Глава 2. Уровень начального общего образования

2.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального общего образования

Согласно федеральному стандарту образования (ФГОС, 2014 г.) обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) варианту 1 и варианту 2. Особые образовательные потребности этих детей определяют содержание вышеуказанных вариантов АООП.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся[1] с легкой умственной отсталостью (АООП вариант 1), относятся:

Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечи­вающего преемственность содержания между дошкольным и школьным этапами является важным условием для образования обучающихся указанной категории на начальном этапе их обучения. В образовательной организации создаются условия, обеспечивающие преемственность содержания дошкольного и школьного образования, а в целом - успешную адаптацию дошкольников к процессу обучения. Учебную деятельность в школе органично дополняют использованием различных видов детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т.п.); соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно – развивающей, сенсорно-интегративной среды в игровых комнатах, учебных классах и кабинетах. Обеспечивается адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение взрослого с обучающимся. Для повышения эффективности обучения педагоги используют игровые приемы, часто применяемые в дошкольной организации. Программный материал начальной школы по ряду предметов, например, изобразительная деятельность, наряду с последовательным усложнением учебных задач. Так, в предметном рисовании, например, имеет место закрепление некоторых умений, которым овладел ребенок в дошкольном возрасте.

Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.

Ознакомление младших обучающихся с интеллектуальными нарушениями с природным и социальным миром направлено на расширение, уточнение представлений об окружающем мире с необходимостью их включения в этот мир и воспитания правильного отношения к нему. Обобщенные представления у обучающихся формируются только с помощью взрослого (педагога). Пропедевтическим периодом для формирования у младших школьников знаний и сведений о неживой и живой природе служат уроки учебного предмета «Мир природы и человека» предметной области «Естествознание».  Обучающиеся уже имеют элементарные представления о простых объектах и явлениях природного и социального мира, и это дает возможность построить обучение так, чтобы имеющиеся сведения закреплялись и расширялись. Это возможно через формирование понимания причинно-следственных, временных связей и закономерностей в мире природы и деятельности человека, что служит базой для изучения в старших классах (5-9 классах) таких предметов как «Природоведение», «Биология», «География».

Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

Формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся с интеллектуальными нарушениями в урочной и внеурочной деятельности определяет качество их самостоятельной жизни, отношений с окружающими людьми. Главная задача педагога состоит в том, чтобы организовать эту деятельность, основанную на принципах сотрудничества и взаимного доверия друг к другу (учитель-ученик, ученик-ученик). При использовании разнообразных методов обучения, как беседа, сюжетно-ролевая ситуация, игра, драматизация, работа с текстами и литературными произведениями происходит обучение детей навыкам диалогической речи. Участие ребенка в диалогической речи мотивирует его к общению, развивает активность и самостоятельность. На уроках «Речевая практика» используются специальные задания и упражнения, которые направлены на формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, например, как правильно вести себя на улице, в общественных местах (больница, почта, поликлиника). Специально организованная педагогом предметно-практическая деятельность во время проведения экскурсий в общественно-значимые места позволяет расширить опыт общения ребенка и помочь ему использовать коммуникативные умения и навыки в реальной жизненной ситуации, приобретая тем самым практический опыт и самостоятельность.

Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.

Важной составляющей на этапе начального обучения каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями является его сопровождение специалистами службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) образовательного учреждения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом и воспитателем. Основная задача всех специалистов – оказать помощь обучающемуся в социально-психологической адаптации к условиям школьного обучения; определить потенциальные возможности, актуальный уровень психологических достижений возраста обучающегося; создание благоприятных условий и комфортной среды для коррекции или компенсации имеющихся отклонений для полноценного развития личности.

В процессе проведения комплексной психолого-педагогической диагностики выявляются особенности психического развития, а также актуальные и потенциальные возможности обучения. По результатам психолого-педагогического обследования разрабатывается для ученика индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения, в которой прописываются его особые образовательные потребности, а также рекомендации для всех участников образовательного процесса. На этом основании в образовательной организации создаются специальные условия обучения ребенка и развития его личностного потенциала для максимально доступной социализации и интеграции в социум.

