Адаптированная основная общеобразовательная программа

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) в части создания специальных условий получения образования (ст. 79 ФЗ-273).

«АОП— образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»,ст. 2)

Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам дифференцировано,с учетом структуры нарушений развития обучающегося и степени их выраженности. На сайте fgosreestr.ruразработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), отвечающие особым образовательным потребностям:

  • вариант 1- для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • вариант 2 - для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР);

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основе АООП, вариант 2 на каждого ребенка разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая позволяет учитывать индивидуальные возможности и специфические образовательные потребности обучающихся.

Определение варианта АООП, СИПР, в случае инвалидности, ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося и с согласия родителей (законных представителей).

АООП, вариант 1 включает обязательную часть учебного плана (70 % -предметные области) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (30 % - жизненные компетенции).

АООП, вариант 2 включает обязательную часть (60 % академического компонента) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (40 % - социального компонента), соответственно.

При реализации СИПР разделение на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, не предполагается.

Сроки освоения АООП обучающимися с интеллектуальными нарушениями 10 или 13 лет, включая следующие этапы реализации:

I этап – 5 лет (1–4 классы и дополнительный год обучения),

II этап –5 лет (5–9 классы).

III этап – 3 года (10–12 классы).

Третий этап реализации АООП предусматривает реализацию программ трудового обучения для выпускников 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АООП реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

  • планируемые результаты внеурочной деятельности;
  • содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видовдеятельности;
  • тематическое планирование.

Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.