В 1908 году доктор В.П.Кащенко, взяв в аренду несколько небольших домов, расположенных в районе Девичьего поля, устроил в них Санаторий-школу для дефективных детей. Так усилиями и душевной заботою Всеволода Петровича Кащенко Москва обрела уникальное на тот момент образовательное учреждение. Частный санаторий-школа стал одним из первых российских научно-практических учебных заведений, где рождались и проходили проверку на практике методы воспитания и школьного обучения детей с нарушением умственного развития. В учреждение принимались исключительно мальчики школьного возраста - «дети невропаты, истерики, умственно отсталые, испорченные неправильным воспитанием в семье, склонные к бродяжничеству, с другими отклонениями в развитии». Изначально учебное заведение было рассчитано на 15-20 подростков.

В 1918 году В.П. Кащенко передает свое детище государству, и оно, под именем Дома изучения ребенка, становится одним из опытно-показательных учреждений (ОПУ) Наркомпроса РСФСР. Мечтая сохранить дореволюционное педагогическое наследие, накапливать и пропагандировать опыт московских специальных школ, В.П.Кащенко открывает Музей педологии и педагогики исключительного детства. В 1921 году при Доме изучения ребенка открывается медико-педагогическая клиника, с 1923 года получившая официальный статус Медико-педагогической опытной станции.

На базе Дома изучения ребенка В.П.Кащенко организует «шестимесячные курсы по подготовке работников по дефективности» (1918), которые вскоре становятся годичными (1919), а затем и трехгодичными (1920). Инициатива энтузиаста получает одобрение Наркомпроса и поддержку руководства города, благодаря чему в столице открывается Московский Педагогический институт детской дефективности (1920). Осенью 1924 года это небольшое образовательное учреждение вливается в состав педагогического факультета II МГУ.

Активное участие в деятельности Дома изучения ребенка, его медико-педагогической станции и Московского Педагогического института детской дефективности принимали известные российские врачи, психологи, педологи и сурдопедагоги: П.Г.Бельский, П.П.Блонский, В.В.Бунак, В.А.Гандер, В.А.Гиляровский, А.Н.Граборов, А.С.Грибоедов, В.П.Кащенко, Н.М.Лаговский, С.С.Моложавый, Г.В.Мурашёв, Б.С.Преображенский, Ф.А.Рау, Н.А.Рау, Г.И.Россолимо, Н.А.Рыбников и др.

Наркомпрос РСФСР рассматривал ОПУ «Дом изучения ребенка» как экспериментальную площадку, опыт которой в дальнейшем мог бы распространяться по всей стране. Петроград и Москва первыми в РСФСР организовали подготовку квалифицированных педагогов-дефектологов. Успешное выявление «телесно и умственно дефективных» детей, правильное комплектование специальных школ столицы и области преимущественно обеспечивалось силами работников Медико-педагогической станции.

В 1926 году профессор В.П.Кащенко отстранен от работы и освобожден от всех должностей. По счастью, руководителем Медико-педагогической станции назначается Лев Семенович Выготский, который вскоре создает Лабораторию психологии аномального детства. В 1929 году Наркомпрос РСФСР преобразует действующие службы в единую структуру - Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ).

С приходом Л.С.Выготского, его соратников и учеников (Л.В.Занкова, Р.Е.Левиной, Н.Г.Морозовой, М.С.Певзнер, И.М.Соловьёва, Ж.И.Шиф) учреждение на Погодинской улице получает новый импульс. ЭДИ становится головным исследовательским институтом, выполняющим государственный заказ по научному обеспечению системы школьного образования детей с недостатками умственного и физического развития, своего рода «Меккой дефектологии». По инициативе Л.С. Выготского в структуре ЭДИ создается Клиника речи (впоследствии она продолжит работу в статусе экспериментальной школы-клиники для детей с нарушением слуха и речи НИИД АПН РСФСР), руководство Клиникой речи доверяется Р.Е. Левиной. В 1935 году в Институте открывается первый в стране (и до 90-х гг. ХХ века единственный) диссертационный совет по дефектологии. В 1937 году ЭДИ переименован в Научно-практический институт специальных школ и детских домов.

В лихолетье Великой отечественной войны часть сотрудников Института, педагогии и учащиеся экспериментальной школы окажутся в эвакуации, мужчины призывного возраста уйдут на фронт, но исследователи, не покинувшие Москву, продолжат работу. И в эвакуации и в столице научный поиск, как свидетельствуют сохранившиеся протоколы заседаний Ученых советов, не прерывался ни на один день. Правительственным указом 1943 года НКП РСФСР включается в состав АПН РСФСР, одновременно получив очередное новое имя - НИИ дефектологии АПН РСФСР.