Психологическая поддержка семьи — это важное направление в системе социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Методические рекомендации при обучении обучающихся начальной школы в соответствии с АООП (вариант1):

  • обеспечение доступности содержания учебного материала, адаптация с учетом возможностей обучающихся; уменьшение объема и глубины изучаемого материала, увеличение количества времени, необходимого для усвоения темы (раздела), учет темпов обучения; ограниченный базис знаний, умений и навыков с учетом возможностей ученика по сравнению с нормативно развивающимся сверстником;
  • оснащение учебного процесса специальным дидактическим материалом, включая наглядные средства;
  • применение «концентрического принципа изучения программного материала», когда вводятся последовательно частые повторения одного и того же материала с постепенным его усложнением;
  • использование технологий, приемов и методов с определённой спецификой, которые оптимизируют овладение обучающимися базовыми учебными действиями;
  • предъявление материала в наглядно-образном плане с опорой на наблюдения, практические действия, обобщения их в словесных высказываниях;
  • поддержка и контроль педагогом, дополнительные разъяснения и демонстрация способов и приемов работы; значительное количество и вариативность заданий, упражнений во время закрепления или усвоения предлагаемого программного материала.

При обучении обучающихся начальной школы в соответствии с АООП (вариант2) необходимо следующее:

  • существенная адаптация содержания образования, предполагающим включение учебных предметов: "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие. Обучение этой группы обучающихся имеет выраженную практическую направленность, так как у них имеются трудности формирования представлений, понятий, усвоение законов и правил, с большим трудом формируются новые условные связи, которые, возникая в процессе обучения, во многих случаях оказываются фрагментарными и неустойчивыми. Эти обучающиеся не могут в полной мере использовать речь, которая играет основную роль в когнитивном, эмоциональном развитии и является фундаментальной основой социального взаимодействия и самоконтроля. В отношении этих обучающихся применима альтернативная система — система невербальных средств общения, способствующая развитию языковой компетенции и расширяющая возможности взаимодействия и обучения. У этих обучающихся потребностная, мотивационная и волевая сфера не дифференцирована и, соответственно, проявление интереса к деятельности и обучению имеет пассивный характер. Эти особенности развития значительно осложняют процесс обучения и влияют на полноту усвоения программного материла (знаний, умений и навыков). Дети могут овладевать лишь фрагментами графологических умений, устного счета, чтения по слогам, поэтому при их обучении используются те средства, которые обеспечивают возможность получения полезных учебных навыков, позволяющих овладевать способами жизнедеятельности, значимыми в большей степени для их жизненных потребностей. Например, не предмет «Математика», а «Математические представления», не «Физическая культура», а «Адаптивная физкультура» и т.п;
  • создание оптимальных путей развития и обязательная индивидуализация обучения. Учитывая рамки набора возможностей и потребностей обучающихся по АООП варианта 2 (СИПР) возможно как в малой группе, так и в индивидуальной форме. ФГОС О УО (ИН) предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка (СИПР). Основной целью данной программы является овладение обучающимися жизненными компетенциями, позволяющими быть самостоятельными на доступном уровне и быть, по возможности, интегрированным в общество. Положительные стороны обучения по СИПР: овладение содержанием адаптированной образовательной программы с учетом индивидуальных возможностей и особенностей развития; личностный рост в пределах доступности понимания и осознания своего статуса и роли в среде сверстников; преодоление трудностей образования в познавательном и эмоционально – личностном развитии; ознакомление и овладение представлениями о ближнем окружении и пространстве в пределах возможностей восприятия;
  • использование специфических методов и средств обучения требует применения игровых форм подачи материала: дидактические и игровые упражнения являются  основными доминантами для обучения  в начальных классах; предъявление натуральных предметов, картинок и изображений явлений окружающей действительности; использование ТСО, дополнительных средств альтернативной коммуникации, воспроизводящих речь, электронные устройства и другие средства; создание ситуаций  для активизации позитивных эмоций и «ситуации успеха» в целях оптимизации учебной мотивации; применение приема проекции (подражания) как одного из способов обучения; предъявление в медленном темпе наглядных пособий и дидактических материалов с паузами, что дает возможность воспринимать и качественно усваивать обучающимся  учебный материал; обучение и усвоение программного материала основано на применении  активных предметно-практических действий и оперирование  с реальными предметами. 
  • Дифференциация и индивидуализация обучения, которые основаны на

учете специфики сложной структуры нарушений у каждого обучающегося по СИПР, подборе индивидуальных и вариативных по содержанию приемов, средств обучения и воспитания, с учетом его возможностей в обучении и развитии.

