Содержание программы воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Содержание программного материла по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями учитывает общность основных закономерностей развития в норме и па­тологии. В программе определяются базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе следующих образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Рассмотрим направления работы в каждой из этих областей.

Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в процессе взаимодействия ребенка с ближними взрослыми, затем с дальним кругом человеческого окружения и рассматривается как основа формирования средств общения со сверстниками, ведущей деятельности, психологических новообразований, самостоятельности и личностных качеств.

Содержание указанной образовательной области охватывает следующие направления педагогической работы:

  • формирование положительного опыта взаимодействия ребенка
  • с матерью,
  • развитие эмоциональных средств общения ребенка с близкими взрослыми,
  • формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения его к себе (концентр «Я сам»),
  • развитие сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»),
  • формирование ведущей деятельности на каждом возрастном периоде (манипулятивной, предметной, игривой),
  • воспитание самостоятельности в быту,
  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к объектам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

Основополагающим содержанием является формирование сотрудничества ребенка с взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта. В основе сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления мотивационной сферы у ребенка. Переход от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества ребенка с другими людьми.

В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе. Они совершают открытие своего «Я», выделяют себя в мире вещей и других людей, приходят к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.

Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом и т. д. У детей с умственной отсталостью необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале нужно стремиться к развитию гибкости социального поведения в различных видах общения с детьми и взрослыми. Это возможно реализовать в процессе формирования элементов трудовой и игровой деятельности.

Игровая деятельность формируется поэтапно. Так, в младенческом возрасте создаются условия для овладения ребенком манипулятивными действиями, в раннем — предметными и предметно-игровыми действиями, в младшем дошкольном возрасте уделяется внимание становлению сюжетной игре, а затем, - сюжетно-ролевой и театрализованной.

В ходе овладения предметными действиями у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых происходит становление ориентировочно-исследовательской деятельности, появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.

Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению сюжетно-отобразительной игре, что занимает длительный период. Только после формирования у детей представлений о социальных отношениях между взрослыми следует перейти к воспитанию умения принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно им, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности.

На занятиях по обучению игре в подготовительной к школе группе широко используются игры с правилами—настольно-печатные и подвижные. Проведение этих игр направлено на воспитание у детей положительных форм взаимодействия со сверстниками, на формирование умения оценивать свои действия и действия партнеров, самостоятельности, что, в свою очередь, очень важно для личностного развития.

Формирование игровой деятельности у детей требует проведения специально организованных педагогами-дефектологами и воспитателями занятий, а затем создаются условия для переноса сформированных умений в свободную коллективную деятельность

Формирование элементов трудовой деятельности также требует проведение организованных занятий, которые направлены на овладение детьми практическими действиями по самообслуживанию, обеспечивающими известную бытовую самостоятельность: ребенок без помощи взрослого может сам есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом. В дальнейшем детей учат посильному бытовому труду (уборка игрового уголка, дежурство по столовой, уход за комнатными растениями, трудиться на участке и т. д.).

Появление элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия, выполнение ряда действий в логической последовательности.

Трудовое воспитание детей в дошкольных организациях проводится в двух направлениях: первое - знакомство с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитание уважения к труду людей; второе – овладение практическими действиями, формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Для этого с детьми проводятся организованные занятия по овладению навыками самообслуживания, ручному и хозяйственно-бытовому труду, труду в природе. В процессе выполнения заданий дети учатся действовать по подражанию, показу, образцу и словесной инструкции — сначала очень простой и короткой, а затем развернутой, что способствует становлению произвольного поведения.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие ребенка с умственной отсталостью подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя становлению навыков социально положительного поведения в различных жизненных ситуациях.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Данная область включает следующие направления педагогической работы: сенсорное воспитание, формирование мышления, формирование элементарных количественных представлений, ознакомление с окружающим.

Сенсорное воспитание направлено на формирование перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания). На этапе раннего детства сенсорное воспитание способствует, с одной стороны, развитию ориентировочных реакций, а затем — поисково-исследовательской деятельности, а, с другой, - на обес­печение освоения систем сенсорных эталонов. Своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.

Педагогическая работа с детьми организуется как на специальных занятиях по сенсорному воспитанию, так и в процессе занятий по формированию продуктивных видов деятельности. Все эти занятии направлены на развитие: ориентировочных реакций на зрительные, слуховые и тактильные стимулы; зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия. Сенсорное развитие служит основой формирования всех видов детской деятельности и подготовки становления высших психических функций.

Формирование мышления — в программе представлено как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необхо­димым компонентом общего мыслительного процесса. Для организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми за основу берется фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления.

В раннем возрасте основной акцент делается на формировании целенаправленных действий с предметами. В дошкольном возрасте работа смещается на взаимодействие всех основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, которые образуют тот единый процесс познания реального мира, где в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления.

На начальном этапе занятия по формированию мышления проводятся в плане действий ребенка с опорой на восприятие, и оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздей­ствовать на динамику предмета в соответствии со своим замыслом или теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая возможность непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для развития соотношения между формами нагляд­ного и словесно-логического мышления.

