Образовательные организации (специальные и инклюзивные).

В России создана дифференцированная система специального дошкольного и школьного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с характером структуры нарушений и степенью их выраженности дети с интеллектуальными нарушениями воспитываются и обучаются в образовательных организациях общего и специального образования.

Вариативность форм получения доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучения предусмотрена нормативно-правовой базой РФ. Обучение на всех ступенях образования (дошкольной и школьной) осуществляется в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в отдельных классах (группах), совместно с другими обучающимися (инклюзивно).

Дошкольные образовательные организации (ДОО) осуществляют воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход за детьми от 2 мес. до 7/8 лет, реализуют Федеральную образовательную программу дошкольного образования и адаптированные образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью. Прием детей осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Содержание образовательного процесса определяется программой ДОО в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, при этом процесс воспитания и обучения обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, ДОО может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями).

Медицинское обслуживание воспитанников в ДОО обеспечивают органы здравоохранения. ДОО обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинским работникам, где они могут проводить реабилитацию детей-инвалидов, а также осуществлять коррекцию отклонений в развитии при наличии в организации специальных образовательных условий.

Дошкольники с умственной отсталостью направляются в ДОО по заключению специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и согласию родителей (законных представителей).

Образовательная деятельность воспитанников с умственной отсталостью в ДОО может быть организована в группах компенсирующей, комбинированной направленности[1].

В педагогической практике группы комбинированной направленности обозначаются как инклюзивные группы.

Инклюзивное (включенное) образование - это есть процесс совместного воспитания и обучения в общеобразовательной организации лиц с особыми образовательными потребностями в ходе, которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей[2]. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальными нарушениями.

Обучение детей в комбинированной (инклюзивной) группе осуществляется в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ (в том числе для детей с интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей воспитанников. Реализация адаптированной программы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью обеспечивает коррекцию отклонений развития и их социальную адаптацию.

Организация совместного воспитания и обучения детей в группах комбинированной направленности призвана решать следующие педагогические задачи:

  • реализация образовательной интеграции детей с умственной отсталость в среду нормо типичных сверстников осуществляется путем создания специальных условий для взаимодействия и общения детей с разным уровнем познавательного развития в ДОО;
  • организация и проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанниками с умственной отсталостью;
  • консультирование всех родителей группы по вопросам воспитания и обучения детей в дошкольной организации и семье, соблюдение единых требований к воспитательному процессу;
  • подготовка детей к обучению в школе.

Комплектование комбинированных групп детьми от 4 до 7 лет осуществляется по заключению ПМПК. Эти группы посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети возрастного норматива. В комбинированные группы направляются дети с интеллектуальными нарушениями в том случае, когда их уровень социального развития приближается к уровню норм типичных сверстников. Это возможно, когда дети получили раннюю коррекционно-педагогическую помощь. При этом у детей с умственной отсталостью должны быть сформированы: навыки самостоятельности в быту, интерес к взаимодействию с новым взрослым и положительные средства общения со сверстниками.

Воспитание, обучение и развитие детей с умственной отсталостью в этих группах проводится с учетом возможностей психофизического развития и индивидуальных особенностей развития детей, которые обеспечивают коррекцию отклонений развития и социальную адаптацию воспитанников ДОО. При работе с детьми с особыми образовательными потребностями предусмотрены должности педагогических работников (специалистов – педагога-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога; ассистентов-помощников для каждой группы детей с ОВЗ). Организация коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с умственной отсталостью решает социально значимые задачи, нацеленные на создание условий воспитания для всестороннего развития, становления личностных качеств, а также оказания психолого-педагогической помощи родителям.

В целях эффективности организации и проведения воспитательного процесса с детьми с разным уровнем психофизического развития в ДОО необходимо создать специальные педагогические условия, учитывающие особенности развития всех детей, в том числе и детей с интеллектуальными нарушениями. Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих задач в процессе коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей.

К специальным педагогическим условиям относятся:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • наличие в штате специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога);
  • организация деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО;
  • реализация коррекционно-педагогического процесса всеми участниками совместного воспитания и обучения: педагогом-дефектологом (олигофренопедагог), учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию, прошедших курсы повышения квалификации в области специальной дошкольной педагогики;
  • просветительская работа с родителями.

Группы компенсирующей направленности в дошкольных организациях являются эффективной формой воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. В этих группах осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития.

Основные цели деятельность групп - создание условий для коррекции вторичных отклонений в развитии воспитанников (общения и взаимодействия с окружающими людьми, самостоятельности в быту, поведения и др.), развития эмоционального, социального и интеллектуального потен­циала каждого ребенка, формирования пози­тивных личностных качеств, а также пси­холого-педагогическая поддержка семьи.

