Уровни школьного образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (ред. от 24.09.2022 г.) определяет принципы государственной политики в области образования и регулирует вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), закрепляет их право на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями (ФЗ – 273). В соответствии с законодательством, обучающимся,испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе, получение психолого-педагогической, медицинской исоциальной помощи (ст. 42 ФЗ- 273).
Уровни образования
В соответствии с законодательством Российской Федерации школьное образование для обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает освоение общеобразовательных программтрех уровней:
- начальное общее (1 дополнительный; 1–4 классы);
- основное общее (5–9 классы);
- среднее общее образование (10–12 классы).
Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет. Предельный возраст получения образования не ограничен. (Письмо от 02.11. 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
В образовательной организации создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся, оказания коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, особых методов и способов общения, а также условия, максимально способствующие получению образования определенного уровня и интеграции их в общество (Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам,п. 24).
Вариативность форм школьного образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Действующее законодательство позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей по выбору родителей (законных представителей) (ст.79 ФЗ-273).
Предлагаются различные формы получения образования:
- в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- в отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам при общеобразовательной организации (коррекционный класс);
- в общеобразовательном классе совместно с другими обучающимися(инклюзивный класс);
- в форме семейного образования;
- на дому
Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.