Официальные названия учреждения менялись, но неизменно Институт продолжал развивать отечественную научную школу дефектологии, в полной мере реализуя идеи комплексного подхода к изучению аномального ребенка, провозглашенные Л.С. Выготским. Штатное расписание НИИД АПН РСФСР включало психологов, логопедов, сурдо-, тифло- и олигофренопедагогов, учителей-дефектологов, нейрофизиологов, психофизиологов, врачей психоневрологов, психиатров, офтальмологов, аудиологов, инженеров. Простое перечисление специальностей позволяет понять, насколько комплексным был избранный подход. К середине 1960-х годов Институт объединял 24 лаборатории, исследования которых охватывали широкий спектр нарушений, а именно: глухоту и тугоухость, слепоту и слабовидение, умственную отсталость и задержку психического развития, нарушения речи, двигательные нарушения, комбинированные дефекты (слепоглухонемоту). В поле зрения ученых находились дети дошкольного и школьного возраста, а также взрослые с дефектами слуха и зрения.

Раздел «Дефектология. Специальные школы» библиографического справочника АПН (1958 г.) содержит более сорока крупных научных и научно-методических публикаций, в том числе монографии, сборники научных статей и материалов из опыта экспериментальной работы, учебники и учебные пособия для специальных школ, а также описание 48 выпусков периодического издания «Учебно-воспитательная работа в специальных школах».

Министерство просвещения РСФСР вменяет НИИДу координацию исследований, проводимых дефектологическими факультетами педагогических вузов Киева, Ленинграда, Москвы, а также дефектологическими отделами, созданными в ряде союзных республик при НИИ педагогики и психологии. На базе НИИДа и при кураторстве его ведущих сотрудников ежегодно проводятся координационные совещания, раз в три-четыре года - научные сессии по дефектологии.

К середине 1960-х годов были сформулированы и экспериментально проверены фундаментальные положения отечественной научной школы дефектологии - не потерявшие значения до настоящего времени идеи в области понимания природы и механизмов отклоняющегося развития, основ специального обучения и воспитания детей. Публикуются работы, ставшие классическими: Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети (1963), Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике (1961), Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности (1956), Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения (1961), Вопросы формирования произношения и развития слухового восприятия у глухих и тугоухих школьников. Сборник статей под редакцией Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана (1956), Книга для учителя вспомогательной школы, под ред. Г.М.Дульнева (1955), Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников (1960), Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи (1961), Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы (1955), Мещеряков А.И. Мареева Р.А. Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка (1964), Певзнер М.С. Дети-олигофрены (1959), Обучение и воспитание слепоглухих. Сборник статей под редакцией И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова (1962), Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир (1947). Перечисленные исследования составляют лишь часть публикаций послевоенного периода, с которыми могли беспрепятственно знакомиться практики.

Неоспоримым доказательством плодотворного развития отечественной научной школы дефектологии служит вышедшая в свет в 1965 году коллективная монография «Основы обучения и воспитания аномальных детей» под общей редакцией А.И.Дьячкова. Названный труд отразил основные итоги исследований предшествующих десятилетий, знакомил читателя с клиническим, физиологическим, психологическим и педагогическим взглядами на развитие особого ребенка, основами его обучения и воспитания. Авторами коллективной монографии выступили Р.М.Боскис, Т.А.Власова, А.И.Дьячков, А.П.Гозова, Л.В.Занков, М.И.Земцова, С.А. Зыков, А.И. Каплан, Б.Д. Корсунская, Ю.А.Кулагин, В.И.Лубовский, А.И.Мещеряков, Н.Г.Морозова, Л.В.Нейман, Ф.Ф.Рау, Т.В.Розанова, Н.Ф.Слезина, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др. Само построение книги позволяет составить представление об уровне развития дефектологической науки: «Аномальные дети», «Воспитание и обучение аномальных детей», «Принципы построения специальных учебно-воспитательных учреждений и системы подготовки дефектологов».
Система специальных учебно-воспитательных учреждений, по убеждению исследователей, «может работать успешно при условии правильного их комплектования которое, в свою очередь, зависит от тщательности дифференциации специальных школ в соответствии с различными видами аномального развития; от подбора специалистов для работы в приемно-отборочных комиссиях; от глубины и всесторонности исследования аномальных детей, использования всей совокупности современных методов их обследования».

Заключает книгу глава о подготовке педагогических кадров. Представители отечественной научной школы настаивают на междисциплинарности, предлагая сочетать естественно-научную и культурно-историческую подготовку будущих дефектологов, требовать от специалистов знания анатомии и патоанатомии, физиологии и патофизиологии, основ языкознания и филологии, общей и специальной психологии, общей и коррекционной педагогики.

Вторая половина ХХ века – время совершенствования и дифференциации отечественной системы специального образования, время продуктивного становления уникальной отечественной научной школы дефектологии. Институт укрепляет традицию комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к проблемам изучения и обучения детей с недостатками умственного и физического развития. Научная разработка особых образовательных пространств: видов специальных образовательных учреждений, организационных форм и технологий обучения, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии, позволила создать дифференцированную государственную систему специального образования. К концу 1980-х годов она объединяла 8 видов специальных школ (15 типов программ специального обучения), включала в себя дифференцированную систему дошкольной подготовки разных категорий детей с отклонениями в развитии.

