Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудовое обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

Ранняя профориентация лиц с интеллектуальными нарушениями: сущность и перспективы

Вопросы ранней профориентации лиц с интеллектуальными нарушениями тесно связаны с социализацией и условиями интеграции в общество. Сущность определяется не только важностью накопления конкретных знаний из определенной трудовой и профессиональной сферы, сколько с возможностями реализовать свой потенциал в обществе, а именно, в коммуникации и общении, в культурной среде, в трудовой деятельности.

По мнению современных исследователей, процесс профориентации многогранен и охватывает сферы профессионального воспитания, диагностики, информирования, консультирования, профессионального отбора и т.д. Своевременная профориентация лиц с интеллектуальными нарушениями, организуемая на всех этапах образования (начального, общего, среднего) позволяет не только учесть и реализовать возможности каждого обучающегося, но спрогнозировать профессионально-трудовые возможности с опорой на региональные потребности рынка труда, тем самым повысить качество социализации в период взросления.

Вместе с тем, лица с умственной отсталостью испытывают трудности при выборе ориентиров профессионального развития, и на рынке труда часто являются неконкурентоспособными, что обусловлено незрелостью эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер,фрагментарностью и неточностью имеющегося багажа знаний и представлений о мире профессий, обедненным жизненным опытом и, во многих случаях, трудностями переноса накопленного жизненного опыта в незнакомую ситуацию.

Проблема трудоустройства выпускников с умственной отсталостью является острой, так как помимо нарушения интеллекта, обучающиеся имеют сопутствующие психоневрологические, физические и соматические заболевания, затрудняющие становление профессиональных навыков. Учителя профильного труда, часто отмечают, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают выраженные трудности при формировании технико-технологических представлений и знаний, что, в свою очередь, влияет на осознанность и мобильность трудовых умений и навыков.

Сведения о трудоустройстве выпускников коррекционных образовательных организаций за последние 2-3 года указывают на то, что после окончания школы большинство обучающихся поступили в профессиональные образовательные организации по профилю трудового и профессионально-трудового обучения, однако, имели большие трудности с трудоустройством на предприятия по причине своей неконкурентоспособности (см. Рис. 7).

Рисунок 7

Сведения об обучающихся, продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях по профилю трудового и профессионально-трудового обучения

Вместе с тем, наиболее часто встречающимися мотивами школьников при выборе профессии являются желание учиться с друзьями или одноклассниками, выбор профессии родителей или ближайших знакомых. При этом мотивы профессионального выбора отличаются нестойкостью и незрелостью.

Учитывая вышесказанное, задачи образовательной организации заключаются в том, чтобы правильно выстраивать проф ориентационно-трудовой прогноз в отношении каждого ученика, определяя его возможности в реализации конкретных трудовых умений и навыков, уровень адаптации и доступные формы организации профессиональной деятельности.Логично, что учителю трудового обучения необходимо тесно взаимодействовать с семьей выпускника и оказывать индивидуальную консультативную помощь в выборе будущей профессии в соответствии с его возможностями и предпочтениями, определяя объем индивидуальной помощи по освоению необходимых профессиональных знаний и умений.

Государственная политика в области профессиональной подготовки лиц с ОВЗ опирается на законодательные документы РФ и международные правовые документы:

  1. Конвенция о правах инвалидов: резолюция 61/ 106 Генеральной Асcамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – ст. 7598
  3. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4. Поручение Президента Российской Федерации от 19.03.2011 № ПР-634 «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования»
  5. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»).
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921 – р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования».
  7. Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентно способными на региональных рынках труда».
  8. Методические рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".
  9. Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 "О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости" (вместе с "Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)")
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599.
  12. ПрАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Дети с интеллектуальными нарушениями имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий образования с целью их социальной адаптации, вовлечения в процесс интеграции в общество, а также личностной самореализации.

Освоение содержания предметной области «Технология»начинается в начальной школе в процессе изучения учебного предмета «Ручной труд».

