Учреждения ведомства социальной защиты

(Детские дома, ЦССВ - центры содействия семейному воспитанию; комплексные реабилитационные центры, медико-социальная экспертиза - МСЭ).

Детские дома для детей с умственной отсталостью традиционно функционируют в системе учреждений департамента социальной защиты. Данный тип учреждений предназначен для постоянного, временного (до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей-инвалидов с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации. Деятельность детских домов-интернатов направлена на оказание комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам с выраженными  интеллектуальными нарушениями (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость).

На каждого ребенка разрабатывается содержание индивидуальной программы развития (ИПР), которое включает в себя комплекс оптимальных для каждого ребенка-инвалида мероприятий. Индивидуально определяются виды, объемы, сроки и порядок реализации медико-социальных, педагогических и других реабилитационных мер:

  • оснащение лечебно-реабилитационного процесса медикаментами, предметами медицинского назначения, средствами по гигиеническому уходу с использованием возможностей современной фармацевтической индустрии;
  • осуществление диагностического процесса с использованием новейших методик и средств лабораторных, функциональных, ультразвуковых исследований;
  • осуществление лечебного процесса с привлечением специализированных медицинских служб: неврология, психиатрия.

Коррекционное обучение включает в себя диагностику актуального уровня психического развития каждого воспитанника, его социального потенциала, разработку индивидуальной траектории развития, разработку индивидуализированной коррекционной программы и ее реализацию на всех возрастных этапах: от дошкольного до юношеского возраста.

Центры содействия семейному воспитанию – специализированные детские учреждения, образованные в 2015–2016 годах при реорганизации Департамента труда и социальной защиты населения и изменении ведомственного подчинения Домов ребенка, их объединении с детскими домами-интернатами. Это медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Принимаются в эти организации дети с диагнозом - умственная отсталость (по заключению медико-психолого-педагогической комиссии).

В центре реализуется основная образовательная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания, а также дополнительные – адаптивные и общеобразовательные программы различной направленности: культурологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической. При необходимости дети обучаются по индивидуальным программам.

В последние десятилетия в этих центрах создаются условия, приближенные к семейному типу.  Организуются условия жизни в виде «социальной семьи». В ней проживают дети в отдельных квартирах или в отдельных домах, типа детской деревни вместе с приемными родителями или опекунами.

Также в ведомстве системы учреждений департамента социальной защиты функционируют комплексные реабилитационно-образовательные центры. Для детей с интеллектуальными нарушениями многие из этих учреждений открыты на базе специальных (коррекционных) школ. Современной тенденцией в деятельности этих центров является соблюдение преемственности в непрерывном образовательно-реабилитационном процессе. В связи с этим детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью принимают в подготовительные классы. Начальное обучение детей в этих классах проводится по программам, учитывающим особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся. В целях социального развития обучающихся организуются внеурочные мероприятия: культурологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической направленности. Для поддержания и укрепления физического и соматического здоровья детей в центрах предусмотрены оздоровляющие и лечебные процедуры, а также проводятся комплексы массажа и ЛФК.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) функционирует на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения (презентация прилагается). Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одного бюро на 70–90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

Несмотря на многообразие функций МСЭ и задач, которые необходимо решать с целью оказания помощи детям-инвалидам с выраженными интеллектуальными нарушениями для их воспитания, разрабатываемая программа ИПР требует отражения коррекционно-педагогической составляющей. Несмотря на то, что у ребенка-инвалида имеется ИПР, для разработки содержания его обучения и воспитания требуется дополнительное изучение его особых образовательных потребностей и определение специальных методов и приемов обучения.