На протяжении всех лет существования НИИ дефектологии АПН СССР оставался головным научным учреждением страны в сфере специального образования, в разные годы в его стенах трудятся выдающиеся ученые дефектологи, основоположники систем обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, детей со сложной структурой дефекта: В.И.Бельтюков, Р.М.Боскис, Т.А.Власова, А.П.Гозова, И.И.Данюшевский, Г.М.Дульнев, А.И.Дьячков, Г.Л.Зайцева, Л.В.Занков, М.И.Земцова, А.Г.Зикеев, Н.Н.Зислина, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, К.Г.Коровин, Б.Д.Корсунская, Н.Ф.Кузьмина-Сыромятникова, М.И.Кузьмицкая, Ю.А.Кулагин, К.С.Лебединская, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Е.М.Мастюкова, А.И.Мещеряков, Н.Г.Морозова, Л.В.Нейман, Н.А.Никашина, Л.А.Новикова, Л.П.Носкова, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, А.Ф.Понгильская, Ф.Ф.Рау, Т.В.Розанова, О.И.Скороходова, Н.Ф.Слезина, И.А.Соколянский, И.М.Соловьёв, Л.И.Солнцева, Л.И.Тигранова, Г.В.Чиркина, Ж.И.Шиф, М.Б.Эйдинова и др.; Л.П.Григорьева, Е.П.Кузьмичёва, Э.И.Леонгард, В.И.Лубовский, М.Н.Фишман и др.

Задачи по строительству системы специального образования, поставленные государством в 1930-е годы, благодаря фундаментальным и пррикладным исследованиям, проводимым сотрудниками Института, к концу 1980-х были не просто решены, но и многократно перевыполнены. Конечно, с высот сегодняшнего дня очевидны многочисленные пробелы сложившейся практики специального обучения: отсутствовал закон о специальном образовании; действующая система охватывала специальным обучением не более трети в нём нуждавшихся; из процесса обучения детей-инвалидов государство практически исключило родителей; контакты учащихся специальных школ со сверстниками из «массовой» школы сводились к минимуму; часть детей признавалась необучаемыми из-за их неспособности освоить ценз; подавляющее большинство учителей, спецшкол не имело высшего дефектологического образования.

В преобразованной России коренным образом меняется представление государства о задачах, стоящих перед системой образования и наукой. Начавшаяся в 1991 году реорганизация и модернизация АПН СССР приводит к преобразованию и переименованию НИИ дефектологии в Институт коррекционной педагогики (ИКП).

Российская Федерация признает ценности открытого гражданского общества, подписывает декларации ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов», принятые западным миром двадцатью годами раньше. Ратификация названных и созвучных им международных документов служит свидетельством изменения отношения России к правам инвалидов, детей с недостатками физического и умственного развития, которых с этого момента официально следует именовать «детьми с ограниченными возможностями здоровья», «детьми с особыми образовательными потребностями». Не завершив предшествующий период, не закрепив законодательно право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, государство в 1991 году предлагает иной вектор движения - «от равных прав к равным возможностям», что предопределило грядущую интеграцию массового и специального образования.

Обновленный ученый совет ИКП разработал и представил на суд Министерства образования РФ, Президиума, специалистов и всех заинтересованных лиц Программу модернизации отечественной системы специального образования. ССО. Журнал «Дефектология» публикует статьи «Актуальные проблемы специального образования» (1994 г.) и «Современное состояние коррекционной педагогики» (1996 г.), содержащие анализ ситуации и научный прогноз ее развития. Оценивая тогдашнее состояние отечественной системы специального образования как кризисное, ИКП изложил собственные представления о мерах и путях преодоления этого кризиса. Упомянутые публикации явились своего рода манифестом, программными документами, в которых излагалось и обосновывалось содержание НИР и ОЭР, планируемых институтом на последующие полтора десятилетия. Точность и правильность прогноза, сделанного в 1992 году, выбора приоритетных направлений исследований подтвердило время. Судя по итоговым документам заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации (О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, декабрь 2009 года), Учёный совет Института шестнадцатью годами раньше достаточно точно предсказал грядущие перемены в содержании и организационных формах школьного образования детей с ОВЗ.

Проведенный в ИКП цикл опережающих фундаментальных и прикладных исследований позволил определить и обосновать основные параметры модернизации системы специального образования нового типа (в области личностного развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, организации учебно-воспитательного процесса, подготовки высококвалифицированных кадров). Полученные результаты делают более ясными пути дальнейшей структурно-функциональной модернизации системы, помогая избегать ошибки, и принятие неэффективных решений организационного и методического характера.

И в XXI веке ФГБНУ «ИКП» сохраняет верность отечественной научной школе, оставаясь ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии.