Образовательные потребности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

5.4.1 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального общего образования

Особые образовательные потребности обучающихся определяют содержание вышеуказанных вариантов АООП.

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью(АООП, вариант 1) обеспечивается следующими условиями:

  • Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечи­вающего преемственность содержания между дошкольным и школьным этапами через создание условий для успешной адаптации дошкольников к процессу обучения:
  • использование различных видов детской деятельности - игры, рисования, конструирования и т. п.;
  • соблюдение единого для детского сада и начальной школы принципа организации предметно – развивающей, сенсорно-интегративной среды в игровых комнатах, учебных классах и кабинетах;
  • сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение взрослого с обучающимся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • использование игровых приемов в обучении;
  • закрепление навыков и умений, которыми овладел ребенок в дошкольном возрасте.

Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.

  • расширение, уточнение, закрепление представлений об окружающем мире, воспитания правильного отношения к нему с помощью педагога на уроках «Мир природы и человека» предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» и во внеурочной деятельности;
  • формирование понимания причинно-следственных, временных связей и закономерностей в мире природы и деятельности человека.

Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления социокультурных связей и отношений обучающихся с окружающей средой:

  • организация деятельности, основанной на принципах сотрудничества и взаимного доверия друг к другу (учитель-ученик, ученик-ученик);
  • использование разнообразных методов обучения(беседа, сюжетно-ролевая ситуация, игра, драматизация, работа с текстами и литературными произведениями), направленных на формирование навыков диалогической речи (на уроках «Речевая практика»);
  • использование словесного поощрения и поддержка инициативы обучающихся при выполнении заданий практическими действиями или участия в играх;
  • организация внеурочной деятельности (поездки, экскурсии в общественно-значимые места), позволяющей расширить опыт общения каждого ребенка и помочь ему использовать коммуникативные умения и навыки в реальной жизненной ситуации, приобретая тем самым практический опыт и самостоятельность.

Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации:

  • оказание помощи обучающемуся в социально-психологической адаптации к условиям школьного обучения;
  • определение потенциальных возможностей, актуального уровня психологических достижений возраста обучающегося;
  • психологическая поддержка семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Создание благоприятных условий и комфортной среды для коррекции или компенсации имеющихся отклонений для полноценного развития личности;

  • соблюдение норм и санитарных правил: частая смена видов деятельности, чередование письменных и устных форм работы;
  • применение новых видов пособий в соответствии с видами деятельности обучающихся, с учетом целей и коррекционно-развивающих задач обучения;
  • создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе обучения.

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 2) обеспечивается следующими условиями:

Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.

  • существенная адаптация содержания образования, предполагающая включение учебных предметов: "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
  • практическая направленность обучения на формирование новых условных связей на основе предметно-практических действий с реальными предметами (коррекционный курс «Предметно-практические действия»);
  • использование средств, которые обеспечивают возможность для обучающихся получения полезных учебных навыков, позволяющих овладевать способами жизнедеятельности, значимыми в большей степени для их жизненных потребностей (предметная область «Математика», а предмет - «Математические представления», предметная область «Физическая культура», а предмет - «Адаптивная физкультура» и т. п.);
  • применение междисциплинарного подхода к подаче и усвоению нового материала в предметно-практической деятельности;
  • применение новых видов пособий в соответствии с видами деятельности обучающихся, с учетом целей и коррекционно-развивающих задач обучения.

Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации:

  • использование вербальных и альтернативных(невербальных) средств общения, способствующих развитию языковой компетенции и расширяющих возможности взаимодействия и обучения;
  • использование специфических методов и средств обучения с применением игровых и наглядных форм подачи материала;
  • постепенное усложнение способов усвоения нового материла: от совместных действий, подражания, показа, образца, к частичной или полной самостоятельности выполнения задания по речевой инструкции;
  • использование словесного поощрения и поддержка инициативы обучающихся при выполнении практических заданий, за участие в играх.

