ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., №1599 утвержден ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель ФГОС УО (ИН) - определить необходимые условия получения общего образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями, разработать примерные образовательные программы, адаптированные для обучающихся, требования к результатам освоения программ для каждого уровня образования и к итоговым достижениям к моменту завершения школьного образования.

На основе ФГОС УО (ИН) разрабатываются 2 варианта адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП - вариант 1, вариант 2),которые отличаются удельным весом академического компонента и компонента жизненных компетенций. В случае необходимости увеличиваются календарные сроки обучения.На основе Стандарта образовательная организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Реализация ФГОС УО (ИН):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам;
  • срок освоения – в течение 9–13 лет;
  • освоение АООП по 1 варианту Стандарта, разрабатываемой на основании рекомендаций ПМПК для обучающихся с легкой умственной отсталостью;
  • освоение АООП по 2 варианту Стандарта для обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР);
  • освоение специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Итоговая оценка:

  • для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант АООП): комплексная оценка предметных результатов и оценка знаний и умений по выбранному профилю труда;
  • для обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями: оценка достижения результатов освоения АООП (вариант 2) и СИПР последнего года обучения, а также развития жизненной компетенции обучающихся посредством наблюдения за обучающимися последние 2 недели учебного года.

Документ об обучении:

Образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) является нецензовым. По окончании обучения выдается Свидетельство согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

Свидетельство об обучении не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.

В то же время свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с интеллектуальными нарушениями в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (Приказ Минобрнауки России от 18.04. 2013 г. N 292).  Либо продолжение обучения в 10-12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения (п. 30 Приказа Минобрнауки России от 30.08. 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования").

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Тем обучающимся, которые не получили квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.