Приоритетные направления исследований

2023-2025 гг

Современные методологические основы общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Характер исследования: фундаментальное

Научный руководитель: заведующий лабораторией, кандидат педагогических наук Алла Яковлевна Абкович

Срок реализации:  2023-2025 гг.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и разработка кодов к проектированию индивидуальной динамики достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, измеримой методами доказательной педагогики.

Описание задач (2023-2025гг.):

  • анализ российский и зарубежных подходов к оценке образовательных результатов на уровне основного общего образования обучающихся с ОВЗ;
  • теоретическое и методологическое обоснование дифференциации требований к достижениям на основе научного представления о нозологически связанных особых образовательных потребностях разных групп обучающихся;
  • организация разработки и апробации фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации на уровне основного общего образования обучающихся с ОВЗ;
  • подготовка методических рекомендаций к использованию разработанного фонда при проведении всероссийских проверочных работ;
  • моделирование научно-методического конструктора, включающего общий и специальный компоненты, связи между ними, проверяемые и контролируемые элементы содержания коррекционно-развивающей работы по формированию функциональной грамотности;
  • подготовка практико-ориентированного методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, направленного на формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ.

Предполагаемые результаты (2023-2025гг.):

Научные результаты, характеризующие образовательные возможности обучающихся разных нозологических групп и вариантов развития внутри каждой группы.

Впервые будут сформулированы проверяемые и контролируемые единицы содержания, которые не выделены в отношении обучающихся с ОВЗ в связи с отсутствием научных данных о возможностях детей.

Линейно представленные варианты индивидуальных динамик освоения основных учебных дисциплин. Впервые будут представлены научные доказательства этапности продвижения разных нозологических групп обучающихся в освоении содержания образования, которые станут основанием для создания фонда оценочных средств по годам обучения.

Современные подходы к выявлению особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Характер исследования: фундаментальное

Научный руководитель: главный научный сотрудник,  доктор психологических наук, профессор Игорь Александрович Коробейников

Срок реализации:  2023-2025 гг.

Цель исследования: научный поиск и представление клинико-психолого-педагогического обоснования выявления особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Описание задач (2023-2025гг.):

  • выявление клинико-психолого-педагогических оснований, характеризующих развитие детей с ОВЗ от раннего до подросткового возраста с разными нарушениями в развитии;
  • разработка методических материалов диагностической направленности для специалистов, работающих с обучающимися с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с целью оценки их психофизического развития.

Предполагаемые результаты (2023-2025гг.):

Клинико-психолого-педагогические основания, характеризующие развитие детей с ОВЗ от раннего до подросткового возраста с разными нарушениями в развитии.

Диагностические материалы, адресованные специалистам инклюзивных и отдельных общеобразовательных организаций (электронные интерактивные диагностические карты и методические рекомендации для педагогов по их использованию).

Научное проектирование моделей ранней коррекционной помощи

Характер исследования: фундаментальное

Научный руководитель: заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, доцент Юлия Анатольевна Разенкова

Срок реализации:  2023-2025 гг.

Цель исследования:  изучение трудных жизненных ситуаций в семье для проектирования моделей психологической и коррекционной помощи родителям и ребенку раннего возраста с ОВЗ; изучение потребностей сиблингов в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для последующей разработки моделей ранней коррекционной помощи с участием ближайшего социального окружения ребенка.

Описание задач (2023-2025гг.):

  • Разработка показателей и критериев оценки трудных жизненных ситуаций в жизни семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ;
  • Проведение анкетирования и опроса семей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ, в целях выявления трудных жизненных ситуаций с последующей обработкой и анализом полученных данных;
  • Разработка показателей и критериев для изучения психологических особенностей сиблингов в семьях, воспитывающих младших детей раннего возраста с ОВЗ;
  • Разработка показателей для оценки взаимодействия старших сиблингов с младшими детьми с ОВЗ раннего возраста;
  • Проведение опроса и видеосъемки взаимодействия старших сиблингов с младшими детьми раннего возраста с ОВЗ с последующим анализом и обработкой.

Предполагаемые результаты (2023-2025гг.):

Методический комплект для специалистов служб ранней помощи, психологов ППМС-центров и дошкольных образовательных организаций, включающий описание перечня показателей и критериев оценки трудных жизненных ситуаций в жизни семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ; описание структурированного интервью и опросника, адресованного родителям, воспитывающим детей раннего возраста с ОВЗ, направленных на выявление трудных жизненных ситуаций; описания инструментария анализа данных опросников и структурированных интервью с краткими рекомендациями специалистам по обновлению программ и моделей психологической поддержки и сопровождения семей в трудных жизненных ситуациях.

Исследование проблем социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Характер исследования: прикладное

Научный руководитель: заведующий лабораторией, доктор психологических наук, доцент Наталия Викторовна Бабкина

Срок реализации:  2023-2025 гг.

Цель исследования: разработка научно-методического обеспечения социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Описание задач (2023-2025гг.): подготовка методического сопровождения процесса оценки индивидуальной динамики освоения личностных результатов (результатов формирования жизненной компетенции) у обучающихся с ОВЗ, осваивающих основное общее образование.

Предполагаемые результаты (2023-2025гг.):

Методические рекомендации, адресованные учителям-дефектологам, психологам и другим специалистам по вопросам социализации подростков с нарушениями слуха, в том числе в микросоциуме людей с нарушениями слуха; старшеклассников с нарушениями зрения; подростков с РАС; обучающихся с ЗПР; подростков с интеллектуальными нарушениями.