  • "Пошаговое" (поэтапное) обучение предполагает организацию обучения с применением системы коррекционно-развивающих упражнений с учетом психофизиологических особенностей развития каждого обучающегося, его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей; дробление учебного материала на определенные последовательные  логические частности части; усложнение способов усвоения нового материла: от подражания, показа, образца, к частичной или полной самостоятельности выполнения задания  по  речевой инструкции; применение междисциплинарного подхода  к подаче и усвоению нового материала в предметно-практической деятельности. Например, для усвоения математического понятия «Цифра 1» обучающимся можно предложить целую серию разнообразных заданий и упражнений; на разных уроках: по изобразительной деятельности – разукрасить или нарисовать цифру, заштриховать или обвести по контуру; на лепке – вылепить ее или выполнить пластилиновую мозаику; на уроках математики – найти цифру среди букв или предметов, прописать в тетради и т.п.  Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению полученных знаний и умений;
  • соблюдение норм и санитарных правил: частая смена видов деятельности, чередование письменных и устных форм работы;
  • применение новых видов пособий в соответствии с видами деятельности обучающихся, с учетом целей и коррекционно-развивающих задач обучения;
  • использование словесного поощрения и поддержка инициативы обучающихся при выполнении заданий практическими действиями или участия в играх;
  • создание эмоционального комфорта для каждого обучающегося в процессе обучения.

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся по СИПР нацелено на оптимизацию условий для выполнений необходимых бытовых жизненных действий. В образовательном учреждении с этой целью введены специализированные занятия. Успешное усвоение таковых навыков может быть достигнуто только при тщательной и систематической отработке практических алгоритмов выполнения трудовых и бытовых операций на уроках и их постоянном закреплении в повседневной жизни. Обучающимся требуется значительная помощь педагога при выполнении большинства заданий. Важным приемом обучения является комментирование действий, которые выполняет обучающийся совместно с учителем.

2.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования

2.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

При осуществлении комплексного психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать, что ранняя диагностика возможностей и потенциала обучающегося способствует своевременному выявлению трудностей обучения и организацию коррекционно-педагогической работы с ним в процессе обучения.

Главная цель комплексного психолого-педагогического сопровождения-сохранение психического и социального благополучия ребенка с особыми образовательными потребностями на всех этапах его обучения, оказание ему разнообразной психолого-педагогической помощи.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

  • диагностический этап, на котором осуществляется сбор данных об обучающемся, проводится первичная диагностика по определению особенностей психофизического развития, его познавательных актуальных и потенциальных возможностей. На этом этапе сопровождения участниками являются учитель-дефектолог, учитель–логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор/ассистент, классный руководитель, родители (законные представители). Сведения об обучающемся дополняются результатами медицинской диагностики. Комплексное психолого-педагогическое изучение на данном этапе позволит составить целостное представление о познавательных возможностях, личностных особенностях развития каждого, определить его особые образовательные потребности, выявить компенсаторные возможности, на которые в дальнейшем можно будет ориентироваться при разработке индивидуальной траектории развития. Реализуется этот этап на уровне начального общего образования при переходе обучающегося на уровень основного общего образования;
  • поисково-планирующий этап или этап поиска эффективных действий на основе анализа результатов комплекса полученных диагностических данных об ученике, определяется исходная проблема, для реализации которой необходимо создать специальные условия обучения, воспитания и развития;
  • проективный этап, на котором заключается договор с родителями и специалистами психолого-педагогического сопровождения проводится комплексное обследование ребенка по всем направлениям коррекционно-развивающей работы, далее определяется стратегия сопровождения, разрабатывается комплексный план коррекционно-развивающего индивидуального образовательного маршрута;
  • деятельностный этап реализации комплексной программы коррекционно-развивающей работы всех аспектов психолого-педагогического сопровождения. Именно на этом этапе разрабатывается содержание коррекционного обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, его компенсаторных возможностей и т.д.;
  • этап рефлексииэто завершающий этап реализации комплексной программы психолого-педагогического сопровождения, ориентированный на результаты мониторинга исполнения поставленных задач сопровождения и реализации всех рекомендаций участников психолого-педагогического сопровождения.

Все этапы реализуются в образовательной организации, благодаря созданию службы сопровождения.

