Периоды становления вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Изучение и анализ исследований в области дошкольного воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями позволили выделить 3 основных периода. Первый период (1930–1978) посвящен изучению клинических и психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста, определению научных подходов к их обучению и воспитанию, подготовке нормативно-правовых документов для открытия специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. На этом этапе был осуществлен первый научный поиск систематического обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Итогом этого периода было разработано и опубликовано содержание примерной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста: «Проект. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (М., 1976). Исходя из программных задач обучения и воспитания, были разработаны рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы с детьми.: «Методические указания к проекту программы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта» (М., 1979).

Второй период (1978–1992) посвящен научному обоснованию подходов к определению содержания коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Теоретической основой этих исследований было положение отечественной психологии о деятельностном подходе к развитию личности ребенка. В результате были опубликованы ряд статей в научных сборниках, а также разработана программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» (авторы Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д., М., 1991). В этой программе реализован принцип деятельностного подхода к становлению личности ребенка с интеллектуальным нарушением (легкая умственная отсталость). При этом внимание акцентируется на обеспечении оптимальных условий для формирования игровой и продуктивных видов детской деятельности. Эта программа рассчитана на четырехлетний срок обучения детей в возрасте от 3—4 до 7—8 лет. В программе раскрывается содержание коррекционно-воспитательной работы в следующих разделах: физическое воспитание, труд, игра, изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), конструирование, развитие речи на основе ознакомления с окружающей действительностью, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Итогом второго периода являлось открытие сети специализированных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальными нарушениями во многих городах нашей страны. Это, в свою очередь, вызвало потребность в подготовке кадров педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста. Проблема подготовки кадров для специализированных дошкольных учреждений способствовала изданию первого учебного пособия для студентов дефектологических факультетов «Дошкольная олигофренопедагогика» (авторов А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой,1988 г.). В учебном пособии впервые сделан акцент на раннее выявление нарушений развития у детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).  Организация и внедрение содержания раннего коррекционного обучения направлено на предупреждение и коррекцию выраженных вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями.

Третий период (1992 — по настоящее время) ориентирован на раннее выявление и раннюю психолого-педагогическую коррекцию отклонений в развитии детей, включение родителей в образовательный процесс.

Современная система помощи детям с интеллектуальными нарушениями учитывает единство биологического и социального факторов в психическом развитии, и должна реализовывать комплексный подход к воздействию, как на органическую природу нарушения, так и социальную составляющую.

Приоритетными задачами настоящего периода являются разработка научных основ нового содержания обучения ребенка с первых месяцев жизни, определение методов взаимодействия специалистов с семьей ребенка, а также поиск эффективных путей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).