Теоретические подходы к разработке содержания коррекционно-воспитательного процесса с детьми с интеллектуальными нарушениями

Дошкольное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями ориентировано на концепцию психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося собственной структурой и динамикой нормативного детства. Этапы или стадии развития зависят от физиологического функционирования систем организма. В каждом возрастном периоде наибольшее значение для психического развития имеет определенный вид ведущей деятельности. Общеизвестно, что в младенческом возрасте - эмоционально-личностное общение с взрослым, переходящее в манипуляции; раннем — предметно-орудийная деятельность; в дошкольном — игра; младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Каждому из этих возрастных периодов соответствуют определенные формы общения: в младенческом — эмоциональное, раннем — ситуативно-деловое, дошкольном — ситуативно-отвлеченное, младшем школьном — учебное общение.

У детей с интеллектуальными нарушениями психическое развитие значительно отстает от физического. Для них характерны незавершенность психологических новообразований и ведущей деятельности в каждом возрастном периоде, социальная дезадаптированность, низкий уровень психических процессов (внимание, восприятие, память), мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность моторного развития, сниженная произвольность психических процессов, деятельности и поведения. Кроме того, слабая активность и неустойчивость внимания являются существенным препятствием для образования новых временных связей и для проявления устойчивой познавательной активности. Совокупность перечисленных особенностей развития приводит к существенной задержке психологических новообразований или их искажению на каждом возрастном этапе, а также к качественному своеобразию становления личностных качеств ребенка и Я-концепции. При этом указанные особенности развития могут проявляться у детей с интеллектуальными нарушениями в неодинаковой степени и в разных комбинациях.

Специфические особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями напрямую зависят от степени выраженности органического поражения ЦНС и вторичных отклонений, обусловленных условиями жизни, в которых воспитывался ребенок на ранних возрастных этапах.

Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе концепции коррекционного воспитания и обучения. Указанные особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями, учитывались при определении подходов к отбору содержания коррекционно-воспитательного процесса.

Основной целью коррекционно-педагогического процесса с детьми с интеллектуальными нарушениями является создание развивающих условий для последовательного освоения ими социальными способами усвоения общественного опыта и поведения, становления ведущей и типичных видов детской деятельности.

В программе дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями реализован психолого-педагогический подход к разработке содержания коррекционно-педагогической работы с детьми, направленной на формирование высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи) и параллельно с этим,  на становление всех видов детской деятельности (общения, предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементарно трудовой). Содержание программного материала основано на возрастном, онтогенетическом и дифференцированном подходах к пониманию всех закономерностей и этапов детского развития. Возрастной подход  к детскому развитию позволяет учитывать уровень развития психологических новообразований и личные достижения каждого ребенка. Онтогенетический – ориентирует на учет сенситивных периодов в становлении личности и деятельности ребенка. Дифференцированный – учитывает индивидуальные достижения ребенка с позиции понимания ведущего нарушения, его характера, глубины и степени выраженности и наличия вторичных отклонений.

Педагоги, работающие с детьми указанной нозологической группы, должны учитывать образовательные потребности каждого ребенка в целях формирования компенсаторных механизмов и коррекцию имеющихся отклонений развития.

Исходя из этого, отличительной особенностью содержания является выделение педагогических задач, направленных на предупреждение и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных отклонений. Реализация педагогических задач осуществляется поэтапно:

  • диагностический - выявляются средства общения, самостоятельность, способы усвоения новых знаний;
  • аналитический - изучаются и соотносятся медицинские и психолого-педагогические сведения;
  • организационный – определяется форма занятий: индивидуальные, подгрупповые, групповые;
  • обучающий - разрабатывается содержание индивидуальной программы развития (ИПР);
  • контрольный – осуществляется оценка динамики социального, познавательного, речевого и личностного развития.

Организация процесса коррекционно-развивающего обучения начинается с индивидуального подбора диагностического инструментария, специальных развивающих условий среды, дидактического материала. Коррекционно-педагогическая работа с ребенком способствует закреплению актуального уровня познавательного развития и становлению психологических достижений возраста, находящихся в зоне его ближайшего развития. Важной при этом остается задача создание условий для взаимодействия ребенка с новыми взрослыми и со сверстниками. Именно коллектив сверстников выступает как один из факторов для личностного развития, становления собственного «Я», овладения нравственными нормами поведения в обществе.

Организация процесса коррекционно-развивающего обучения ребенка с интеллектуальным нарушением включает в себя и психолого-педагогическую поддержку семьи, формирование позитивных детско-родительских отношений.