Важнейший этап развития мышления связан с речью. В процессе дей­ствий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для соб­ственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений. Словесное обобщение ребенком собственных действий ве­дет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и опери­рованию ими в мысленном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными.

В соответствии со сказанным выше, содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления детей направлено на развитие ориентировочно-поисковой деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности — действием, словом и образом.

Планирование занятий, направленных на формирование мышления, тесно связано с темами других подразделов: «Обучение игре», «Ознакомление с окружающим», «Формирования элементарных количественных представлений», «Ручной труд» и др.

В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда дошкольники научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества).

Известно, что сравнение — один из важнейших мыслительных процессов — лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. И если величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними, хорошо воспринимаемыми признаками, то количество — особый признак, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предмета. Формирование этого понимания у ребенка с умственной отсталостью происходит постепенно (поэтапно) на протяжении всего дошкольного возраста.

Основное содержание обучения подчинено задаче - научить детей выделять, сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.

Этот подраздел программы имеет огромное значение как для форми­рования системы знаний ребенка, так и для развития познавательных процессов — восприятия и мышления.

Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой. Оно обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть вниматель­ным к тому, что его окружает. Важно научить умственно отсталого ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях. При формировании адек­ватных представлений об окружающем у детей создается чувственная основа для слова. Ребенок подготавливается к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Кроме того, в подраздел «Ознакомление с окружающим» включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структуриро­вания и темп собственной деятельности, а также овладели первоначальны­ми навыками контроля и соотнесения своей деятельности с природными явлениями.

В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию и бережному отношению к природе.

Занятия по ознакомлению с окружающим направлены на формирование представлений: о явлениях социальной жизни; о предметном мире, созданным человеком; о природе (живой, неживой и взаимосвязи между ними) и о явлениях природы.

Каждое из этих направлений имеет свою особенность, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области действительности.

Ознакомление с окружающим ведет к существенным сдвигам в познавательном развитии детей лишь в том случае, если им даются не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.

Планирование занятий по ознакомлению с окружающим осуществляется параллельно с работой, представленной в разделе, посвященном социально-коммуникативному развитию. Занятия проводятся два-три раза в неделю учителем-дефектологом в первой половине дня и воспитателем во второй половине дня.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие у детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, а также на специально организованных занятиях.

В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются образы восприятия и образы представлений об окружающей действительности, происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются последовательности событий. Именно весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт ребенка закрепляется и обобщается в словах, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию у детей невербальных средств общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающего жестов, выполнение жестового ритуала-приветствия и прощания, объятия, поцелуи как формы эмоционального общения). В дальнейшем, наряду со становлением вербального общения, эти средства не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

Далее, на специальных занятиях по развитию речи, систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; осуществляется работа по коррекции звукопроизношения.

Также дети обучаются элементам грамоте. Эта работа включает в себя развитие ручной моторики и подготовку руки к письму, а также обучение элементарной грамоте. Последнее проводится в подготовительной к школе группе и в семье, на седьмом году жизни ребенка.

У детей формируют элементарные представления о звуко-буквенном анализе, что способствует развитию у них интереса к знаково-символическим средствам. Кроме того, в ходе занятий при контактах с взрослым и коллективом сверстников дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики на начальном этапе обучения направлена на формирование хватания, выделение каждого пальца, становление ведущей руки и развитие согласованности действий обеих рук. У детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Эти упразднения по развитию движений выполняются вначале по подражанию действиям взрослого, а затем, в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы-представления (например, покажите: «как прыгают лягушки», «как рыбка плывет», «как зайчики ушками шевелят» и др.).

Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Система работы, представленная выше, предлагается детям на различных занятиях и в свободно организованной деятельности. Занятия по подготовке детей к обучению грамоте ориентиро­ваны на формирование не только учебных навыков, но и умения сотрудни­чать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности, в ходе которого у детей повышается самооценка и совершенствуется умение давать реальную оценку своей деятельности и результатам деятельности сверстников.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Данная область включает следующие направления педагогической работы: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность, формирование продуктивных видов деятельности, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Музыкальное воспитание имеет особое значение для разностороннего развития ребенка. Мир музыки позволяет ему получить новые впечатления, приобщиться к восприятию новой информации. Активизация чувственных переживаний детей способствует их личностному развитию. Коррекция отклонений, имеющихся у дошкольников, осуществляется путем участия детей в различных видах музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

Под влиянием музыки умственно отсталый ребенок как бы выходит из замкнутого «в себе» мира, он видит, а затем и узнает звучащие предметы, окружающие его, усваивает способы действий с ними. Постепенно у ребенка возникает и закрепляется желание извлекать разнообразные звуки из окружающих предметов, он радуется музыке, хочет слышать ее снова и снова. Это, в свою очередь, позволяет педагогу найти контакт с ребенком, привлечь его к поиску способов сотрудничества с новым взрослым, а затем перенести эти способы сотрудничества на другие виды детской деятельности.