Служба сопровождения – это служба, в которой принимают участие специалисты разного профиля образовательного учреждения, объединенные общими профессиональными целями и задачами.  Рассмотрим принципы деятельности службы сопровождения:

  • системность в работе, когда психолого-педагогическая помощь реализуется в совместной деятельности всех участников образовательного процесса учитель класса, учитель-дефектолог, обучающийся, его родители (законные представители);
  • комплексность, который охватывает все сферы образовательной деятельности (познавательную, речевую, двигательную, эмоционально-волевую, социальную сферу);
  • интегративность, при котором разные методы (психолого-педагогические, психотерапевтические), методики, дидактические приемы интегрируются не только в образовательную среду, но и микро социальную;
  • непрерывность, который требует сопровождения ребенка на протяжении всего периода его обучения;
  • приоритет особых образовательных потребностей на каждом этапе обучения ребенка, выявление причин затруднений и поиск путей их преодоления для обеспечения его дальнейшего развития.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса осуществляется в рамках ПМП консилиума образовательной организации.

На уровне начального общего образования задачами комплексного психолого-педагогическое сопровождения являются:

  • изучение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • определение адаптационных ресурсов и возможностей обучения ученика;
  • прогнозирование зон риска дезадаптации, особенностей познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы ребенка, которые затрудняют успешность его адаптации как в образовательной организации, так и в повседневной жизни;
  • создание специальных условий для обеспечения доступности, дифференцированного учебного материала в соответствии с познавательными возможностями обучающегося;
  • обеспечение успешной адаптации к организации образовательного процесса, адаптивной образовательной среде, адекватной психофизическим, интеллектуальным и личностным особенностям развития каждого обучающегося;
  • формирование познавательной мотивации обучающихся в образовательном процессе при реализации особых образовательных потребностях;
  • формирование жизненных и социальных компетенций на этом возрастном этапе;
  • оказание психолого - педагогической помощи родителям в продуктивном взаимодействии со своим ребенком и гармонизации внутрисемейных отношений, оптимизации их состояния.

 

2.2.2. Организация пространственно-временной среды обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пространство (учебное здание и территория образовательного учреждения), в котором организуется процесс обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями, должно соответствовать нормам действующих СанПин, нормам антитеррористической защищённости, требованиям охраны труда и пожарной безопасности.

Учебные помещения (классы) для обучающихся начального общего образования должны располагаться не выше 2-го этажа. Визуально помещение класса для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью должно включать:

  • учебную зону;
  • интерактивную зону;
  • зону визуальной поддержки;
  • зону отдыха;
  • рабочую зону учителя.

Для проведения коррекционных занятий (индивидуальных и групповых) в образовательной организации должны быть оборудованы кабинеты:

  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • учителя-дефектолога.

Для занятий физической культурой, музыкой, ритмикой, изобразительным искусством, внеурочной деятельностью в образовательном учреждении должны быть предусмотрены: актовый зал, класс хореографии, спортивный зал, кабинет изобразительного искусства, кабинет ЛФК, тренажёрный зал.

Временной режим обучения для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью устанавливается на основании локальных актов образовательного учреждения и годового календарного графика.

Учебный год начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года – 33,5 недели (обучение по триместрам) и 34 недели (обучение по четвертям).  Обучение ведётся по пятидневной рабочей неделе.

В годовом календарном графике образовательной организации, для того чтобы избежать переутомления обучающихся, необходимо предусмотреть чёткое распределение учебного времени и периода каникул. В образовательной организации распределение периодов осуществляется по модульному режиму обучения (5 недель учебных, 1 неделя каникул), с прохождением аттестации по триместрам.

Количество учебных часов в неделю, необходимых для выполнения обучающимися учебного плана, недолжно превышать н максимальную нагрузку, установленную СанПин.  Все учебные часы должны быть одинаково распределены в течение учебной недели.

При правильном распределении времени нахождения обучающихся в образовательной организации уроки должны чередоваться с динамическими паузами.  Учебно-воспитательный процесс осуществляется не только во время урока, но и в период внеурочной деятельности обучающегося.      Время начала первого урока образовательное учреждение выбирает самостоятельно.

Число уроков в день:

  • 1 класс – 4 урока и один день в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • 2 – 4 классы – не более 5 уроков.

Время проведения урока (учебного занятия) не должно превышать 40 минут.