В начальной школе задачи профориентации направлены на формирование у обучающихся положительного отношения к труду и понимания его роли в жизни человека и обществ, уважения к людям труда и трудовой деятельности; формирование интереса к миру профессий. Эти задачи решаются в рамках внеурочной деятельности и системы дополнительного образования (в ходе разных мероприятий - экскурсий, бесед, конкурсов рисунков, проведения утренников, организации ролевых игр, встреч с интересными людьми, разнообразной коллективной творческой деятельности и др.). Далее профориентационная работа продолжается в V-IX классах при изучении предмета «Профильный труд», и задачи направлены на формирование у обучающихся мотивации к трудовой деятельности, элементарных знаний и представлений о профессиях; формирование коммуникативных навыков, необходимых для межличностного общения в коллективной трудовой деятельности. Кроме этого, оказывается психолого-педагогическое содействие в формировании у обучающихся с интеллектуальными нарушениями элементарных умений оценивать свои профессионально-трудовые возможности; а также проводится их психолого-педагогическая диагностика.

Большую роль в ранней профориентации играют такие методы, как рассказ, профориентационная беседа, объяснение и т.п. в сочетании с наглядными средствами (видеоматериалами, мультимедийными учебными презентациями и т.п.).

В старших классах (8-9 классы), когда начинается этап общетрудовой подготовки, основные задачи направлены на формирование мотивации к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Обучающиеся изучают доступные им профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда. На этом этапе большое внимание уделяется диагностическим процедурам по изучению и выявлению профессионально-трудовых предпочтений и готовности к продолжению профессионального обучения.

На этапе допрофессиональной подготовки старшеклассников в 10-11-12 классах среди приоритетных задач образовательной организации выделяется-содействие в оказании помощи выпускнику при выборе профессии как с учетом индивидуальных психофизических возможностей, способностей и предпочтений, а также с учетом потребностей современного рынка труда.И здесь особую роли играют своевременное информирование, а также профориентационные консультации, которые проводят специалисты школы как для обучающихся, так и их родителей (законных представителей).

Принципы профориентации

Принцип систематичности и преемственности. Реализация этого принципа предполагает проведение профориентационной работы непрерывно, в определенной системе с 1-го по последний год обучения, при этом особое внимание уделяется работе с обучающимися выпускных классов.

Принцип сознательности и активности в выборе профессионального пути реализуется через организацию практической деятельности обучающихся, которая позволяет формировать целый ряд необходимых базовых жизненных компетенций (от формирования навыков самообслуживания, умений в предметно-практической деятельности к профориентации, формированию трудовых умений, к профессиональному обучению, трудоустройству). Так, включенность обучающихся с умственной отсталостью в практическую работу позволяет уделять особое внимание формированию способности адекватно оценивать свои интересы, потребности, увлечения и возможности.

Принцип оптимального сочетания различных форм и методов профориентационной работы.При планировании и организации профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью и их семьями подбирается эффективное сочетание разных форм профориентационной работы в зависимости от ее цели, задач, содержания и планируемых результатов. Подбор как традиционных, так и инновационных форм и методов работы с обучающимися должен осуществляться с учетом их индивидуальных психофизических и возрастных особенностей. Предусматривает сочетание групповых и индивидуальных, урочных и внеурочных, семейных и общественных форм профориентационной работы.

Принцип практикоориентированности опирается на убеждение, что только в непосредственной практической деятельности возможно по-настоящему определиться с выбором того или иного профессионального пути. Для успешного формирования профориентационных компетенций школьников с умственной отсталостью образовательная организация должна не только использовать свои внутренние ресурсы, но и, расширяя границы, создавать и поддерживать развернутую систему сетевого взаимодействия с различными образовательными организациями своего региона, в том числе и с организациями системы профессионального образования. При таком подходе создаются благоприятные условия для получения обучающимися с умственной отсталостью возможности пройти разнообразные профессиональные пробы.

Принцип взаимодействия всех субъектов профориентационной работы. Современная профориентация становится сетевым процессом и представляет собой нечто социального договора между работодателем, будущим работником и родителями. Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, центры занятости, профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства массовой информации и т.п. Задача образовательной организации создать взаимодействие между всеми участниками этого процесса, в результате чего границы профориентационной работы расширяются, и ее социальная составляющая возрастает. Успешность работы во многом зависит от единства действий всех ее участников, действия всех этих субъектов должны быть целенаправленными и взаимообусловленными.