В группах компенсирующей направленности решаются следующие блоки задач: диагностический, воспитательный, коррекционно-развивающий и образова­тельный. При воспитании умственно отсталых детей в группах компенсирующей направленности личностно-ориентированный подход к каждому ребенку является основным требованием к организации взаимодействия взрослого с ребенком в ходе коррекционно-педагогического процесса. Это обеспечивает психологическую защищенность во время пребывания каждого ребенка в группе сверстников. Од­ним из глав­ней­ших ус­ло­вий яв­ля­ет­ся ха­ра­к­тер вза­и­мо­дей­ст­вия взро­с­ло­го с ре­бен­ком в со­от­вет­ст­вии с ве­ду­щи­ми мо­ти­ва­ми и по­треб­но­стя­ми воз­рас­та. При этом учи­ты­ва­ет­ся спе­ци­фи­ч­ность пси­хи­че­с­ко­го раз­ви­тия, ха­ра­ктер­ная для кон­крет­но­го ви­да па­то­ло­гии, стру­к­ту­ра на­ру­ше­ния, а так­же актуаль­ный и по­тен­ци­аль­ный уров­ни раз­ви­тия ре­бен­ка

[1] Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

[2]  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Таким образом, в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО создаются специальные педагогические условия для ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с умственной отсталостью.

Начальное, основное и среднее общее образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают в общеобразовательных организациях. Школьники обучаются в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах, в общеобразовательных школах в условиях инклюзии (инклюзивные, ресурсные классы).

Согласно Федеральной образовательной программе обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучаются в соответствии с особыми образовательными потребностями (общими и специфическими), которые и определили направления и содержание образовательных областей программы.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения численности обучающихся в условиях инклюзии, например: в 2015–2016  учебном году – 173,57 тыс. человек, а в 2020-2021 учебный год - 472,6 тыс. человек[1].

Ключевыми принципами отечественной концепции инклюзивного обучения являются: инклюзия через раннюю коррекцию отклонений развития, инклюзия через обоснованный отбор детей для совместного обучения, инклюзия через обязательную коррекционно-педагогическую помощь каждому ребенку с ОВЗ и инвалидностью.

В основу инклюзивного обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положен комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию, который предусматривает реализацию образовательной, коррекционной и воспитательной задач.

Образовательная задача направлена на усвоение обучающимися программного материала и формирование у них интереса к учебной деятельности.  При этом акцент делается на становление положительного взаимодействия со сверстниками, адекватного поведения в детском коллективе и развитие личностных качеств каждого школьника.

 Коррекционная задача направлена на формирование высших психических функций учащихся и решается специалистами (учителем-дефектологом, логопедом, психологом).

Воспитательная задача - социальное развитие школьников направлено на адаптацию обучающихся в коллективе нормо типичных сверстников и решается в процессе проведения мероприятий по дополнительному образованию, организаций экскурсий, школьных праздников. В ходе этих мероприятий внимание уделяется формированию коммуникативных средств общения, межличностному взаимоотношению между детьми с ограниченными возможностями здоровья и одноклассникам без нарушений развития.

В рамках решения этих задач важно профессиональное взаимодействие специалистов и учителей, педагогов школы и родителей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогический консилиум (ППк) выполняет функцию организатора и куратора инклюзивного обучения школьников в образовательной организации. Совместное обучение осуществляется в инклюзивных, коррекционных классах образовательной организации.

В коррекционных классах образовательной организации обучаются школьники с умственной отсталостью, уроки в классе ведет учитель-дефектолог, обучение проводится по адаптированной общей образовательным программе АООП (вариант 1 – для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 2 и СИПР для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью).

Инклюзивные классы ОО подразумевают совместное обучение школьников с ОВЗ и инвалидностью с нормо типичными обучающимися (в классе 25–30  учеников среди которых 3-4 школьника с умственной отсталостью).

В условиях инклюзивного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации необходимо создать специальные педагогические условия:

  • подбор педагогических кадров;
  • организация материально-технического оснащения школы;
  • организация деятельности психолого-педагогического консилиума ОО;
  • комплектование инклюзивных классов, разработка и реализация содержания программы;
  • проведение коррекционно-педагогической работы;
  • систематизация учебного материала, подбор учебно-методического сопровождения;
  • включение школьников с интеллектуальными нарушениями в трудовую подготовку;
  • организация дополнительного образования;
  • просветительская работа с родителями и т. п.

Процесс инклюзивного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями показывает необходимость учителям инклюзивных, коррекционных классов систематически проходить курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики, учитывать особые образовательные потребности обучающихся, использовать в учебном процессе сочетания различных педагогических методов с акцентом на наглядно-практические. Это позволяет индивидуализировать обучение и активизировать познавательные возможности каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии.

Традиционно обучающиеся с умственной отсталостью получают образование в специальных (коррекционных) школах/школах-интернатах. В образовательные организации дети направляются по заключению ПМПК и согласию родителей (законных представителей). Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит адаптированные основные образовательные программы «вариант 1» и «вариант 2»[2]. Варианты отличаются сроками освоения образовательной программы (1–9/1–13 лет обучения) и содержанием предметов. Вариант программы для каждого школьника определяется специалистами ПМПК и зависит от диагноза и индивидуальных особенностей обучающегося.

 «Вариант 1» программы рекомендуется обучающимся с легкой умственной отсталостью, предполагает 9 лет обучения, класс состоит из 12–13 учеников. В конце 9 класса проводится итоговая аттестация в виде экзаменов по основным предметам и трудовому обучению.

