Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика представляет собой сложную, многофункциональную, многокомпонентную отрасль педагогической науки, которая опирается на данные смежных наук. Прежде всего, она является частью общей педагогической науки и входит в состав науки «Коррекционная педагогика».

В олигофренопедагогике применяются те же методы воспитания и обучения, что и в общей педагогике (практические, наглядные, словесные). Однако и сами методы, и их применение видоизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в  образовательных организациях и особенностями развития умственно отсталых детей.

Особое значение в олигофренопедагогике придается методу индивидуального изучения особенностей развития ребенка, позволяющему разработать содержание индивидуальной программы развития (ИПР).

Олигофренопедагогика, исходя из основной причины умственной отсталости, а именно, органическое поражение центральной нервной системы,  использует данные физиологии, генетики, психиатрии, невропатологии, психопатологии. При комплексном (клиническом и психолого-педагогическом) изучении развития ребенка с интеллектуальным нарушением выявляется своеобразная структура его нарушений, вскрываются лежащие в ее основе патогенетические и патофизиологические механизмы.

Олигофренопедагогика опирается также на знания о функционировании человеческой психики, которые дает общая психология, и использует достижения возрастной и педагогической психологии, позволяющие выявить закономерности процесса усвоения ребенком социального опыта в условиях коррекционно-развивающего обучения и воспитания.  Важное значение для олигофренопедагогики имеют данные специальной психологии, которые помогают понять особенности психического и личностного развития детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Выводы

Анализ истоков становления олигофренопедагогики показал, что качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, определяются социокультурными факторами.

Цель коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.

Основным принципом, определяющим коррекционно-педагогические пути воспитания и обучения детей c интеллектуальными нарушениями является учет качественного своеобразия и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей организма, создаваемых для формирования соответствующих психических процессов и качеств личности.

В процессе воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями большую значимость имеет соответствие содержания и методов коррекционного воздействия возрасту детей, а также структуре нарушения и степени ее выраженности.

Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с основными принципами олигофренопедагогики обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий на личностное развитие ребенка. Важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной зависимости ребенка от взрослого, т. е. специальное воспитание должно быть подчинено развитию самостоятельности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Раскройте понятия «дефектология», «коррекционная педагогика», «олигофренопедагогика», определите их взаимосвязь.
  2. Охарактеризуйте отношение общества к лицам с нарушениями развития в разных странах и в разные исторические периоды.
  3. Назовите факторы, определяющие отношение к детям-инвалидам в обществе.
  4. Назовите основные направления, по которым в конце XIX - начале XX в. в Западной Европе развивалась помощь детям с интеллектуальными нарушениями.

5. Какие концептуальные положения Л. С. Выготского наиболее значимы для становления              отечественной олигофренопедагогики.

  1. Какие принципы учитываются в ходе организации и реализации процессов обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями?
  2. Раскройте задачи и методы науки «олигофренопедагогика».

8. Подготовьте реферат на тему "Система Э. Сегена и ее влияние на оказание помощи детям с интеллектуальными нарушениями".

  1. Подготовьте реферат на тему "Педагогическая система М. Монтессори".
  2. Подготовьте реферат на тему "Л.С. Выготский и его роль в становлении отечественной олигофренопедагогики".