Условия и формы обучения

Образовательный маршрут детей школьного возраста реализуется в образовательных организациях с учетом психофизических возможностей каждого ребенка, с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Детям первого варианта развития, как правило, показаны образовательные организации, реализующие адаптированные общие образовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (для ежедневного посещения.)

В образовательную организацию ребенок может быть принят в I или в подготовительный класс в возрасте 7–8 лет. Пребывание в подготовительном классе не только позволяет лучше подготовить его к школе, но и дает возможность изучить личностные особенности развития и уточнить уровень познавательных возможностей с целью определения варианта программ. Число учеников в подготовительном классе составляет 6–8 человек, в остальных классах — не более 12.

Сроки обучения могут быть 8, 9 лет, 9 или 11 лет с классом профессиональной подготовки. Все эти сроки
увеличиваются на год за счет пребывания в подготовительном классе.

В образовательной организации может быть создан класс (или группа)
для учащихся со сложной структурой дефекта
. Решение о создании такого класса принимает педагогический консилиум школы при наличии необходимых условий и квалифицированных кадров.

Комплектуется такой класс по мере выявления детей в ходе образовательного процесса, преимущественно, группой детей второго варианта развития. Кроме того, образовательной организации могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Число детей в таком классе не должно превышать 5–6 человек. В такие классы не принимают детей с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети с участием родителей могут посещать консультативные группы. Процесс обучения осуществляется в режиме прохождения каждым обучающимся индивидуального образовательного маршрута по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного воспитанника.

Если образовательная организация располагает необходимой материальной базой, то могут быть организованы классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой для обучающихся, окончивших IX класс. После обучения с углубленной трудовой подготовкой и успешной сдачи квалификационного экзамена обучающиеся получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В случае, если обучающийся не способен посещать образовательную организацию, ему показано надомное обучение. Основанием для предоставления надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения. Надомное обучение осуществляется с помощью квалифицированных специалистов – дефектолога, психолога, логопеда, а также педагогов школы. Работа проводится как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания в школе надомного обучения. При групповых формах обучения во взаимодействии и общении с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к пребыванию в условиях группы, детского коллектива.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей, а также подростков со сложными и тяжелыми нарушениями развития, с сопутствующими заболеваниями, функционируют организации - центры реабилитационного профиля:

  • психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции,
  • социально-трудовой адаптации и профориентации,
  • психолого-педагогической и социальной помощи,
  • социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Наиболее известен в Российской Федерации Псковский лечебно –педагогический центр. Многолетний опыт работы этого учреждения доказал необходимость и реальную возможность включения в образовательное пространство детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Среди распространенных условий образования детей в России являются условия интеграции и инклюзивное. Для умственно отсталых детей эти условия образования являются неоднозначными. Как правило, современные образовательные организации, соблюдая требования ФГОС (2014 г.), расширяют образовательные услуги и не отказываются от обучения детей с проблемами в развитии (детей с ОВЗ, включая умственно отсталых). Именно, условия инклюзивного образования требуют создания в образовательной организации специальных условий: наличие специалистов педагогов – дефектологов, дидактической среды, учебных пособий, опыта применения адаптированных общих образовательных программ обучения – АООП, а в ряде случаев, разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) (например, для детей, перенесших в школьном возрасте нейротравму) (в отличие от условий интеграции, в которых не предусмотрены такие требования к образованию детей с ОВЗ). Педагоги образовательной организации должны знать особенности развития ученика с умственной отсталостью, владеть специальными методами и приемами обучения и оценки его познавательных возможностей, способами включения родителей в образовательный процесс; создавать условия для трудового обучения.

Вместе с тем, интеграция и инклюзивные условия образования позволяют удовлетворять запрос родителей, которые желают обучать ребенка с проблемами развития среди здоровых сверстников. Мотивы родителей заключаются в том, что многие из них не принимают особенности развития ребенка (например, эмоционально-когнитивные, особенности поведения по аутичному типу после нейротравмы), такие как выраженные отклонения, в умственном развитии, как у детей с синдромом Дауна, или после травмы, инсульта и пр., или видимые дефекты (например, как у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и др.). Родители считают, что условия интеграции и инклюзии будут способствовать социализации и интеграции ребенка в среду сверстников через межличностное общение в процессе обучения.

Однако, проблема состоит в том, что у этих родителей формируется высокая тревожность и опасения по поводу совместного обучения: не все готовы допустить к своему ребенку с ограниченными возможностями не подготовленных к общению с ним здоровых сверстников и педагогов общеобразовательного учреждения. Довольно часто они опасаются, что ребенка будут обзывать или обижать, а педагоги не
сумеют правильно обращаться с ним, не смогут справиться с нуждами «особого» ребенка, не окажут достаточной поддержки во взаимоотношениях со сверстниками.

Одним из важных отрицательных факторов, который обсуждается по поводу условий совместного обучения умственно отсталых детей со здоровыми сверстниками, является неготовность педагогов к обучению «особых» детей. При наличии сертификатов курсов повышения квалификации в разделе инновационного образования и реализации требований ФГОС, практически у всех учителей начальной школы отсутствуют знания в области коррекционной педагогики; отмечается низкий уровень методической подготовки при обучении детей с умственной отсталостью. Как показывает опыт, большинство педагогов общеобразовательных школ формально относятся к процессу обучения умственно отсталых детей. При этом большую часть заданий оставляют родителям, которые не владеют специальными знаниями, методами и приемами обучения собственных детей. Формальный подход проявляется в отсутствии или в низкой динамике результатов обучения умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования: дети с трудом адаптируются в классе, без помощи взрослого не могут включаться в образовательный процесс на уроке, в общие дела. При овладении материалом по предметным дисциплинам испытывают трудности на самом начальном этапе обучения: с трудом овладевают техникой чтения, письма, программой по математике и т. д.

Как следствие, социализация ребенка с умственной отсталостью имеет низкую динамику, а сам процесс интеграции среду нормотипичных сверстников не приносит ожидаемых результатов. Умственно отсталый ребенок попадает в ситуацию разрыва между его возможностями и теми требованиями, которые предъявляются к нему в процессе обучения. Это приводит к «хронической» неуспеваемости, отрицательному отношению к учебному процессу, а порой, к психопатоподобному синдрому и проявлению асоциального поведения. В таких случаях родители часто являются источником конфликтных ситуаций между учителями и детьми класса, что требует от специалистов образовательной организации проведения специальной работы с семьей «особого ребенка»: просветительской, а, в некоторых случаях, и консультационно-психологической работы для нейтрализации острой ситуации и смены позиции родителей относительно эффектов интеграции.

В опыте консультирования, таких детей условно называют «жертвой интеграции». В этих ситуациях, на наш взгляд, упущено время для начального успешного обучения умственно отсталого ребенка, и происходит усугубление вторичных и возникновение третичных отклонений, связанных с проблемами в поведении. Очевидно, что такие дети нуждаются в создании условий воспитания и обучения для снятия стресса и обеспечения положительного взаимодействия с новыми взрослыми.

Таким образом, совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях представляет серьезное моральное испытание не только для самого ребенка, но и для учителей, а также для детей класса и их родителей.

Исследование трудностей обучения детей с синдромом Дауна в обычной общеобразовательной школе показало, что интеграция не только ограничивает коммуникативные возможности ребенка, но создает дополнительные трудности в социальной адаптации к бытовым условиям, способствует личностному угнетению возможностей ребенка в жизненных ситуациях.

Альтернативными условиями интеграции школьников с умственной отсталостью являются негосударственные учреждения и структуры сопровождения.