«Вариант 2» программы рекомендуется обучающимся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, обучение распределяется на 13 лет. В классе обучается 5–6 учеников. На каждого обучающегося ежегодно составляется специальная индивидуальная программа развития (СИПР). В составлении этой программы принимают участие классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель адаптивной физкультуры и другие специалисты, в ней же учитывается содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации, если у обучающегося оформлена инвалидность. Итоговой аттестации по окончании обучения нет, есть индивидуальные диагностические карты, которые заполняются специалистами школы для каждого обучающегося с описанием количественных и качественных изменений его развития.

В содержание программ «варианта 1» и «варианта 2» для обучающихся с умственной отсталостью также входят коррекционные курсы - индивидуальные занятия или занятия подгруппами с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, специалистом по альтернативной коммуникации, специалистом по сенсорному развитию, специалистом по адаптивной физкультуре. Это та часть программы, которую не может качественно обеспечить общеобразовательная школа. В практике специалисты рекомендуют родителям обучать школьников с умственной отсталостью в специальной (коррекционной) школе, где созданы специальные условия психолого-педагогического сопровождения такого обучающегося.

 

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – является организацией, сочетающим в своей деятельности образовательные, медицинские и социальные подходы к решению вопросов, связанных с определением специальных образовательных потребностей и условий воспитания и развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В Российской Федерации действует более 1000 ПМПК. Целью ПМПК является выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования детей с ОВЗ и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского   обслуживании.

Основными принципами деятельности ПМПК являются следующие:

  • принцип междисциплинарного взаимодействия при проведении обследования ребенка и определения путей коррекционной помощи. В работе ПМПК принимают участие социальный педагог, врач-психиатр, врач-педиатр, психолог, олигофренопедагог, логопед;
  • принцип семейно-центрированности: специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей;
  • принцип партнерства: это установление партнерских отношений с ребенком и его семьей для выявления положительных сторон личности ребенка;
  • принцип добровольности - родители самостоятельно принимают решение об обращении в ПМПК и включении их в программу обслуживания;
  • принцип открытости: специалисты ПМПК отвечает на любой запрос семьи или лиц, представляющих интересы ребенка и обеспокоенных его развитием;
  • принцип конфиденциальности - информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче сведений о результатах обследования без согласия семьи;
  • принцип уважения к личности ребенка: специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
  • принцип уважения к личности родителей - уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания;
  • принцип профессиональной ответственности - специалисты ПМПК ответственны за принятие решения и рекомендации, затрагивающие интересы ребенка;
  • принцип информированного согласия - специалисты ПМПК дают родителям (лицам их замещающим) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощь.

Задачи ПМПК:

  • раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
  • комплексное, всестороннее, динамическое изучение возможностей резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии;
  • определение специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
  • рекомендации к созданию специальных условий обучения и воспитания, а также лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка.

При изучении возможностей ребенка специалисты ПМПК обращают внимание на особенности его эмоционального состояния, познавательную интеллектуальную деятельность, эмоционально-волевую сферу; уровень сформированности качественных характеристик житейских и научных знаний, умений и навыков; объем  и   структуру   языковых средств; уровень сформированности речевой деятельности и др. Обследование завершается вынесением решения, частью которого является заключение и рекомендации к условиям обучения и воспитания ребенка (определение образовательного маршрута и специалистов психолого-педагогического сопровождения).

Среднее профессиональное образование и профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения. Профессиональная подготовка школьников с интеллектуальными нарушениями (с легкой, умеренной умственной отсталостью) осуществляется в колледжах, система СПО, по ряду профессий - швейное, поварское, столярное, слесарное, строительное дело, сельскохозяйственный труд, картонажно-переплетной дело и др. На сегодняшний день проводится подготовка обучающихся по современным профессиям - гончарное дело, ручное и машинное кружево, маляр порошковой покраски.

Профориентационные ориентиры для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями - это достижение максимально возможной адаптированности и интегрированности в социум; включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся потребностей и возможностей; выбор и овладение конкретной профессией на уровне собственных психофизических и умственных возможностей (в случае необходимости, с помощью специалистов и наставников); достижение материальной независимости, возможности самообеспечения и потребностей самостоятельной жизни.

Сопровождение профессионального самоопределения должно осуществляться последовательно и систематически с решением специфических задач на различных уровнях образования. В процессе профессионально-трудового обучения осуществляется последовательная работа по социально-личностному развитию обучающихся, направленная на формирование стойких установок положительного отношения к труду, навыков поведения в рабочем коллективе, а также коррекцию особенностей психофизического развития, прежде всего таких как: самоконтроль, самооценка, ориентировка в предстоящей деятельности и умение справляться с возникающими трудностями в процессе работы. Выпускник, заканчивая колледж, получает определенный квалификационный разряд по той или иной профессии (швейное, строительное, поварское дело, картонажно-переплетное дело и др.), что позволяет ему социализироваться и быть трудоустроенным.

[1] По данным Т.А.Дацюк, специалиста отдела образования детей с ООП Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей, 2021.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.