Роль дополнительного образования в организации разных видов деятельности детей с интеллектуальными нарушениями

Одна из традиционных форм интеграции лиц с нарушением интеллекта в среду здоровых сверстников – является дополнительное образование.

В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства.

Основными задачами сопровождения при использовании средств дополнительного образования являются следующие:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Основное содержание дополнительного образования лиц с нарушением интеллекта — практико-ориентированное, деятельностное.

Принципы сопровождения лиц с нарушением интеллекта средствами дополнительного образования не противоречат коррекционной направленности развивающего обучения и воспитания лиц с ОВЗ:

  • учет интересов, склонностей и потребностей каждого участника дополнительного образования;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, оказывающего влияние на мотивацию лиц с нарушением интеллекта к познанию окружающего мира;
  • создание естественных условий для оказания ситуации «успеха» у людей с нарушением интеллекта;
  • создание условий для самостоятельности и самовыражения без ущемления личности каждого участника образовательного процесса.

На практике известны и функционируют различные варианты моделей организации деятельности лиц с нарушением интеллекта средствами дополнительного образования (см. Рис. 3).

Рисунок 3.

Модели организации деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями средствами дополнительного образования

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов. Такой вариант дополнительного образования может быть организован при школе (или реабилитационном центре) и способствует занятости подростков и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования. В такой модели встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как лиц с разным уровнем психофизического развития, так и подростков, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.).

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе.

Как показывает практика, обучение подростков с нарушением интеллекта по дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса участников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в форме учебно-воспитательных комплексов (УВК). Так, может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п.; в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например, школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на участников. Оно способствует возникновению у подростка с нарушением интеллекта потребности в саморазвитии, появлению готовности и привычки к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Этапы организации деятельности лиц с нарушением интеллекта средствами дополнительного образования

Сфера дополнительного образования в системе помощи лицам с нарушением интеллекта требует использования специальных подходов и приемов в работе с участниками этого процесса. Сопровождающему необходимо использовать специальные приемы включения «особых» детей в коллектив сверстников, учитывать неожиданные ситуации(отказ, побеги, уходы, клептомания, трудности общения, жестокость и др.); использовать формы контроля за деятельностью и поведением «особых» людей во время организации и проведения досуговых мероприятий.

Включение лиц с нарушением интеллекта в коллектив сверстников   происходит поэтапно (см. Рис. 4).

Рисунок 4.

Этапы организации деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями средствами дополнительного образования

Первый этап – этап индивидуальных занятий; подростку с нарушением интеллекта предлагается беседа с использованием   фотографий (видеофрагментов, иллюстраций, поделок, настольной игры с правилами, лепки, рисования, моделирования, подбора иллюстраций к тексту).

Второй этап – включение подростка с нарушением интеллекта в групповые формы деятельности (кружковая работа):организация кружковой работы - «Кожаная пластика», «Умелые ручки», «Бисероплетение», «Цветоводство», ателье «Сударушка», «Ручная вышивка», «Прикладное искусство», «Оригами», «Деревянные игрушки»; все эти виды кружковой работы  направлены на усвоение подростками с нарушением интеллекта знаково-символической системы, совершенствование мелкой ручной моторики, речи, так и мышления (цель, задачи, планирование, оценка результата) и т.д.

Третий этап – организация факультативов.Факультативы охватывают деятельность клубной направленности: театрализованная деятельность, творческие мастерские, мастер – классы, встречи с интересными людьми; музыкально-хореографическая, художественно-изобразительная.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами родителей и самих лиц с нарушением интеллекта. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих сопровождающих и администрации учреждений (реабилитационных центров).Результат факультативных мероприятий – участие в конкурсах, проектах, например, «Цветоводство», «Хочу быть модельером», «Игрушки» и др.

Очевидно, что вовлечение лиц с нарушением интеллекта в эти коллективные виды занятости по интересам, способствуют развитию их творческих способностей, профессиональной ориентировки и будущему выбору профессий, познания своих возможностей в разных видах занятости.

Четвертый этап - профессиональное ориентирование.Более серьезная организация дополнительного обучения лиц с нарушением интеллекта касается их профессиональной подготовки. Подготовка подростков с нарушением интеллекта ведется по трем блокам: общеобразовательный (основы трудового законодательства, этика и психология межличностных отношений, охрана окружающей среды, основы безопасности и т.д.); профессиональная подготовка (основы экономики отрасли, охрана труда, общая технология производства); профессиональный курс (технология производства, производственное обучение, практика, групповые консультации, факультативы). Колледж тесно сотрудничает с педагогическим ВУЗом, студенты художественно-графического отделения разрабатывают дизайн изделия, которые готовятся как выпускная работа, студенты педагогического отделения курируют учащихся колледжей при подготовке выпускных работ.