В процессе музыкальных занятий (индивидуальных, вокальных и хоровых) у детей развиваются ориентировочные реакции на восприятие слуховых впечатлений, слуховое внимание и слуховое восприятие, голос, динамически ритмичные движения и ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве.

На музыкальных занятиях у детей воспитывают положительное эмо­циональное отношение и интерес к восприятию музыки, расширяют музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывают эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

Занятия по музыкальному воспитанию охватывают следующие на­правления: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и танцы, игра на музыкальных инструментах

В системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театрализованной деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает им возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, — а также воспитывает социальные навыки поведения в обществе.

Формирование продуктивных видов деятельности — основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а, с другой, — значимы для воспитания личностных качеств ребенка и поведения в детском коллективе. Эта работа должна проводиться не только непосредственно в ходе формирования продуктивных видов деятельности, но и в ходе эстетического воспитания средствами изобразительного искусства. Это связано с тем, что на протяжении всего периода пребывания дошкольника в образовательной организации, необходимо обучать его специфическим практическим действиям, которые служат основой для становления всех компонентов деятельности: понимания цели и условий задания, формирование способов его выполнения, оценки результатов и умения работать в коллективе сверстников. В то время как область художественно-эстетического развития содействует воспитанию у детей эстетических чувств, ее содержание направлено на формирование эмоционально-личностного отношения к изображаемому и способов его передачи художественными средствами.

В процессе эстетического воспитания дети учатся изобразительной деятельности и конструированию. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Здесь происходит дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности, направленное на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности свойств и качеств предметов, а также явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. Кроме того, они дают возможность проводить специальную работу по речевому развитию детей, что, в свою очередь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь с потешками, стихами, сказками, рассказами, дети учатся получать удовольствие от интересной истории, эмоционально реагировать на действия любимых литературных героев, сопереживать им. Работа с детьми требует многократных разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с главными персонажами (драматизация, обыгрывание с использованием настольного театра, театра теней и кукольного театра и др.).

Одним из важных приемов работы с художественными текстами является рассматривание серии сюжетных картин, отражающих последовательность событий в произведении. При рассматривании таких иллюстраций детям предлагают разнообразные виды работы: составить рассказ, придумать к заданному началу окончание, восстановить недостающие звенья истории, подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, создать самостоятельные иллюстрации и т. п.

Работа над смысловой стороной произведения активизирует развитие мыслительной деятельности и воображения ребенка, позволяет ему осознать взаимозависимость в действиях персонажей, и, в итоге, формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для последующего школьного обучения.

Образовательная область «Физическое развитие»

Данная область программы охватывает содержание работы по защите, сохранению и укреплению здоровья всех воспитанников и определяет задачи физического развития на всех этапах раннего и дошкольного детства.

В рассматриваемой образовательной области выделены два направления педагогической работы: физическое воспитание, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Физическое воспитание определяет задачи совершенствования функций формирующегося организма ребенка, развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации.

На ранних этапах жизни ребенка взрослые стимулируют максимальное использование его собственных двигательных возможностей путем создания условий, в которых дети могли бы проявить самостоятельность (выкладывают в манеж, снимают ограничения при передвижении в пространстве комнаты, не спешат сразу помочь при решении двигательной задачи). Взрослые также помогают детям изменять положение тела, передвигаться, в соответствии с возрастными особенностями, стимулируют появление функций удержания головы, поворотов с живота на спину, приподнимая с опорой на предплечья, пересаживания, ползания, стояния и т. д. посредством игровых упражнений с привлечением разнообразных зрительных и слуховых стимулов.

В режиме дня детей предусмотрены занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ползание, овладение ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием). Применяются общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Стратегия организации физического воспитания должна разрабатываться с учетом физиологических механизмов становления движения в процессе развития растущего детского организма. В ходе занятий целесообразно предлагать детям основные виды движений в определенной последовательности: движения на растягивания, в положении лежа, далее ползание и движения в положении низкого приседа и на коленях, а затем переход к упражнениям в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег, метание и лишь потом прыжки), подвижные игры.

Очень важным аспектом физического развития и воспитания должно стать обучение детей-дошкольников плаванию. Особенности водной среды оказывают специфическое влияние на функции дыхания, кровообращения, кожные рецепторы. Глубокое дыхание и давление воды на сосуды облегчают работу сердца, улучшают газообмен в легких. Плавание закаливает, тренирует вестибулярный аппарат. Произвольность, требуемая для осуществления гребных движений и удержания тела на плаву, укрепляет психику, развивает взаимодействие в деятельности физического и психического.

Формирование представлений о здоровом образе жизни охватывает такие темы здоровье сберегающего подхода как «Путь к себе», «Мир моих чувств и ощущений», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Движение — основа жизни», «Человек есть то, что он ест», «Советы доктора Айболита», «Здоровье — всему голова». Все эти направления воспитательной работы ориентированы на совершенствование духовного развития детей, укрепление их физического здоровья и создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей и индивидуального психологического комфорта. В итоге вся эта работа направлена формирование у детей установки на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.