Образовательные потребности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5.4.1 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального общего образования
Особые образовательные потребности обучающихся определяют содержание вышеуказанных вариантов АООП.
Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью(АООП, вариант 1) обеспечивается следующими условиями:
- Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность содержания между дошкольным и школьным этапами через создание условий для успешной адаптации дошкольников к процессу обучения:
- использование различных видов детской деятельности - игры, рисования, конструирования и т. п.;
- соблюдение единого для детского сада и начальной школы принципа организации предметно – развивающей, сенсорно-интегративной среды в игровых комнатах, учебных классах и кабинетах;
- сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение взрослого с обучающимся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- использование игровых приемов в обучении;
- закрепление навыков и умений, которыми овладел ребенок в дошкольном возрасте.
Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.
- расширение, уточнение, закрепление представлений об окружающем мире, воспитания правильного отношения к нему с помощью педагога на уроках «Мир природы и человека» предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» и во внеурочной деятельности;
- формирование понимания причинно-следственных, временных связей и закономерностей в мире природы и деятельности человека.
Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления социокультурных связей и отношений обучающихся с окружающей средой:
- организация деятельности, основанной на принципах сотрудничества и взаимного доверия друг к другу (учитель-ученик, ученик-ученик);
- использование разнообразных методов обучения(беседа, сюжетно-ролевая ситуация, игра, драматизация, работа с текстами и литературными произведениями), направленных на формирование навыков диалогической речи (на уроках «Речевая практика»);
- использование словесного поощрения и поддержка инициативы обучающихся при выполнении заданий практическими действиями или участия в играх;
- организация внеурочной деятельности (поездки, экскурсии в общественно-значимые места), позволяющей расширить опыт общения каждого ребенка и помочь ему использовать коммуникативные умения и навыки в реальной жизненной ситуации, приобретая тем самым практический опыт и самостоятельность.
Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации:
- оказание помощи обучающемуся в социально-психологической адаптации к условиям школьного обучения;
- определение потенциальных возможностей, актуального уровня психологических достижений возраста обучающегося;
- психологическая поддержка семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Создание благоприятных условий и комфортной среды для коррекции или компенсации имеющихся отклонений для полноценного развития личности;
- соблюдение норм и санитарных правил: частая смена видов деятельности, чередование письменных и устных форм работы;
- применение новых видов пособий в соответствии с видами деятельности обучающихся, с учетом целей и коррекционно-развивающих задач обучения;
- создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе обучения.
Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 2) обеспечивается следующими условиями:
Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.
- существенная адаптация содержания образования, предполагающая включение учебных предметов: "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
- практическая направленность обучения на формирование новых условных связей на основе предметно-практических действий с реальными предметами (коррекционный курс «Предметно-практические действия»);
- использование средств, которые обеспечивают возможность для обучающихся получения полезных учебных навыков, позволяющих овладевать способами жизнедеятельности, значимыми в большей степени для их жизненных потребностей (предметная область «Математика», а предмет - «Математические представления», предметная область «Физическая культура», а предмет - «Адаптивная физкультура» и т. п.);
- применение междисциплинарного подхода к подаче и усвоению нового материала в предметно-практической деятельности;
- применение новых видов пособий в соответствии с видами деятельности обучающихся, с учетом целей и коррекционно-развивающих задач обучения.
Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации:
- использование вербальных и альтернативных(невербальных) средств общения, способствующих развитию языковой компетенции и расширяющих возможности взаимодействия и обучения;
- использование специфических методов и средств обучения с применением игровых и наглядных форм подачи материала;
- постепенное усложнение способов усвоения нового материла: от совместных действий, подражания, показа, образца, к частичной или полной самостоятельности выполнения задания по речевой инструкции;
- использование словесного поощрения и поддержка инициативы обучающихся при выполнении практических заданий, за участие в играх.
Создание благоприятных условий и комфортной среды для коррекции или компенсации имеющихся отклонений для полноценного развития личности:
- создание ситуаций для активизации позитивных эмоций и «ситуации успеха» в целях оптимизации учебной мотивации;
- создание оптимальных путей развития и индивидуализация обучения как в малой группе, так в индивидуальной форме;
- «пошаговое» (поэтапное) обучение с применением системы коррекционно-развивающих упражнений с учетом психофизиологических особенностей развития каждого обучающегося, его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей;
- соблюдение норм и санитарных правил: частая смена видов деятельности, чередование спокойных и подвижных форм занятий;
- овладение жизненными компетенциями, позволяющими быть самостоятельными на доступном уровне и,по возможности, быть интегрированными в общество;
- личностный рост в пределах доступности понимания и осознания своего статуса и роли в среде сверстников;
- создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе обучения;
- формирование навыков самообслуживания в процессе систематической отработки алгоритмов выполнения трудовых и бытовых операций на уроках и их постоянном закреплении в повседневной жизни
- поддержка семьи в организации условий воспитания и обучения в условиях дома.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР относятся:
Создание оптимальных путей развития и социализации:
- обязательная индивидуализация обучения по специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР);
- овладение жизненными компетенциями на доступном уровне;
- преодоление трудностей в эмоционально – личностном развитии;
- использование альтернативных (невербальных) средств общения, способствующих расширению возможностей взаимодействия с педагогом;
- ознакомление и овладение представлениями о ближнем окружении и пространстве в пределах возможностей восприятия;
- использование поощрения в любой форме при выполнении обучающимся практических заданий;
- создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе индивидуального обучения;
- формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания (прием пищи, навык опрятности, одевания, раздевания), в процессе систематической отработки пошагового выполнения простых действий в быту при значительной помощи педагога;
- медицинское сопровождение и уход, применение специальных технических средств (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.)
