Содержание методики педагогического обследования умственно отсталых первоклассников

Организация обучения начинается с педагогического обследования, которое является первичным звеном коррекционно-педагогического процесса и предполагает участие в нем всех педагогов начальной школы. Результаты педагогического обследования умений ребенка в рамках основных предметных областей обучающей программы служат основанием для разработки содержания коррекционных занятий. В конце года проводится итоговое педагогическое обследование. Результаты обследования каждого обучающегося позволяют, с одной стороны, проанализировать динамику развития и качество усвоения школьной программы, проверить эффективность обучения, а, с другой - уточнить образовательный маршрут и спланировать программу дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

При проведении педагогического обследования используется - диагностическое обучение. Весь процесс обследования позволяет выявить потенциальные возможности ребенка в обучении и способы усвоения новых знаний.

Методика педагогического обследования включает задания, количественную и качественную оценку действий и ответов ребенка, обобщенный протокол результатов.

Количественная оценка: если задание выполнено самостоятельно, то его результат фиксируют в протоколе как актуальный уровень (3 балла). В том случае, когда задание ребенком выполнено после обучения, то уровень выполнения задания — это зона ближайшего развития (2 балла). Если ребенок приступил к заданию, однако, не смог его выполнить после обучения, то фиксируют уровень развития как минимальный (1 балл). Всего предлагается ребенку 15 заданий.

Перед обследованием педагог налаживает доверительные отношения с ребенком, проводит беседу. В тех случаях, когда ребенок сразу отвечает на вопросы, ему последовательно предлагают задания. Если же он не готов к речевому общению с новым взрослым, ему предлагается выполнить задания, не требующие вербального общения.

Обследование проводится по основным предметным областям.

Предметная область - «Язык и речевая практика»

Развитие речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. Для этой цели выясняется словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности, умение зафиксировать в речевых высказываниях свои действия. Обследование включает 4 задания: «Спрячь игрушку», «Покажи и назови картинку», «Звуковой анализ слова», «Продолжи ряд».

Предметная область - «Математика». Выявляют сформированность зрительного восприятия свойств и качеств предметов, ориентировку на величину, форму; количественные представления. Предлагают 3 задания: «Выложи узор», «Разложи домики», «Счет и количество».

Предметная область «Мир природы и человека». В ходе обследования выявляют представления о социальных явлениях, о сезонных изменениях, о простейших взаимосвязях между природой и человеком. Предлагают 2 задания: «Профессии», «Времена года».

Предметная область «Искусство», обследование направлено на выявление уровня сформированности рисуночной деятельности, изобразительных возможностей предметного рисования; на выявление восприятие цвета, умения называть основные цвета.

Предлагают 2 задания: «Нарисуй человека», «Нарисуй ленточки к шарикам».

Предметная область «Физическая культура». В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание. Предлагают 2 задания: «Ходьба», «Прыжки».

Предметная область «Технология. Ручной труд». Обследование направлено на выявление практических умений при выполнении поделок из пластилина, из бумаги, умения действовать с ножницами. Предлагают задания: «Гриб» и «Дом для матрешки».