. Каган);
  • Положения о культуросообразной детерминации развития человека как личности и единстве деятельности и личности (К. А. Абульханова-Славская, Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, П. Г. Щедровицкий и др.);
  • Классические и современные исследования в области этнопедагогики и этнопсихологии (В. Ф. Афанасьев, Г. Н. Волков, Д. А. Данилов, Н. Е. Егоров, З. А. Малькова, Н. Д. Неустроев, И. С. Портнягин, К. Б. Семенов, А. Д. Семенова, В. К. Шаповалов и др.), культурологии (И. А. Арабов, У. А. Винокурова, В. В. Лезина, В. А. Роббек и др.).

Обозначенные выше научные подходы и позиции ученых позволили оценить роль культурного и этнического контекста в психолого-педагогическом изучении детской личности и обозначить подход к конструированию диагностики как этнокультурный. Применение данного подхода подразумевает учет культурных особенностей обучающихся, климатических условий осуществления образовательной деятельности, ориентировку на научно обоснованные закономерности психического развития. Это способствовало реализации целостного подхода в понимании закономерностей психического развития ребенка, что отражено в качестве одного из требований ФГОС дошкольного образования.

В результате анализа работ по изучению детской личности народов Севера был составлен психолого-педагогический портрет, раскрывающий особенности психического и социально-личностного развития детей, воспитывающихся в экстремальных арктических условиях (межличностного и практического взаимодействия ребенка со взрослыми, восприятия внешнего мира, мышления и др.).

Благодаря обширному методическому и методологическому обеспечению, научной информации о жизни и культуре людей, проживающих в Арктической зоне, стало возможным создание методики оценки психического развития детей с отражением в ней культурных традиций, межличностных и родовых отношений коренных жителей Севера.

Диагностические задания и процедура обследования соотносятся с укладом и образом жизни ребенка, средой, формирующей образ мира и систему социальных отношений.

Критерии оценки психического развития учитывают индивидуальные особенности и динамику психического развития представителей данной этнической группы, подробно раскрытые в ряде научных исследований. Характерные отличия социокультурного развития детей КМНС отражены во всех заданиях методики для повышения точности диагностических результатов и правильного выбора содержания, методов и форм организации образовательного процесса.

Проведенная апробация методики на большой выборке детей КМНС раннего и дошкольного возраста показала ее высокую прогностическую значимость и надежность, позволяющую оценить состояние психического развития ребенка в типичных для него жизненных ситуациях и в процессе выполнения характерных для его возраста видах деятельности.

Процесс обследования детей

Пространство для оценки психического развития подбирается индивидуально, с учетом характеристик помещения, в котором проводится психолого-педагогическое обследование (в кабинете или в кочевых условиях). При благоприятных погодных условиях задания для оценки двигательного развития могут проводиться на улице. Диагностику может выполнить воспитатель, прошедший специальное обучение.

Задания методики могут быть предложены ребенку как на русском, так и  на национальном языке, с применением традиционных социальных жестов и знаковых символов.

Методика представляет собой компактный инструмент скринингового обследования, которое проводится в несколько этапов.

1 этап – Информация о ребенке

Перед началом обследования производится сбор и изучение информации о ребенке.

  • Беседа с родителями (законными представителями), выявление трудностей.
  • Анализ медицинской и педагогической документации (при наличии).
  • Анализ продуктов деятельности и творчества ребенка.
  • Наблюдение за свободным поведением ребенка.

Знакомство с ребенком.

2 этап Процедура обследования

Специалист должен наладить контакт с ребенком и создать педагогические условия для обследования.

  • Использование игровых ситуаций, соответствующих по степени сложности определенному интеллектуальному способу решения задачи.
  • Предъявление 12 заданий для обследования двигательной, социально-коммуникативной, познавательной и речевой сферы.
  • Оказание дополнительной помощи и обучение в случае затруднений.

Возраст ребенка

Длительность обследования (мин)

Вид педагогической помощи

1 год

5-10

Совместное выполнение действий

2 года

до 15

Демонстрация выполнения действий и совместное выполнение наиболее сложных операций

3-5 лет

до 25

Демонстрация выполнения действий, небольшая практическая помощь

6-7 лет

до 35

Уточняющие вопросы и небольшая практическая помощь в начале выполнения

3 этап – Результат

Специалист подводит итоги, осуществляет обработку и интерпретацию результатов.

  • Заключительная беседа с родителями (законными представителями).
  • Заполнение бланка психолого-педагогического обследования:
    • составление характеристики деятельности ребенка по сферам психического развития (двигательной, социально-коммуникативной, познавательной и речевой);
    • преобразование качественных результатов обследования в количественный показатель по каждой сфере психического развития;
    • суммирование показателей для выставления общего балла, свидетельствующего об успешности выполнения заданий;
    • обобщение полученных сведений в психолого-педагогической характеристике;
    • составление заключения с определением варианта психического развития в зависимости от набранного количества баллов,
    • подготовка рекомендаций по воспитанию и обучению согласно варианту психического развития (его соответствия и несоответствия возрастному нормативу);
    • внесение индивидуальных рекомендаций согласно полученным данным об особенностях каждой сферы психического развития.