Принцип связи профориентационной работы с жизнью. Работа школы направлена на то, чтобы обучающиеся были ознакомлены с современным рынком труда и учитывали его потребности при выборе будущей профессии. Выпускник должен обладать определенной гибкостью, которая требуется в сфере трудовой деятельности. Так, он должен не только выбрать будущую профессию, но и при необходимости суметь уточнить и скорректировать свои профессиональные планы (смена вида деятельности, места работы, совершенствование в профессии и т.п.).

Многолетний опыт работы и наблюдений за обучающимся с интеллектуальными нарушениями в рамках профессионально-трудовой подготовки показывает, что эффективность ранней профориентационной работы зависит от следующих условий:

  • индивидуального подхода к профориентационной деятельности обучающегося,
  • непрерывности и преемственности ранней профориентации,
  • соблюдения комплексности и системности знаний о профессиях,
  • тесного взаимодействия всех участников образовательных отношений: образовательной организации, семьи и самого обучающегося в выборе профориентационных ориентиров.

На основании вышесказанного, среди актуальных задач современной профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями выделяют следующие:

  • формирование мотивации, интереса к профессиональной деятельности;
  • подбор актуальных и доступных профилей трудового обучения для их реализации в образовательной организации;
  • расширение и совершенствование методической базы профориентационной работы в образовательной организации,
  • налаживание сетевых партнерских взаимоотношений с местными предприятиями;
  • разработка эффективных диагностических процедур, а также процедур прогностического характера, учитывающих психофизические особенности обучающихся с умственной отсталостью;
  • организация и проведение целенаправленной и систематической работы с семьей обучающегося для консолидации усилий по оказанию последнему психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении;
  • совершенствование профессиональных компетенций кадров образовательной организации с учетом современных потребностей рынка труда и цифровизации образовательной среды учреждения.

Профессиональное обучение при реализации АООП направлено на решение следующих задач:

  • расширение мировозренческого кругозора старшеклассников
  • ознакомление с различными профессиями, способами овладения той или иной профессией после окончания школы
  • формирование умения соотносить свои способности с требованиями профессии.

Готовность подростков к сознательному выбору профессии определяется их информированностью о наиболее распространенных видах труда и их значении для общества; знанием о путях приобретения профессии и требований, которые она предъявляет к личности; умением правильно оценить свои физические и психические возможности. Большую роль в профессиональном самоопределении играет активизация познавательной деятельности, т.е. культуры мышления – что значит организация и оптимизация мыслительной деятельности в решении различных проблемных ситуациях и умелое применение знаний, творческих способностей), развитие тех психологических свойств личности, которые помогают определить и сделать выбор.

Также немаловажным фактором является информированность педагогов и родителей о возможности получения профессии для разных категорий лиц с ОВЗ в учреждениях СПО. (Так, например, Колледж малого бизнеса №4 г. Москвы принимает на обучение лиц с нарушением слуха и интеллекта по следующим программам профессионального обучения: рабочий зеленого хозяйства, сборщик обуви, вышивальщица).

Диагностические материалы

Важным условием проведения эффективной профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью является организация диагностических профориентационных мероприятий, разработанных с учетом психофизиологических особенностей данной категории обучающихся с ОВЗ.

Программа профориентационной работы специальной (коррекционной) школы включает динамическое наблюдение за формированием у обучающегося личностных и характерологических черт, значимых для выбора профориентационных ориентиров. По результатам составляется примерная карта динамического наблюдения личностного и предпрофессионального развития обучающегося с умственной отсталостью.

Уже у младших школьников. возможно определение возможностей обучающегося с ИН к полному или частичному овладению конкретной профессией.

Учебно-методическое обеспечение предметной области «Технология»

В настоящее время происходит переориентация образовательных организаций с традиционных видов трудовой деятельности на новые, что зависит от имеющейся в ней материально-технической базы. Но, однако же, ресурсы внедрения этих профилей могут рассматриваться и в рамках сетевого взаимодействия образовательной организации с партнерами.

Ряд образовательных организаций пытается разрабатывать содержание дополнительных профилей внутри имеющихся, например, в швейном деле – лоскутное, кружевное творчество. Или внедрять профили, связанные с региональной спецификой – например, с ремеслами, с сувенирной продукцией (например, с обработкой и изготовлением поделок из бересты, янтаря, меха и пр.)