 

2.2.3. Организация обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательной организации

Для обучающихся с ТМНР пространство учебного помещения должно включать:

  • учебную зону;
  • интерактивную зону;
  • зону визуальной поддержки;
  • зону психологической разгрузки (сенсорную зону);
  • зону отдыха;
  • зону индивидуальных занятий;
  • рабочую зону учителя.

Рабочие места для обучающихся с ТМНР в учебной зоне располагаются с учётом их индивидуальных особенностей развития.

В зависимости от состояния обучающихся с ТМНР индивидуальные коррекционные занятия можно проводить в классе или в кабинетах специалистов образовательной организации (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).

Уроки изобразительного искусства, музыки и развитие движений, адаптивной физкультуры для обучающихся с ТМНР проводят в специально оборудованных помещениях (актовый зал, спортивный зал, кабинет хореографии, зал адаптивной физкультуры, зал ЛФК).

Временной режим образования для детей с ТМНР, обучающихся в классах образовательного учреждения устанавливается на основании локальных актов образовательной организации и годового календарного графика.

Учебный год начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года – 33,5 недели и 34 недели (обучение по четвертям). Обучение ведётся по пятидневной рабочей неделе.

В годовом календарном графике образовательной организации для предупреждения переутомления обучающихся необходимо предусмотреть чёткое распределение учебного времени и периода каникул. Распределение периодов осуществляется по модульному режиму обучения (5 недель учебных, 1 неделя каникул), с прохождением аттестации по триместрам.

Для обучающихся с ТМНР по заключению (рекомендации) врача-психиатра могут быть дополнительные выходные дни в течение учебной недели.

Количество учебных часов в неделю, необходимых для выполнения обучающимися учебного плана, не должно превышать максимальную нагрузку, установленную СанПин.  Все учебные часы должны быть одинаково распределены в течение учебной недели.

При правильном распределении времени нахождения обучающихся в образовательной организации уроки должны чередоваться с динамическими паузами.  Учебно-воспитательный процесс осуществляется не только во время урока, но и в период внеурочной деятельности обучающегося.      Время начала первого урока образовательная организация выбирает самостоятельно.

Число уроков в день:

  • 1- 2 классы – 4 урока;
  • 3 – 4 классы – 4 уроков, два дня в неделю - 5 уроков, это могут быть уроки адаптивной физкультуры или музыки и движения.

Время проведения урока (учебного занятия) не должно превышать 40 минут.

Обучение детей с ТМНР на дому осуществляется по индивидуальной специальной программе развития (далее СИПР), разработанной с ориентировкой на АООП (вариант-2).  При разработке содержания СИПР учитывается структура психофизических нарушений, индивидуальные особенности личностного развития, потенциальные возможности усвоения новых знаний и умений каждого обучающегося.

 

2.2.4. Специальные приемы обучения и воспитания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

В течение всего периода обучения проводится работа, направленная на формирование учебной деятельности, в которой большое внимание уделяется формированию учебной мотивации. Базовые учебные действия (далее БУД), которые начинают формироваться   у обучающихся в начальных классах, обеспечивают дальнейшее успешное обучение. Формирование у обучающихся БУД происходит в учебной и внеурочной деятельности, при использовании различных специальных методов и приемов обучения, реализуемые в групповых и индивидуальных организационных формах.

При обучении детей с интеллектуальными нарушениями используются специальные приёмы обучения, которые могут сочетаться внутри одного метода с общепедагогическими приёмами обучения.

Добукварный период.

В этот период большое значение имеет развитие у обучающихся слухового восприятия, фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова.  При формировании понятия «слово», «предложение», ведётся подготовка к обучению письму.

  1. Приёмы развития слухового восприятия: игры с музыкальными игрушками, предметами, издающими характерные звуки, например, «Угадай, что звучит», «Узнай по звуку», «Слушай и повтори!; ознакомление со звуками и шумами природы: «Что там за окном?», «Какая погода?» » и т. п
  2. Приёмы формирования понятия «слово»:
  • соотнесение реальных предметов с их названием: учитель показывает предмет и называет его словом, обозначающее этот предмет;  затем обучающие называют слова и соотносят их с соответствующими предметами; для закрепления  этого умения используются игры, например,  «Поезд», «Эхо», «» и др.
  1. Приёмы формирования понятия «предложение»: составление предложения по картинкам, по серии сюжетных картинок, по действиям, выполняемыми учителем или обучающимися.
  2. Приёмы обучения письму: раскрашивание, штриховка, обводка букв, копирование элементов букв, написание букв по показу и образцу.