Создание благоприятных условий и комфортной среды для коррекции или компенсации имеющихся отклонений для полноценного развития личности:

  • создание ситуаций для активизации позитивных эмоций и «ситуации успеха» в целях оптимизации учебной мотивации;
  • создание оптимальных путей развития и индивидуализация обучения как в малой группе, так в индивидуальной форме;
  • «пошаговое» (поэтапное) обучение с применением системы коррекционно-развивающих упражнений с учетом психофизиологических особенностей развития каждого обучающегося, его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей;
  • соблюдение норм и санитарных правил: частая смена видов деятельности, чередование спокойных и подвижных форм занятий;
  • овладение жизненными компетенциями, позволяющими быть самостоятельными на доступном уровне и,по возможности, быть интегрированными в общество;
  • личностный рост в пределах доступности понимания и осознания своего статуса и роли в среде сверстников;
  • создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе обучения;
  • формирование навыков самообслуживания в процессе систематической отработки алгоритмов выполнения трудовых и бытовых операций на уроках и их постоянном закреплении в повседневной жизни
  • поддержка семьи в организации условий воспитания и обучения в условиях дома.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР относятся:

Создание оптимальных путей развития и социализации:

  • обязательная индивидуализация обучения по специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР);
  • овладение жизненными компетенциями на доступном уровне;
  • преодоление трудностей в эмоционально – личностном развитии;
  • использование альтернативных (невербальных) средств общения, способствующих расширению возможностей взаимодействия с педагогом;
  • ознакомление и овладение представлениями о ближнем окружении и пространстве в пределах возможностей восприятия;
  • использование поощрения в любой форме при выполнении обучающимся практических заданий;
  • создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе индивидуального обучения;
  • формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания (прием пищи, навык опрятности, одевания, раздевания), в процессе систематической отработки пошагового выполнения простых действий в быту при значительной помощи педагога;
  • медицинское сопровождение и уход, применение специальных технических средств (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.)
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи в организации жизненного пространства воспитания и обучения в организации и за ее пределами.

5.4.2 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне основного общего образования

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью (АООП, вариант 1) обеспечивается следующими условиями:

Преемственность в образовании при переходе обучающегося с начального общего уровня образования на основной общий уровень:

  • соблюдение единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и основной школой;
  • усложнение программного материала в адаптированных основных общеобразовательных программах обучения, добавление новых предметов;
  • использование особых приемов подачи нового материала: предъявление небольшого объема, на доступном уровне изложения предметного материала для понимания содержания, соблюдение требований к качеству его оформления;
  • предоставление возможности обучающимся адаптироваться к новым условиям деятельности: индивидуальному стилю преподавания учителей, более быстрому темпу работы, правилам выполнения новых заданий и т. д.;
  • применение единого подхода к определению критериев оценки деятельности в начальных и средних классах.

Психологическое сопровождение оптимального взаимодействия обучающегося с педагогами и другими обучающимися, семьи и образовательной организации:

  • мониторинг достижений по основным предметам (текущие и промежуточные результаты);
  • оценка динамики личностного развития;
  • составление характеристик сформированных умений и навыков образовательной деятельности (базовые учебные действия);
  • выявление уровня освоения адаптированных общеобразовательных программ в каждом классе;
  • оказание помощи в решении задач развития, социализации;
  • предупреждение рисков дезадаптации;
  • содействие в выборе профессионального образовательного маршрута;
  • предупреждение нарушения эмоционально-волевой сферы, в поведении;
  • оказание помощи в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

  • профессиональная ориентация с учетом индивидуальных особенностей;
  • допрофессиональная подготовка к освоению специальности;
  • организация практической деятельности, направленной на овладение обучающимися профессиональными компетенциями в разных профилях трудовой подготовки на уроках «Технологии» по различным направлениям (столярное, слесарное, швейное, поварское и строительное дело, растениеводство и др.), которые наиболее тесно связаны с практической деятельностью.

Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации:

  • сотрудничество и взаимодействие с ближайшими социальными институтами, учреждениями дополнительного и профессионального образования (домами творчества, музеями, спортивными клубами, профессиональными колледжами и т. п.);
  • вовлечение обучающихся в социально-значимую и социально-культурную среду в процессе реализации совместных проектов различного направления, закрепления и расширения знаний, полученных на предметных уроках.

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 2) обеспечивается следующими условиями:

Дальнейшим совершенствованием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.

  • приобретение необходимого практического опыта в повседневной жизни на специально-организованных уроках и коррекционных занятиях, («Человек», «Домоводство», «Окружающий социальный мир»);
  • формирование предпосылок к трудовой деятельности,повышение его вовлеченности в те или иные виды трудовых поручений;
  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей– закреплять культурно-гигиенические навыки и правила в соответствии с выполнением определенных процедур в течение режимных моментов (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета и пр.);
  • обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских;
  • поддержание здорового образа жизни, соответствующего возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
  • соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами и т. п.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обеспечивается:

Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися:

  • оказание качественной медицинской помощи;
  • психолого-педагогической поддержка и участие всех членов семьи в создании адекватных условий их обучения и жизнеобеспечения;
  • реализация СИПР в форме индивидуального графика с указанием временных промежутков, деятельности и лица, осуществляющего поддержку и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и ассистивных средств.

Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами:

  • непрерывное обучение общению через включение обучающихся в активную жизнь социума в самых разнообразных видах деятельности(на уровне «ученик-учитель», «ученик-одноклассники», «ученик – окружающие его люди»);

Организация обучения в разновозрастных классах (группах):

  • организация ситуаций для формирование бытовых и культурных навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности с целью поддержания самостоятельности на уроках «Домоводство», «Окружающий социальный мир».

Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося и его семьи (в условиях организации и дома)

  • систематическая коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных профессионалов образовательной организации, медицинское и социальное сопровождение, ориентированное на коррекцию индивидуальных отклонений каждого обучающегося;
  • активное участие родителей в образовательной деятельности, (присутствие на уроках и коррекционных занятиях, участие во внеурочных мероприятиях, наблюдение за своим ребенком во время учебной деятельности и пр.);
  • сопровождение обучающегося и его родителей (законных представителей) для успешной адаптации к ситуации нахождения и принятия своего ребенка с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в создании приемлемых условий для его развития и воспитания.

5.4.3. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне среднего общего образования

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью (АООП, вариант 1) обеспечивается следующими условиями:

Преемственность в образовании при переходе обучающегося с основного общего уровня образования на средний общий уровень:

  • целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем обогащения представлений об окружающем мире, расширения кругозора, совершенствования устной речи, закрепления правил общения в коллективе сверстников;
  • развитие социальной компетентности и навыков самостоятельной жизни: закрепление знаний и умений, полученных в практической деятельности для дальнейшей социальной адаптации( умение готовить пищу, соблюдать личную гигиену, ведение домашнего хозяйства; финансовая грамотность - планировать бюджет семьи, оплачивать счета, пользоваться услугами банка; умения, связанные с самообслуживанием и обслуживанием семьи - пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни)на уроках по предмету «Основы социальной жизни»;
  • преемственность профориентации и профессионально-трудового обучения на ступенях основного и среднего образования:
  • предоставление возможности обучающимся адаптироваться к новым условиям деятельности: правилам самостоятельного проживания, обучение новым видам трудовой деятельности;
  • подбор как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения с учетом индивидуальных психофизических и возрастных особенностей старшеклассников.

Психологическое сопровождение оптимального взаимодействия обучающегося с педагогами и другими обучающимися, семьи и образовательной организации.