- психолого-педагогическое сопровождение семьи в организации жизненного пространства воспитания и обучения в организации и за ее пределами.
5.4.2 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне основного общего образования
Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью (АООП, вариант 1) обеспечивается следующими условиями:
Преемственность в образовании при переходе обучающегося с начального общего уровня образования на основной общий уровень:
- соблюдение единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и основной школой;
- усложнение программного материала в адаптированных основных общеобразовательных программах обучения, добавление новых предметов;
- использование особых приемов подачи нового материала: предъявление небольшого объема, на доступном уровне изложения предметного материала для понимания содержания, соблюдение требований к качеству его оформления;
- предоставление возможности обучающимся адаптироваться к новым условиям деятельности: индивидуальному стилю преподавания учителей, более быстрому темпу работы, правилам выполнения новых заданий и т. д.;
- применение единого подхода к определению критериев оценки деятельности в начальных и средних классах.
Психологическое сопровождение оптимального взаимодействия обучающегося с педагогами и другими обучающимися, семьи и образовательной организации:
- мониторинг достижений по основным предметам (текущие и промежуточные результаты);
- оценка динамики личностного развития;
- составление характеристик сформированных умений и навыков образовательной деятельности (базовые учебные действия);
- выявление уровня освоения адаптированных общеобразовательных программ в каждом классе;
- оказание помощи в решении задач развития, социализации;
- предупреждение рисков дезадаптации;
- содействие в выборе профессионального образовательного маршрута;
- предупреждение нарушения эмоционально-волевой сферы, в поведении;
- оказание помощи в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
- профессиональная ориентация с учетом индивидуальных особенностей;
- допрофессиональная подготовка к освоению специальности;
- организация практической деятельности, направленной на овладение обучающимися профессиональными компетенциями в разных профилях трудовой подготовки на уроках «Технологии» по различным направлениям (столярное, слесарное, швейное, поварское и строительное дело, растениеводство и др.), которые наиболее тесно связаны с практической деятельностью.
Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации:
- сотрудничество и взаимодействие с ближайшими социальными институтами, учреждениями дополнительного и профессионального образования (домами творчества, музеями, спортивными клубами, профессиональными колледжами и т. п.);
- вовлечение обучающихся в социально-значимую и социально-культурную среду в процессе реализации совместных проектов различного направления, закрепления и расширения знаний, полученных на предметных уроках.
Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 2) обеспечивается следующими условиями:
Дальнейшим совершенствованием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
- приобретение необходимого практического опыта в повседневной жизни на специально-организованных уроках и коррекционных занятиях, («Человек», «Домоводство», «Окружающий социальный мир»);
- формирование предпосылок к трудовой деятельности,повышение его вовлеченности в те или иные виды трудовых поручений;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей– закреплять культурно-гигиенические навыки и правила в соответствии с выполнением определенных процедур в течение режимных моментов (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета и пр.);
- обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских;
- поддержание здорового образа жизни, соответствующего возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
- соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами и т. п.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обеспечивается:
Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися:
- оказание качественной медицинской помощи;
- психолого-педагогической поддержка и участие всех членов семьи в создании адекватных условий их обучения и жизнеобеспечения;
- реализация СИПР в форме индивидуального графика с указанием временных промежутков, деятельности и лица, осуществляющего поддержку и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и ассистивных средств.
Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами:
- непрерывное обучение общению через включение обучающихся в активную жизнь социума в самых разнообразных видах деятельности(на уровне «ученик-учитель», «ученик-одноклассники», «ученик – окружающие его люди»);
Организация обучения в разновозрастных классах (группах):
- организация ситуаций для формирование бытовых и культурных навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности с целью поддержания самостоятельности на уроках «Домоводство», «Окружающий социальный мир».
Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося и его семьи (в условиях организации и дома)
- систематическая коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных профессионалов образовательной организации, медицинское и социальное сопровождение, ориентированное на коррекцию индивидуальных отклонений каждого обучающегося;
- активное участие родителей в образовательной деятельности, (присутствие на уроках и коррекционных занятиях, участие во внеурочных мероприятиях, наблюдение за своим ребенком во время учебной деятельности и пр.);
- сопровождение обучающегося и его родителей (законных представителей) для успешной адаптации к ситуации нахождения и принятия своего ребенка с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в создании приемлемых условий для его развития и воспитания.
