Взаимодействие специалистов и родителей при выборе образовательного маршрута и образовательной организации

Работа с родителями «особого» ребенка является одним из важных направлений в консультировании семьи и выстраивается после обсуждения специалистов и родителей перспектив школьного обучения ребенка.

В ходе первичной беседы специалисты выясняют мотивы родителей в реализации права ребенка на образование. Если у родителей безысходная ситуация и условия интеграции являются единственным путем при выборе образовательного маршрута (например, в случае проживания в сельской и отдаленной от школы местности), то родителей информируют о преимуществах альтернативных форм обучения (индивидуального, в малой группе). Если условия интеграции рассматриваются, как запрос родителей, а рекомендации специалистов расходятся с этим запросом, то родителей информируют о рисках образовательного процесса и связанных с этим трудностях и перспективах развития ребенка.

Если выбор образовательной организации состоялся, то следующий шаг - это знакомство родителей с образовательной организацией, их информирование об Уставной документации, условиях и специфике образования; технических средствах помощи и т.д. Обязательным моментом данной процедуры является знакомства с учителем, который будет учить ребенка, демонстрация помещения для уроков, методическое наполнение класса (или кабинетов).

Многоплановое информирование родителей об условиях обучения ребенка и удовлетворением их запроса по текущим вопросам завершается подписанием договора между образовательной организацией и родителями.

Оказание психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка, позволяет решать проблемы адресной помощи ребенку с учетом его потенциальных возможностей, оптимизировать внутрисемейную атмосферу, гармонизировать межличностные отношения между супругами.

Преимущества и риски выбранного маршрута и условий

Преимущества и риски образования, возможно, рассматривать относительно соответствия или несоответствия условий для обучения умственно отсталого ребенка.

Условия интеграции в образовательной организации

Преимущество для всех вариантов развития:

  • широкие возможности для коммуникации и досуговой деятельности, ориентир на продвинутых сверстников.

Риски:

Для детей первого варианта развития.

  • непринятие и жестокость со стороны сверстников; неготовность учителя к обучению умственно отсталого ребенка, отсутствие специальных знаний, методов и приемов обучения;
  • трудности при овладении программой обучения,
  • проблема обучения в большом коллективе сверстников,
  • обучение без учета индивидуальных особенностей развития,
  • без медицинского сопровождения.

Для детей второго варианта развития:

  • обучение по программе общеобразовательной школы без учета познавательных возможностей ребенка,
  • обучение в коллективе сверстников без индивидуальных форм обучения,
  • формализация процесса обучения: подмена специального содержания обучения индивидуальной формой взаимодействия с ребенком без учета его особых образовательных потребностей,
  • нарастающие трудности обучения, проблемы коммуникации со сверстниками, личностные расстройства,
  • отсутствие медицинского сопровождения.

Для детей третьего варианта развития:

  • трудности организация начального обучения в коллективе сверстников,
  • обучение без учета соотношения актуального и потенциального уровня познавательного развития,
  • без медицинского сопровождения.

Для детей четвертого варианта развития.

  • без медицинского сопровождения,
  • обучение без учета соотношения актуального и потенциального уровня психофизического развития,
  • обучение без создания специальных педагогических условий.

Условия инклюзии в образовательной организации

Преимущество для всех вариантов развития:

  • широкие возможности для овладения доступными средствами коммуникации в среде сверстников, для развития познавательной активности и психических функций;
  • условия для выявления и развития индивидуальных способностей в различных видах деятельности;
  • условия для овладения самостоятельностью в быту и овладение трудовыми навыками.

Риски – отсутствуют.