Большое внимание уделяется факультативным предметам: театрально-художественная деятельность, развитие музыкально-ритмических движений.

Наряду с организацией постоянно действующих структур, в виде специального образования (музыкального, спортивного, краеведческого и пр.), кружков, факультативов, конкурсов, проектов и пр. в дополнительной образовательной деятельности имеют место временные объединения по интересам – экскурсии, походы, рейды и пр. В этом направлении воспитание направлено на подготовку детей и подростков к участию в досуговой деятельности.

Для лиц с нарушением интеллекта полезно общение со сверстниками не только в стенах учреждения, но и организация выходов в музеи, театры, выставки, экскурсионные поездки на природу, по родному городу, ближайшие к городу проживания районы и т.д.

Таким образом, организация и формы работы с лицами с нарушением интеллекта имеют специфику в плане масштабности, комплектования групп, подбора содержания изучаемого предмета (то, что максимально социализирует участников); требует постоянного контроля педагогов и воспитателей.

И здесь мы опираемся на идею о роли и значимости коллективной деятельности, организуемой для целей социализации лиц с интеллектуальными нарушениями (см. Рис.5).

Рисунок 5

Значимость коллективных видов деятельности

Обращаемся к отечественной теории, подчеркивающей в коллективных видах деятельности детей – источник развития каждого ребенка, совершенствование возможностей взаимодействия между детьми на более высоком уровне, так как все содержание дополнительного образования и в частности, факультативной работы с умственно отсталыми детьми и подростками направлены на формирование положительных форм и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В процессе неформального общения умственно отсталыеподростки расширяют представления о себе, познают свои возможности. В ходе самостоятельных действий происходит совершенствование социального опыта; появляются мотивация и новые потребности к познанию окружающего мира.

Формирование положительного взаимодействия лиц с нарушением интеллекта в процесс совместной деятельности(см. Рис.6).

Рисунок 6

Этапы налаживания положительного взаимодействия детей
с интеллектуальными нарушениями в группе сверстников

Первый этап – налаживание положительного взаимодействия между участниками группы (знакомство, называние имен, обращение по имени к каждому участнику).

Формирование привычки находиться в коллективе и следовать распорядку и ритму группы.

Формирование внимания участников на ведущего взрослого, умения выслушивать словесную инструкцию и подчинять свои действия требованиям ведущего.

Второй  этап: расширение практического опыта участников, объема их знаний в конкретной области с опорой на  предметно-практические действия.

Закрепление элементарной продуктивной деятельности (на примере бисероплетения, вязания, выжигания лобзиком и пр.).

Третий этап: достижение результата (например, при изготовлении изделия).

Четвертый этапзакрепление и совершенствование умений взаимодействовать в коллективном результате, получении определенного продукта.

Для социализации умственно отсталых подростков большую роль играют обучающие программы, направленные на освоение конкретных профессиональных умений. Учитывая, что дети с нарушением интеллекта чрезмерно отвлекаемы, затрудняются в установлении конкретных логических связей, удержании последовательности действий, обозначении своих действий словом, требуется поэтапность в обучении их конкретным навыкам.

Чтобы правильно организовать коллективные виды деятельности лиц с нарушением интеллекта средствами дополнительного образования необходимо следующее:

  • создать оптимальный режим дополнительных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей каждого участника;
  • использовать форму занятий – от индивидуальных до малых групп (по 4-5 чел.);
  • скомплектовать разновозрастные группы дополнительного образования,
  • применять доступные подростку с нарушением интеллекта способы усвоения общественного опыта: совместные действия и действия по показу, как первичные способы оказания коррекционной помощи в процессе выполнения заданий и упражнений;
  • использовать игровые приемы как метод формирования интереса к разным видам деятельности;
  • гармонично использовать словесные, наглядные и практические методы обучения;
  • поэтапно выполнять задания и упражнения, использовать планирование действий;
  • создавать ситуацию «успеха» в положительном сотрудничестве с педагогом и коллективом сверстников;
  • воспитывать просоциальное поведение у подростков в коллективных работах и действиях.

Практика педагогической работы показывает, что успех дополнительного образования детей-инвалидов зависит от общих усилий, как педагогического коллектива, так и родителей этих детей.

Основные условия организации дополнительного образования: включают единые требования к организации жизненного пространства и деятельности лиц с нарушением интеллекта не только в стенах образовательного учреждения, но и вне образовательного процесса, в досуговой деятельности и пребывания в семье с близкими взрослыми.