Учреждения ведомства здравоохранения (детские поликлиники, детские больницы со стационарами, детские ПНД, центры реабилитации и абилитации).

Детская поликлиника – это медицинское учреждение, в котором организуется комплексное диагностическое обследование и лечение детей, направленное на профилактику и восстановление психофизического здоровья.

Традиционно, каждого ребенка, в том числе и детей с проблемами в развитии, наблюдают специалисты детской поликлиники с рождения. При выявлении ярко выраженных отклонений в психомоторике, что характерно для детей с интеллектуальными нарушениями, в процесс лечения включаются специалисты неврологи, которые при необходимости направляют детей в детские психоневрологические диспансеры или детские психиатрические больницы со стационарами.

Детские больницы со стационарами традиционно являются структурной частью системы здравоохранения. В современных условиях детские стационары стали многопрофильными и обеспечивают специализированную стационарную, амбулаторную и экстренную медицинскую помощь детскому населению с разной степенью тяжести заболеваний.

В современных детских стационарах наряду с медицинскими мероприятиями активно внедряются психолого-педагогические средства коррекционной помощи детям с перинатальной патологией центральной нервной системы (ЦНС).

Психоневрологические диспансеры – это лечебно-профилактические учреждения, которые являются одной из структурных единиц департамента Министерства здравоохранения, предназначенные для раннего выявления и учета проблем в психическом здоровье детей.

В этих учреждениях осуществляется систематическое, динамическое наблюдение за детьми «группы риска» по психическому здоровью, оказывается специализированная лечебная помощь, а также профилактические мероприятия по предупреждению психических расстройств у детей.

В практике помощи детям с психическими нарушениями, среди которых большинство детей с интеллектуальными нарушениями, врачи детские психиатры тесно взаимодействуют с педагогами-дефектологами.

В системе департамента здравоохранения функционируют центры реабилитации различных профилей. Эти учреждения посещают дети с сложными и (или) с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Педагогическая реабилитация детей с расстройствами психики и интеллектуальными нарушениями невозможна без систематической медикаментозной поддержки, оказывающей как общеукрепляющее, так и нормализующее воздействие на центральную нервную систему ребенка. Тщательно подобранное лечение обеспечивает благоприятную основу для усвоения программного материала. Занятия могут быть организованы «по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со «сложным дефектом – не более чем шесть человек». Законодательные акты регламентируют права детей на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами восстановления здоровья, на создание условий для получения образования и профессиональной подготовки, а также индивидуальный образовательный маршрут[1].

В документах прописан порядок образования детей с ОВЗ и инвалидностью, необходимость разработки и реализации педагогического маршрута с учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка.

[1] Приказ Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».