Букварный период. Обучение чтению.

1.Приёмы различения гласных и согласных звуков:

  • протяжное произнесение (воздуху ничего не мешает – гласный или встречается преграда – согласный);
  • обозначение цветом (красным-гласный, синим – согласный);
  • игра «Рассели буквы в домики»: в красный - гласные, в синий – согласные, при этом обучающиеся обязательно произносят звуки и соотносят их с буквами.
  1. Приёмы запоминания буквенных знаков: выкладывание букв из палочек, прописывание букв на песке или манке, лепка из пластилина (пластилинография).
  2. Приёмы обучения чтению слогов:
  • использование слоговых таблиц;
  • анализ слога по звуковому составу, составление слога из разрезной азбуки и чтение;
  • использование игровых приёмов: «Буква идёт в гости к …»;
  • длительное протяжное произнесение первой согласной буквы с постепенным переключением на гласную.
  1. Приёмы обучения чтению слов:
  • чтение с подготовкой, например, ло — сло — слон;
  • чтение слов после предварительного рассматривания картинок-карточек.

Чтение.

1.Приёмы обучения осознанному чтению:

  • подготовка к восприятию нового текста (предварительная работа учителя, актуализация представлений обучающихся из опыта наблюдений за животными, деятельностью людей, явлениями природы, изменения в живой природе и предметами окружающей действительности);

 

  • восприятие нового текста, беседа с обучающимися после прочтения текста;
  • разбор текста по частям (о чем говорится, последовательность событий, сюжет, связь между частями текста, характеристика героев, оценка поступков, чем завершилось событие);
  • словарная работа во время разбора над текстом для лучшего понимания прочитанного материала;
  • проигрывание понравившихся отрывков произведения;
  • оглавление частей текста.
  1. Приемы формирования правильного чтения:
  • чтение таблиц с трудными словами;
  • предварительное послоговое прочтение сложных слов;
  • хоровое чтение трудных слов;
  • чтение текста обучающимися по частям (распределение по принципу дифференциации).
  1. Приемы формирования беглого чтения:
  • ежедневная тренировка обучающихся в чтении (прочитывание текста дома не менее 4-5 раз);
  • чтение текста шёпотом.

Русский язык.

  1. 1. Приемы, направленные на подготовку руки к письму: штриховка, выполнение бордюров из элементов букв или геометрических фигур, пальчиковая гимнастика; гимнастика с использованием мячей су-джок; пластилинография; игры с мозаикой, конструкторами, пазлами.
  2. Приёмы обучения написанию букв:
  • показ (показ процесса письма и объяснение процесса написания букв, слогов, слов);
  • копирование (обучающиеся упражняются в выполнении правильного движения: размах, направление, форма);
  • конструирование букв из картона, проволоки;
  • воображаемое письмо или письмо в воздухе;
  • восстановление формы буквы по данным элементам.
  1. Приёмы обучения правильному написанию:
  • письмо с проговариванием (произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают следующую букву и записывают ее);
  • грамматические зарядки (произносим слово, обучающиеся определяют, с какой буквы необходимо писать это слово, какие правила «спрятались» в нем?);
  • словарная работа (запись сложных слов на доске, хоровое проговаривание);
  • выкладывание сложных слов из разрезной азбуки;
  • диктант по картинкам (обучающимся демонстрируются картинки, необходимо записать слова);
  • письмо под диктовку;
  • письмо по памяти;
  • работа над ошибками.

4.Приёмы пропедевтического периода изучения математики:

  • наложения, вложения, приложения при изучении темы «Сравнение предметов»;
  • обводка предметов по шаблонам, по линиям, по точкам, по трафаретам;
  • инсценировка при прохождении тем «Первый, последний», «Далеко-близко»;
  • ассоциация (при изучении «Далеко – близко», «Вверху-внизу», «Большой-маленький»).

Основной период изучения математики.

