Взаимодействие специалистов и родителей при выборе образовательного маршрута и образовательной организации
Работа с родителями «особого» ребенка является одним из важных направлений в консультировании семьи и выстраивается после обсуждения специалистов и родителей перспектив школьного обучения ребенка.
В ходе первичной беседы специалисты выясняют мотивы родителей в реализации права ребенка на образование. Если у родителей безысходная ситуация и условия интеграции являются единственным путем при выборе образовательного маршрута (например, в случае проживания в сельской и отдаленной от школы местности), то родителей информируют о преимуществах альтернативных форм обучения (индивидуального, в малой группе). Если условия интеграции рассматриваются, как запрос родителей, а рекомендации специалистов расходятся с этим запросом, то родителей информируют о рисках образовательного процесса и связанных с этим трудностях и перспективах развития ребенка.
Если выбор образовательной организации состоялся, то следующий шаг - это знакомство родителей с образовательной организацией, их информирование об Уставной документации, условиях и специфике образования; технических средствах помощи и т.д. Обязательным моментом данной процедуры является знакомства с учителем, который будет учить ребенка, демонстрация помещения для уроков, методическое наполнение класса (или кабинетов).
Многоплановое информирование родителей об условиях обучения ребенка и удовлетворением их запроса по текущим вопросам завершается подписанием договора между образовательной организацией и родителями.
Оказание психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка, позволяет решать проблемы адресной помощи ребенку с учетом его потенциальных возможностей, оптимизировать внутрисемейную атмосферу, гармонизировать межличностные отношения между супругами.
Преимущества и риски выбранного маршрута и условий
Преимущества и риски образования, возможно, рассматривать относительно соответствия или несоответствия условий для обучения умственно отсталого ребенка.
Условия интеграции в образовательной организации
Преимущество для всех вариантов развития:
- широкие возможности для коммуникации и досуговой деятельности, ориентир на продвинутых сверстников.
Риски:
Для детей первого варианта развития.
- непринятие и жестокость со стороны сверстников; неготовность учителя к обучению умственно отсталого ребенка, отсутствие специальных знаний, методов и приемов обучения;
- трудности при овладении программой обучения,
- проблема обучения в большом коллективе сверстников,
- обучение без учета индивидуальных особенностей развития,
- без медицинского сопровождения.
Для детей второго варианта развития:
- обучение по программе общеобразовательной школы без учета познавательных возможностей ребенка,
- обучение в коллективе сверстников без индивидуальных форм обучения,
- формализация процесса обучения: подмена специального содержания обучения индивидуальной формой взаимодействия с ребенком без учета его особых образовательных потребностей,
- нарастающие трудности обучения, проблемы коммуникации со сверстниками, личностные расстройства,
- отсутствие медицинского сопровождения.
Для детей третьего варианта развития:
- трудности организация начального обучения в коллективе сверстников,
- обучение без учета соотношения актуального и потенциального уровня познавательного развития,
- без медицинского сопровождения.
Для детей четвертого варианта развития.
- без медицинского сопровождения,
- обучение без учета соотношения актуального и потенциального уровня психофизического развития,
- обучение без создания специальных педагогических условий.
Условия инклюзии в образовательной организации
Преимущество для всех вариантов развития:
- широкие возможности для овладения доступными средствами коммуникации в среде сверстников, для развития познавательной активности и психических функций;
- условия для выявления и развития индивидуальных способностей в различных видах деятельности;
- условия для овладения самостоятельностью в быту и овладение трудовыми навыками.
Риски – отсутствуют.