5.4.3. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне среднего общего образования
Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с легкой умственной отсталостью (АООП, вариант 1) обеспечивается следующими условиями:
Преемственность в образовании при переходе обучающегося с основного общего уровня образования на средний общий уровень:
- целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем обогащения представлений об окружающем мире, расширения кругозора, совершенствования устной речи, закрепления правил общения в коллективе сверстников;
- развитие социальной компетентности и навыков самостоятельной жизни: закрепление знаний и умений, полученных в практической деятельности для дальнейшей социальной адаптации( умение готовить пищу, соблюдать личную гигиену, ведение домашнего хозяйства; финансовая грамотность - планировать бюджет семьи, оплачивать счета, пользоваться услугами банка; умения, связанные с самообслуживанием и обслуживанием семьи - пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни)на уроках по предмету «Основы социальной жизни»;
- преемственность профориентации и профессионально-трудового обучения на ступенях основного и среднего образования:
- предоставление возможности обучающимся адаптироваться к новым условиям деятельности: правилам самостоятельного проживания, обучение новым видам трудовой деятельности;
- подбор как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения с учетом индивидуальных психофизических и возрастных особенностей старшеклассников.
Психологическое сопровождение оптимального взаимодействия обучающегося с педагогами и другими обучающимися, семьи и образовательной организации.
- оценка динамики личностного развития;
- комплексная оценка предметных результатов и оценка знаний и умений по выбранному профилю труда;
- оказание помощи в решении социализации и самоопределения; содействие в выборе профессионального образовательного маршрута;
- предупреждение нарушений в эмоционально-волевой сфере, в поведении;
- оказание помощи в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
- самоопределение в выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуальным возможностям обучающегося и современным запросам рынка труда;
- формирование мотивации, интереса к профессиональной деятельности, к трудовой активности, формирование личностной установки на реализацию профессиональной карьеры;
- овладение элементами знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, механизмах оплаты труда;
- формирование трудового поведения, навыков делового общения, взаимодействия в коллективе в процессе трудовой подготовки;
- организация практической деятельности, направленной на овладение обучающимися профессиональными компетенциями в разных профилях трудовой подготовки.
Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации:
- создание системы сетевого взаимодействия с различными образовательными организациями своего региона, в том числе и с организациями системы профессионального образования;
- целенаправленное и взаимообусловленное сотрудничество школы, семьи и организаций профессионального образования;
- вовлечение обучающихся в социально-значимую и социально-культурную среду в процессе реализации совместных проектов различного направления, закрепления и расширения знаний, полученных на предметных уроках.
Трудовое обучение на третьем уровне школьного образования рассматривается как главное и эффективное средство коррекции имеющихся нарушений и отклонений в поведении у умственно отсталых детей, является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации.
Удовлетворение особых образовательных потребностей для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 2) обеспечивается следующими условиями:
Дальнейшим совершенствованием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
- закрепление и совершенствование необходимого практического опыта в повседневной жизни на специально-организованных уроках и коррекционных занятиях путем, («Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практические действия»);
- использование вербальных и альтернативных (невербальных) средств общения, способствующих развитию языковой компетенции и расширяющих возможности взаимодействия и обучения;
- использование специфических методов и средств обучения с применением инновационных средств подачи материала
- формирование предпосылок к трудовой деятельности, повышение его вовлеченности в те или иные виды трудовых поручений (дежурство в классе, помощь по хозяйству родителям, выгул животных и пр.);
- закрепление культурно-гигиенических навыков и правил в соответствии с выполнением определенных процедур в течение режимных моментов (опрятность во внешнем виде, аккуратность в еде и пр.);
- поддержание здорового образа жизни, соответствующего возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
- соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами и т. п.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обеспечивается следующими условиями.
Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися:
- оказание качественной медицинской помощи;
- психолого-педагогической поддержка и участие всех членов семьи в создании адекватных условий их обучения и жизнеобеспечения;
- реализация СИПР в форме индивидуального графика с указанием временных промежутков, деятельности и лица, осуществляющего поддержку и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и ассистивных средств.
Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами:
- непрерывное обучение общению через включение обучающихся в активную жизнь социума в самых разнообразных видах деятельности (на уровне «ученик-учитель», «ученик-одноклассники», «ученик – окружающие его люди»);
- участие в посильных для них поручениях и трудовых делах, мероприятиях (посещение спортивно-оздоровительных мероприятий, прогулки в парках, скверах, участие в культурных и досуговых мероприятиях: походы в музеи, библиотеки, кинотеатры, на выставки и др.)
Организация обучения в разновозрастных классах (группах) и удлинение сроков обучения:
- пролонгация обучения до 13 лет;
- организация ситуаций для формирование бытовых и культурных навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности с целью поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра социальных и жизненных компетенций (сопровождаемое проживание).
Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)
- систематическая коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных профессионалов образовательной организации, медицинское и социальное сопровождение, ориентированное на коррекцию индивидуальных отклонений каждого обучающегося;
- активное участие родителей в образовательной деятельности, (присутствие на уроках и коррекционных занятиях, участие во внеурочных мероприятиях, наблюдение за своим ребенком во время учебной деятельности и пр.);
Сопровождение обучающегося и его родителей (законных представителей) для успешной адаптации к ситуации нахождения и принятия своего ребенка с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в создании приемлемых условий для его развития и воспитания и дальнейшей социализации.