С целью обновления учебно-методического обеспечения реализации адаптированных программ готовятся к изданию учебно-методические комплекты по предметной области «Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями:

  1. Поварское дело (5-12 кл.)
  2. Дерево и металлообработка (5-12 кл)
  3. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств (5-12 классы);
  4. Основы строительства (5-12 классы).

В настоящее время готовятся к изданию новые учебники практического и художественно-прикладного направления на бумажном носителе и в электронной форме:

  1. Клининг (специальность «уборщик).
  2. Переплетно- картонажное дело.
  3. Маляр порошковой покраски (область ремонта и строительства, малярное дело).
  4. Гончарное дело (как профессиональное трудовое направление).
  5. Ручное и машинное кружево (знакомство с профессий кружевницы, знаниях и умениях различать виды кружевных работ)(см. Рис. 8).

Рисунок 8

Внедрение новых профессиональных видов трудовой деятельности

Структура учебников нового поколения позволяет учителю решать коррекционные задачи трудового обучения, которые связаны с формированием конкретных умственных действий (действие предварительного планирования хода выполнения задания, действия по измерению, вычислению, разметки; действия контроля собственных действий).

Именно умственные действия находят свое отражение в трудовых умениях, свойственных любому и конкретному трудовому направлению:

  • умение пользоваться различными инструкциями (устные, письменные, технологические карты, рисунки, чертежи, образцы и т.д.);
  • умения планировать порядок рабочих операций и действий, иными словами – определять поэтапность в достижении результата, т.е. представлять технологический процесс изготовления изделия;
  • умение произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;
  • умение контролировать свои действия (на основе глазомера, с помощью приборов);
  • умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе изготовления изделия или выполнения конкретного действия (причины ошибки, брака, неполадки и др.).

Умственные действия, являясь обязательными элементами в структуре трудовой деятельности, придают собственно труду характер целесообразной деятельности.

Как известно, именно все эти действия и умения обеспечивают не только качество выполняемой работы, но и самостоятельность обучающегося в выбранном направлении трудовой деятельности.

Именно самостоятельность в трудовой деятельности – является краеугольным камнем предметной области Технология.

Выводы

  1. Особую значимость приобретает ранняя профориентация в начальной школе, а также бесспорную значимость имеет ряд диагностических профориентационных мероприятий в тех трудовых профессиональных профилях, которые начинают осваивать обучающиеся в среднем и старшем звене обучения в школе.
  2. Формирование у обучающихся с умственной отсталостью мотивации, интереса к профессиональной деятельности складывается из воспитания уважительного отношения к общественно-полезному и профессиональному труду окружающих людей, грамотному введению ученика в мир профессии, акцентируя его внимание на практической значимости для будущей жизни.
  3. Современная образовательная организация - эта та организация, которая в настоящий момент ориентирована на сочетание традиционных и новых, актуальных и доступных профилей трудового обучения для эффективной социализации лиц с интеллектуальными нарушениями, привлечения сетевых возможностей регионально-местного масштаба для расширения профориентационного ресурса собственной трудовой базы.
  4. На наш взгляд, современная школа на основе предметной области «Технология» закладывает базис будущей трудовой деятельности нашего выпускника и вместе с тем совершенствует ее интеллектуальную основу. Что весьма важно в плане реализации коррекционно-педагогических задач.
  5. Для повышения эффективности социально-трудовой интеграции молодых людей с интеллектуальными нарушениями является активное вовлечение родителей в этот процесс. Так как известно, что только в процессе взаимодействия с близкими взрослыми (родителями, законными представителями) развиваются различные формы психической деятельности, в том числе и положительные личностные качества. Современная образовательная организация в рамках трудовой подготовки и профессиональной ориентации должна проводить целенаправленную и систематическую работу с семьей обучающегося для консолидации усилий по оказанию ему, будущему выпускнику школы – психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении.

Таким образом, путь социализации лиц с интеллектуальными нарушениям и охватывает, с одной стороны -  физический, личностный рост, взросление и включение в общественную жизнь, а с другой – это достижения в определенных умениях и навыках, компетенциях, обеспечивающие процессы коммуникации, познания, оздоровления, профессионально-трудовой реализации.