Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика (от греч. olygos — малый и phren — ум) — это педагогическая наука о воспитании и обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

 Олигофренопедагогика является частью общей педагогики и как таковая руководствуется общими педагогическими принципами в разработке теории обучения и воспитания  ребенка с  интеллектуальным нарушением. Качества и свойства психики, которые формируются в различные возрастные периоды, не только определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру: многие из них представляют собой «заделы» на будущее и реализуются в психологических новообразованиях познавательной и мотивационной сфер, достигаемых к концу периода.

Своеобразие учебной и воспитательной работы с детьми изучаемой категории, вытекающее из учета особенностей их развития, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов.

Предметом олигофренопедагогики являются педагогический процесс направленного развития и формирования личности

ребенка с интеллектуальным нарушением в условиях  воспитания, обучения и образования. В системе коррекционного образования рассматриваются три основных  направленияобучение, воспитание и формирование личности на основе коррекции и компенсации имеющихся нарушений психофизического развития.  Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкретной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов.

Задачами олигофренопедагогики как науки являются изучение особых образовательных потребностей,   особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием коррекционного обучения; разработка теоретических основ, принципов, методов, форм  и  содержания  воспитания, обучения. социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальными нарушениями.

Методы олигофренопедагогики  как науки основываются на изучении фактов и закономерностей, связанных с обучением и воспитанием детей с интеллектуальными нарушениями. Для этой цели используются различные методы изучения педагогического процесса: наблюдение,  изучение истории развития ребенка и состояние его здоровья, беседа, эксперимент, изучение продуктов детской деятельности.

Наблюдение ведется в естественных условиях и дает возможность изучать и обобщать педагогический опыт. При этом фиксируются факты, которые попадают в поле зрения наблюдателя. Оно должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, задачи, проводиться в определенное время  и т. п.

Эксперимент — активный метод исследования. В нем все условия создаются экспериментатором и могут видоизменяться согласно цели. Задача эксперимента в педагогической науке — испытать различные педагогические способы воздействия на ребенка, определить степень их эффективности.

При изучении развития ребенка с интеллектуальным нарушением большое значение имеет анализ истории его развития, изучение состояния его здоровья. Он помогает выявить причины и время наступления поражения центральной нервной системы, узнать, в каких условиях рос и воспитывался ребенок, и как эти условия повлияли на его развитие. Изучение истории развития ребенка позволяет понять роль и влияние различных факторов (биологических и социальных) в том, как складывается структура его нарушения, степень выраженности этого нарушения.

Не менее важно и изучение продуктов деятельности ребенка — построек из конструктора, рисунков, лепных поделок, письменных работ. Они не только дают картину развития детской психики, но и могут показать, как отражается на развитии ребенка тот или другой способ обучения и воспитания.

Беседа при изучении развития детей с интеллектуальными нарушениями используется избирательно в связи с недоразвитием их речи. Однако с помощью этого метода можно получить ценные данные об эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

Разработка основных проблем олигофренопедагогики ведется в двух направлениях: с одной стороны, это поиск методов и приемов работы для формирования психологических новообразований в соответствии с особенностями возраста, с другой — определение содержания методов работы по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. Многие трудности в физическом, эмоциональном, познавательном и личностном развитии, как и закономерности развития в целом, оказываются общими для ребенка в норме и ребенка с интеллектуальными нарушениями. Отсюда важна опора на принципы и методы обучения и воспитания ребенка с нормативным развитием, т. е. принципы, разработанные в отечественной педагогике и возрастной психологии.

Отечественные специалисты в области педагогики считают, что ребенок, его личность, является центральной фигурой воспитательного процесса. Поэтому образовательная организация должна создать оптимальные условия для разностороннего развития каждого ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, формирования у него универсальных, в том числе творческих способностей. Особое внимание при этом уделяется организации развивающей предметной среды, т. е. системе условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности (общение, игра, элементарный труд, конструирование, рисование, музыка и др.).

Вместе с тем в  олигофренопедагогике имеются и свои, специфические особенности педагогического процесса, которые влияют как на содержание, так и на методы обучения.

Олигофренопедагогика как любая педагогика состоит из нескольких тесно связанных между собой частей:  дидактики - теории обучения, теории воспитания, школоведения - части педагогики, изучающей вопросы организации, материального обеспечения и управления учебным процессом.

В свою очередь, дидактика включает проблемы обучения и подготовки к социально трудовой адаптации детей с интеллектуальными нарушениями  в развитии, т. е. тех, у кого имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Именно поэтому для таких лиц необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию присущих им недостатков, на продвижение в общем развитии и социализацию.

Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями должно осуществляться на основе специально разработанной адаптированной программы, обеспечивающей возможность освоения детьми доступных знаний, умений, навыков, отношений и привычек, необходимых для поступательного всестороннего развития. При этом происходит развертывание и обогащение тех сторон развития, которые в определенном возрасте оказываются наиболее восприимчивыми.

Воспитательная и образовательная работа с детьми в норме строится на основе доступности, систематичности, последовательности, определенной повторяемости и концентричности. Реализация этих требований позволяет последовательно проводить обучение детей: от простого к сложному, от непосредственного ознакомления с окружающими предметами и явлениями к выделению их существенных свойств и отношений, а затем и к формированию обобщенных представлений об окружающем мире.

В  воспитании детей с интеллектуальными нарушениями, помимо этого, учитываются общие принципы отечественной олигофренопедагогики. Прежде всего, в условиях целенаправленного коррекционного обучения ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет большие потенциальные возможности развития. В раннем и дошкольном возрасте нервная система ребенка более пластична, чем в позднейшие периоды, поэтому, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, тем более полной оказывается компенсация и коррекция отклонений в развитии детей указанной категории. На современном этапе развития образования в нашей стране мы можем говорить об активном освоении поля раннего вмешательства.

Для построения коррекционной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать характер и степень выраженности нарушения, которые определяются сочетанием первичного нарушения и образовавшихся на его основе вторичных отклонений. Правильное определение структуры и степени выраженности нарушений способствует при организации коррекционной работы обеспечению индивидуального подхода к обучению и личностному развитию ребенка.