  1. Приёмы изучения чисел (цифр): проговаривание при изучении чисел, обводка пальчиком по контуру, письмо цифры в воздухе, выкладывание цифры с помощью пластилина, обводка цифры по внутреннему и внешнему трафарету.
  2. Приёмы решения задач:
  • «Кластер» (составление схем) при решении задач, при изучении темы «Состав числа»;
  • «Моделирование», при изучении геометрических фигур «Составь из фигур домик, кораблик» и т.д.;
  • работа по опорным схемам при решении задач, примеров на сравнение и всех видов действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • создание проблемной ситуации на уроке;
  • драматизация (инсценировка условия задачи);
  • математический диктант;
  • блиц-опрос (при проведении устного счёта, проверке домашнего задания);
  • «Мозговой штурм» при решении задач, при работе с геометрическим материалом (например, «Почему квадрат и прямоугольник разные, хотя имеют 4 угла и 4 стороны?»);
  • работа с математическими тренажерами (можно использовать на различных этапах урока: устный счет, закрепление нового материала, самостоятельная или проверочная работа);
  • использование памяток, алгоритмов;
  • «Сделал сам – помоги другому» (взаимопомощь при работе в парах, группах).

Специальные приёмы обучения и воспитания обучающихся с ТМНР.

  1. Приёмы развития слухового восприятия: игры с музыкальными игрушками, предметами, издающими характерные звуки; например, игры - «Угадай, что звучит», «Узнай по звуку», «Что звучит вначале, а что потом?». .
  2. Приёмы обучения письму: раскрашивание, штриховка, обводка букв.
  3. Приёмы изучения букв: поиск изученной буквы обучающимися на ленте букв, конструирование, складывание, лепка (пластилинография) изученных букв, по образцу, по контуру, пропись изученных букв самостоятельно или при помощи педагога на манке, на песке.
  4. Приёмы обучения чтению слогов и односложных слов:
  • составление слогов и слов на доске из букв разрезной азбуки («Делай как я»);
  • действия по образцу: найди такой же слог («Делай как я»);
  • прочитай слог соедини с соответствующим предметом (название которого начинается на соответствующий слог).
  1. Приёмы обучения делению слов на слоги: деление слов на слоги с помощью хлопков; показ количество слогов при помощи пальцев рук или карточек.
  2. Приёмы звукобуквенного анализа слогов и слов: составление схем на доске с помощью магнитов (красный – гласные, синий-согласные) или карточек 2-х цветов.
  3. Приёмы формирования основ понимания текста, посредством знакомства со сказками:
  • восстановление последовательности сюжета сказки при помощи сюжетных и предметных картинок;
  • инсценировка сказок (безречевые обучающиеся проигрывают сказку мимикой и жестами);
  • «Подбери картинку к сказке»;
  • «Разрезные картинки», собери сказочного героя;
  • найди и раскрась героев сказки.
  1. Приёмы при изучении чисел (цифр):
  • проговаривание при изучении чисел, обведение пальцем по контуру, письмо цифры в воздухе, выкладывание цифры с помощью пластилина, обведение цифры по внутреннему и внешнему трафарету, поиск изученных цифр на раздаточных карточках и показ заданного числа;
  • игры с цифрами и числами («Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку»«Кто первый назовет или покажет?»).
  1. Приёмы работы с геометрическим материалом:
  • выкладывание геометрических фигур из различных материалов;
  • дидактическая игра «Поиск предметов заданной формы»;
  • использование для проверки знаний «Орнамент Зайцева»: обведение, штриховка, поиск необходимых фигур;
  • настольные логические игры, типа «Блоки Дьенеша» (классификация фигур, сбор орнамента по образцу);
  • игры с геометрическими фигурами: «Найди, похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг».
  1. Приёмы формирования счётных навыков:
  • отсчитай предметы, обозначь количество цифрой (покажи цифру);
  • «Поручение» («Принеси столько предметов (карандашей, книг, кубиков…) сколько показывает цифра»);
  • «Магазин» (числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет);
  • дидактические игры «Помоги бычку попасть домой», «Передай и посчитай»;
  • составь пример по картинке при помощи карточек с цифрами и знаками;
  • задачи-драматизации (сюжет и действия разыгрывают сами дети: например, «Давид, поставь 3 флажка в вазу. Вика, поставь 2 флажка в вазу». Давайте, по действиям, составим условия задачи. Поставьте вопрос к задаче).

2.2.5. Адаптация системы оценивания образовательных достижений:

Оценки подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты демонстрируют овладение обучающимися социальными и жизненными компетенциями, которые необходимы им для дальнейшей социализации в среде сверстников, в социуме.

[1] Прим. Авт.: согласно ФГОС, 2014 г. – это дети с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)