МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБНУ “ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ”
ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рецензенты:
Яковлева И. М., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы МГПУ
Нурлыгаянов И.Н., кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ ИКП РАО
ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ/электронное учебное пособие. – М.: ИКП РАО. – 2022
Аннотация: учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам, обучающимся по направлениям подготовки педагогическое образование, специальное дефектологическое) образование, психолого-педагогическое образование; специалистам, осуществляющим образование детей с ОВЗ. В учебном пособии представлен современный взгляд на воспитание и обучение детей изучаемой категории: раскрыты теоретические основы воспитания и обучения; варианты развития; система образования, специфика дошкольного и школьного уровня образования; пути социализации и профессиональной реализации, педагогическая помощь семье. В учебном пособии к каждой главе даны вопросы и литература, в заключении – примерный список тем курсовых работ, тезаурус. Учебное пособие имеет электронный формат, в тексты встроены видеофайлы.
Технические характеристики учебного пособия:
Тип ЭВМ: Intel Pentium III и выше
ОС: Windows 98 и выше, Mac OS, Linux
Редакционная коллегия:
Стребелева Е.А. ответственный редактор, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник
Закрепина А.В. ответственный редактор, доктор педагогических наук, член-корр. РАО, заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП РАО»
наук, доцент, главный научный сотрудник
Бутусова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник
Кинаш Е.А. кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник
Авторский коллектив:
Бутусова Т.Ю. – гл.2, гл.5
Закрепина А.В. – гл. 2, гл.6
Кинаш Е.А. –гл.3
Мишина Г.А. – гл.1, гл. 7
Пронина Л.В. – гл. 2
Стребелева Е.А. – гл.1, гл. 4
Шилова Е.А. – гл. 8
Бурцева М.В. - техническая подготовка текстов к публикации
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Олигофренопедагогика как самостоятельная отрасль науки и практики
1.1 Истоки становления помощи детям и интеллектуальными нарушениями
1.2. Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики
1.3. Теоретические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями
1.4. Связь олигофренопедагогики с другими науками
Глава 2. Дети с интеллектуальными нарушениями: варианты развития
2.1.Cовременные представления о детях с умственной отсталостью.
2.2. Понятие «умственная отсталость».
2.4 Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью.
2.5 Варианты образовательных маршрутов детей с умственной отсталостью.
2.6 Содержание методики педагогического обследования умственно отсталых первоклассников.
2.8 Взаимодействие специалистов и родителей при выборе маршрута и образовательной организации.
Глава 3. Современная система воспитания и образования детей с интеллектуальными нарушениями
3.1. Образовательные организации (специальные и инклюзивные).
3.2. Учреждения ведомства социальной защиты.
3.3. Учреждения ведомства здравоохранения.
3.4. Общественные и благотворительные фонды.
РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Глава 4. Дошкольное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями
Глава 5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях (уровни образования)
5.4 Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
5.5 Специальные условия для получения образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Глава 6. Пути социализации детей с интеллектуальными нарушениями: социальная адаптация, трудовое и профессиональное обучение
Глава 7.