Применение методики оказывает содействие в определении образовательного маршрута с целью полноценной социализации ребенка в самобытной этнической среде, оптимизации образовательно-воспитательного процесса с учетом физиологических, психологических и индивидуальных особенностей развития.

Содержание набора

Frame 12 (2)

Методическое пособие

Материал пособия адресован специалистам психолого-педагогического профиля и воспитателям с опытом профессиональной деятельности не менее 5 лет для мониторинга процесса психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение в кочевой форме, а также может быть использован на психолого-медико-педагогических консилиумах.

Содержание

Введение

 

 

Глава 1. Социокультурные условия развития детей  КМНС

 

1.1 Этнические основы воспитания и обучения детей КМНС

 

1.2 Социально-педагогическая и психологическая характеристика детей КМНС

 

1.3 Этнокультурный подход в психолого-педагогической оценке психического

развития ребенка раннего и дошкольного возраста

 

Глава 2. Методика оценки психического развития детей КМНС

 

2.1 Теоретические основы методики

 

 

2.2 Структура методики

 

 

2.3 Организация процедуры обследования

 

 

2.4 Обработка и интерпретация результатов

 

 

Глава 3. Задания методики оценки психического развития детей КМНС

 

3.1 Задания для обследования психического развития ребенка 2-го года жизни (паспортный возраст 1 год)

 

3.2 Задания для обследования психического развития ребенка 3-го года жизни (паспортный возраст 2 года)

 

3.3 Задания для обследования психического развития ребенка 4-го года жизни (паспортный возраст 3 года)

 

3.4 Задания для обследования психического развития ребенка 5-го года жизни (паспортный возраст 4 года)

 

3.5 Задания для обследования психического развития ребенка 6-го года жизни (паспортный возраст 5 лет)

 

3.6 Задания для обследования психического развития ребенка 7-го года жизни (паспортный возраст 6 лет)

 

3.7 Задания для обследования психического развития ребенка 8-го года жизни (паспортный возраст 7 лет)

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение 1. Перечень материалов и оборудования для проведения

диагностики психического развития детей коренных малочисленных

народов Севера

 

Приложение 2. Бланк психолого-педагогического обследования

 

Приложение 3. Примеры заполнения бланка психолого-педагогического

обследования

 

Frame 12 (3)

«Чемоданчик» с комплектом игровых и дидактических материалов

Комплект игрового инструментария адаптирован к культурной этнической социальной среде и позволяет организовать игровые задания разной степени сложности в соответствии с психологическими возможностями детей определенного возраста.

Стимульный материал располагается в мобильной, удобной для переноса сумке.

Frame 12 (8)

Фигурки обитателей Севера

Frame 12

Сюжетные игрушки, отражающие кочевой образ жизни

Frame 12 (10)

Национальные игрушки

Frame 12 (11)

Иллюстративные пособия с изображениями, характерными для северного региона

Frame 12 (6)

Материалы для продуктивной деятельности

Frame 12 (9)

Классические игрушки

Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера

Авторы: Медведева Е.А., Голубчикова А.В., Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Беликова А.И.

Подробнее

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме, на психолого-медико-педагогических консилиумах при обследовании детей от одного года до семи лет включительно. Набор выполнен с возможностью при его использовании осуществить оценку деятельности ребенка в различных психологических сферах: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста. Набор содержит группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности и содержит национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера. Технический результат изобретения – возможность более точной оценки уровня психического развития ребенка в дошкольном возрасте и своевременное выявление детей с риском нарушения психического развития и/или с отклонениями от возрастного норматива, возможность оптимизации условий развития, воспитания и обучения ребенка для реализации его потенциальных психических возможностей.

2024-09-25_12-16-59

Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера

Авторы: Лазуренко С.Б., Медведева Е.А., Голубчикова А.В., Соловьева Т.А.

Подробнее

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме, на психолого-медико-педагогических консилиумах при обследовании детей от одного года до семи лет включительно. Способ предусматривает подготовку заданий различной степени сложности с использованием набора для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в ходе специальным образом организованной процедуры обследования, в процессе которой ребенок, совершая практические действия с группой предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группой обучающих пособий, группой иллюстрированных пособий, группой пособий для продуктивной деятельности, содержащих национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера, выполняет задания, позволяющие оценить состояние различных психологических сфер ребенка - познавательной, социально-коммуникативной, речевой, двигательной - и соотнести полученный результат с утвержденными научным сообществом показателями возраста. Технический результат изобретения - возможность более точной оценки уровня психического развития ребенка в дошкольном возрасте и своевременное выявление детей с риском нарушения психического развития и/или с отклонением от возрастного норматива, возможность оптимизации условий развития, воспитания и обучения ребенка для реализации его потенциальных психических возможностей.