  • оценка динамики личностного развития;
  • комплексная оценка предметных результатов и оценка знаний и умений по выбранному профилю труда;
  • оказание помощи в решении социализации и самоопределения; содействие в выборе профессионального образовательного маршрута;
  • предупреждение нарушений в эмоционально-волевой сфере, в поведении;
  • оказание помощи в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

  • самоопределение в выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуальным возможностям обучающегося и современным запросам рынка труда;
  • формирование мотивации, интереса к профессиональной деятельности, к трудовой активности, формирование личностной установки на реализацию профессиональной карьеры;
  • овладение элементами знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, механизмах оплаты труда;
  • формирование трудового поведения, навыков делового общения, взаимодействия в коллективе в процессе трудовой подготовки;
  • организация практической деятельности, направленной на овладение обучающимися профессиональными компетенциями в разных профилях трудовой подготовки.

Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации:

  • создание системы сетевого взаимодействия с различными образовательными организациями своего региона, в том числе и с организациями системы профессионального образования;
  • целенаправленное и взаимообусловленное сотрудничество школы, семьи и организаций профессионального образования;
  • вовлечение обучающихся в социально-значимую и социально-культурную среду в процессе реализации совместных проектов различного направления, закрепления и расширения знаний, полученных на предметных уроках.

Трудовое обучение на третьем уровне школьного образования рассматривается как главное и эффективное средство коррекции имеющихся нарушений и отклонений в поведении у умственно отсталых детей, является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации.

Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 2) обеспечивается следующими условиями:

Дальнейшим совершенствованием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.

  • закрепление и совершенствование необходимого практического опыта в повседневной жизни на специально-организованных уроках и коррекционных занятиях путем, («Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практические действия»);
  • использование вербальных и альтернативных (невербальных) средств общения, способствующих развитию языковой компетенции и расширяющих возможности взаимодействия и обучения;
  • использование специфических методов и средств обучения с применением инновационных средств подачи материала
  • формирование предпосылок к трудовой деятельности, повышение его вовлеченности в те или иные виды трудовых поручений (дежурство в классе, помощь по хозяйству родителям, выгул животных и пр.);
  • закрепление культурно-гигиенических навыков и правил в соответствии с выполнением определенных процедур в течение режимных моментов (опрятность во внешнем виде, аккуратность в еде и пр.);
  • поддержание здорового образа жизни, соответствующего возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
  • соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами и т. п.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обеспечивается следующими условиями.

Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися:

  • оказание качественной медицинской помощи;
  • психолого-педагогической поддержка и участие всех членов семьи в создании адекватных условий их обучения и жизнеобеспечения;
  • реализация СИПР в форме индивидуального графика с указанием временных промежутков, деятельности и лица, осуществляющего поддержку и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и ассистивных средств.

Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами:

  • непрерывное обучение общению через включение обучающихся в активную жизнь социума в самых разнообразных видах деятельности (на уровне «ученик-учитель», «ученик-одноклассники», «ученик – окружающие его люди»);
  • участие в посильных для них поручениях и трудовых делах, мероприятиях (посещение спортивно-оздоровительных мероприятий, прогулки в парках, скверах, участие в культурных и досуговых мероприятиях: походы в музеи, библиотеки, кинотеатры, на выставки и др.)

Организация обучения в разновозрастных классах (группах) и удлинение сроков обучения:

  • пролонгация обучения до 13 лет;
  • организация ситуаций для формирование бытовых и культурных навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности с целью поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра социальных и жизненных компетенций (сопровождаемое проживание).

Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)

  • систематическая коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных профессионалов образовательной организации, медицинское и социальное сопровождение, ориентированное на коррекцию индивидуальных отклонений каждого обучающегося;
  • активное участие родителей в образовательной деятельности, (присутствие на уроках и коррекционных занятиях, участие во внеурочных мероприятиях, наблюдение за своим ребенком во время учебной деятельности и пр.);

Сопровождение обучающегося и его родителей (законных представителей) для успешной адаптации к ситуации нахождения и принятия своего ребенка с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в создании приемлемых условий для его развития и воспитания и дальнейшей социализации.