Понятия «социальная адаптация», «социализация», «интеграция» применительно к лицам с интеллектуальными нарушениями.

Вопросы социализации и интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями являются актуальными на протяжении всей истории развития науки олигофренопедагогики (специальной педагогики). Сложившаяся в нашей стране система коррекционных учреждений для детей с интеллектуальными нарушениями является доказательством действенности специальных педагогических условий, обеспечивающих оптимальные пути их социальной адаптации, социализации и интеграции в общество.

Большой психологический словарь трактует понятие адаптация (от лат.adaptatio – приспособление) в широком смысле - как «приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям) [1](см. Рис. 1).

Рисунок 1

Сущность понятия «адаптация»

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.Социальная адаптация осуществляется в процессе взаимодействия человека с другими людьми (в общении и коммуникации), а также проявляется в активной деятельности.

Трудности социальной адаптации лица с интеллектуальными нарушениями испытывают с самого рождения. Первично, это наблюдается в социально-бытовой ориентировке, когда трудно решать конкретные задачи в разных сферах деятельности, например, в быту, в межличностном общении с членами семьи или малознакомыми людьми; в сфере здоровье сбережения, в необычной (стрессирующей) ситуации и др.

Именно по этой причине, во взрослом статусе лицам с интеллектуальными нарушениями трудно заводить семьи и вести самостоятельно хозяйство; реализовать профессионально-трудовую и финансовую деятельность; владеть нормами морали и обладать стрессовой устойчивостью, например, к ситуации противостояния криминальной среде;заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.

Как известно, стойкое недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное наличием первичных нарушений   у лиц с интеллектуальными нарушениями сказывается на снижении их мотивации к познанию нового, к выполнению трудовых действий в рамках трудовой деятельности, а в последствии –  к овладению профессиональными действиями, обеспечивающими трудовую занятость  в пост-школьном возрасте.

Многие трудности социальной адаптации лица с интеллектуальными нарушениями не могут преодолевать самостоятельно, так как не учитывают свой прошлый опыт и не могут переносить усвоенные социальные умения и способы действий в разные бытовые ситуации. Однако, создание специальных условий образования в течение долгих лет и систематическое коррекционное обучение, направленное на воспитание усидчивости, трудолюбия, ответственности и критичности к своим действиям и поступкам, способствуют максимально эффективной социальной адаптации этих лиц в процессе обучения и воспитания, в повседневной жизни, в трудовой и профессиональной подготовке.

Понятие «социализация» (в переводе с английского - «общественный) – «это процесс усвоения индивидуумом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе (С. 522).

Процесс социализации определяет сущность и смысл жизнедеятельности человека, его активность, в результате которой он усваивает общественный опыт и культурные ценности социальной жизни и общественных отношений.

Отечественные ученые выделяли социальную линию развития у ребенка с младенчества, как одну из важных для его социализации, обеспечивающую тесную связь с социальным миром, в котором по мере взросления меняется его место и роль в системе взаимоотношений с другими людьми и обществом (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.).

Вместе с тем, в социализации детей с интеллектуальными нарушениями большую роль играют условия воспитания и развития, среди которых важное место определено собственной активности, семье и его взаимоотношениям ребенка с окружающими близкими и новыми взрослыми, а затем со сверстниками. Именно, ближнее окружение, детский коллектив первично определяют для ребенка«путь врастания в человеческую культуру» через ориентировку в реалиях предметного мира, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни. По сути, происходит вплетение индивидуальной жизни ребенка в разностороннюю систему социальных связей и взаимоотношений с окружающим миром и средой (Л.С.Выготский и др.) (см. Рис.2).

Рисунок 2

Социализация и ее источники

Социализации ребенка первых лет жизни не может формироваться без социально-коммуникативных умений, которые охватывают процессы: взаимодействия со взрослым (эмоционально-личностное, ситуативно-деловое, предметно-действенное формы общения);формирования представлений о самом себе (феномен «Я сам» и созревание на этой основе социально-направленной деятельности и поведения); сотрудничества с другими детьми и новыми взрослыми («Я и другие»); восприятия  и воспитания положительного отношения  к окружающим предметам живой и нежи­вой природы, природным и социальным явле­ниям, создания предпосылок и закладки первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к общечеловеческим ценностям, формированием представлений об окружающем мире   в рамках концентра «Я и окружающий мир»; овладения социальным опытом, навыками социального поведения.

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями требует применения психолого-педагогического подхода к развитию ребенка, определяющего взаимозависимость его содержательных компонентов: программы воспитания и обучения, дидактической среды и применения специальных методов обучения.

Программа обучения играет большую практическую роль в определяющих детское развитие факторах. В начальном и основном звене образования детей с интеллектуальными нарушениями - речь идет об адаптированной программе, в которой содержание дифференцированно и сосредоточено на формировании социальных, или жизненных компетенциях независимо от предметных областей, которые осваивает умственно отсталый ребенок в рамках обучения.

Большое значение для социализации детей в школьные годы имеют программы, реализуемые на уроках «Технологии» по различным направлениям (столярное, слесарное, швейное, поварское и строительное дело, растениеводство), которые наиболее конкретно связаны с практической трудовой деятельностью, что в свою очередь, дает широкую возможность для применения освоенных обучающимися профессиональных компетенций в разных, жизненно значимых для него направлениях.

Смысл понятия«социальная интеграция» близок по своей сути к понятиям «социальной адаптации» и «социализации».Благодаря социальной интеграции дети с интеллектуальными нарушениями включаются в среду сверстников и овладевают средствами коммуникации, способами усвоения общественного опыта для удовлетворения собственных потребностей, включая образовательные. Общими начальными задачами этих трех составляющих социальной жизни лиц с интеллектуальными нарушениями являются следующие: формирование социального поведения; коммуникативных умений;развитие коммуникативной функции речи; эмоциональное развитие, положительное отношение к себе и окружающим;формирование навыков самообслуживания и соблюдение правил личной гигиены;включение в домашний, хозяйственный труд; проявление самостоятельности  в разных ситуациях; укрепление и охрана здоровья; физическое самосовершенствование.

Таким образом, социальная интеграция обеспечивает личностное и социальное благополучие, реализацию особых образовательных потребностей, раскрытие потенциала развития с учетом индивидуальных особенностей и реальных обстоятельств жизни.

Социальная интеграция невозможна без «Социально-трудовой адаптации», в результате которой формируются представления о социальной жизни и деятельности в ней, происходит овладение умениями и навыками профессионально-трудового характера, позволяющими в будущем быть самостоятельным и реализовывать свои потребности, решать конкретные бытовые и социальные задачи. Социально-трудовая адаптация происходит в процессе воспитания, обучения и развития, и обеспечивается созданием специальных условий обучения и психологическим сопровождением каждого ребенка с интеллектуальным нарушением с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей развития, его потенциалом в обучении.

Пути социализации, социальной интеграции и адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями реализуются благодаря разным формам организации их видов деятельности.