Методика оценки индивидуальной динамики освоения личностных результатов (результатов формирования жизненной компетенции) у обучающихся с ОВЗ, осваивающих основное общее образование, комплекты дидактического материала к данной методике.

 

 

2020-2022 гг

Реконструкция системы дополнительного профессионального образования на основе развивающихся научных представлений в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии

Научный руководитель: зав. лабораторией, к.пед.н., доцент Елена Леонидовна Ворошилова

Срок реализации проекта: 2020-2022гг

О проекте

Цель проекта - повышение качества дополнительного профессионального образования специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи, посредством разработки открытых унифицированных модульных программ с возможностью их пополнения и встраивания в смежные обучающие курсы.

В результате исследования будут подготовлены примерные модульные программы дополнительного профессионального образования для учителей-дефектологов (сурдопедагогов, тифлопедагогов, педагогов, обучающих детей с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра), учителей-логопедов; для специалистов системы ранней помощи, педагогов общего и профессионального образования, работающих в инклюзивных образовательных организациях.

Адресат

Специалисты инклюзивного и специального образования, родители детей с ОВЗ, работники органов управления образованием.

Специальная дидактика цифрового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Научный руководитель: зав. лабораторией,  д.пед.н., чл.-корр. доц. Алла Васильевна Закрепина

Срок реализации проекта: 2020-2022гг

О проекте

Цель работы – разработка специальных дидактических подходов к проектированию цифровой образовательной среды и организации включения в нее детей с ограниченными возможностями здоровья.

К 2022 году будет представлена характеристика цифровых образовательных ресурсов обучающихся с ОВЗ с позиции соответствия их особым образовательным потребностям; будут разработаны рабочие материалы для методического обеспечения организаций, реализующих программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям и специальностям.

Исполнители (команда)

Закрепина Алла Васильевна, руководитель темы, зав. лабораторией, д.пед.н., чл.-корр. РАО, доц.

Абдаллах Кристина Махеровна, лаборант

Бутусова Татьяна Юрьевна, с.н.с., к.пед.н.

Камелькова Алена Игоревна, мл.н.с.

Кинаш Елена Александровна, к.пед.н., доцент, ст.н.с.

Кремнева Екатерина Анатольевна, н.с.

Мишина Галина Александровна, вед.н.с., д.психол.н.

Стребелева Елена Антоновна, гл.н.с., д.пед.н., проф.

Шилова Елена Анатольевна, ст.н.с., к.пед.н.

Адресат

Организаторы и специалисты сферы образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью на разных уровнях образования.

Научно-методическое обеспечение деятельности педагогических работников образовательных организаций, специалистов ППМС-центров и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственной управление в сфере образования

Научный руководитель: зав. лабораторией, д.пед.н., доцент Юлия Анатольевна Разенкова

Срок реализации проекта: 2019-2022гг

О проекте

Объект исследования: концептуальные положения и программа изучения современной семьи детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью раннего и дошкольного возрастов, разных нозологических групп, с различными вариантами психического развития, находящихся в различных условиях воспитания и обучения.

Цель работы – научно-методическое обеспечение выявления и реализации ресурсов образования, развития и социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в современных социокультурных условиях.

На основе полученных данных станет возможной типологизация современной семьи, воспитывающей детей указанных категорий, дифференциация направлений и содержания социальной поддержки и психологической помощи.

Эти данные могут быть востребованы для принятия управленческих решений органами управления образованием и социальной защиты.

Основные исполнители

Разенкова Юлия Анатольевна, руководитель темы, зав. лабораторией, д.пед.н., доц.

Абкович Алла Яковлевна, зав. лабораторией, к.пед.н.

Айвазян  Екатерина Борисовна, с.н.с., к.психол.н., доц.

Бабкина Наталия Викторовна, зав. лабораторией, д.психол.н., доц.

Баенская  Елена Ростиславовна, гл.н.с., д.психол.н.

Бодренкова    Людмила Геннадьевна, н.с.

Живаева Наталия Александровна, н.с.

Иванова Марина Михайловна, н.с.

Коробейников  Игорь Александрович, гл.н.с., д.психол.н., проф.

Костин Игорь Анатольевич, с.н.с., д.психол.н.

Кудрина Татьяна Петровна, с.н.с., к.пед.н.

Либлинг Мария Михайловна, зав. лабораторией, к.психол.н.

Мещерякова Ирина Алексеевна, н.с.

Николаева Татьяна Вячеславна, зав. лабораторией, д.пед.н., доц.

Одинокова Галина Юрьевна, с.н.с., к.пед.н.

Павлова Анна Владимировна, н.с.

Польская Ольга Вячеславовна, н.с.

Серкина Анна Владимировна, н.с.

Шматко Наталия Дмитриевна, вед.н.с., к.пед.н.

Адресат

Педагогические работники образовательных организаций, специалисты ППМС-центров.

Основные результаты, полученные в 2019 году:

сформулированы и описаны структурные и содержательные компоненты программы изучения современной семьи детей с ОВЗ раннего и дошкольного возрастов, относящихся к разным нозологическим группам, с различными вариантами психического развития,
находящихся в различных условиях воспитания и обучения

сформулированы и описаны принципы, определяющие выбор стартового образовательного маршрута для поступающих в школу детей с различными ограничениями в состоянии здоровья; определена структура описания образовательного маршрута, включающая образовательную среду, в которой предполагается обучение ребенка, программу его обучения, учебные пособия, компьютерные программы и необходимое для обучения оборудование; обозначены коррекционные задачи для продвижения ребенка в развитии, круг специалистов, необходимых для этой работы

осмыслены, систематизированы и описаны феномены и закономерности коммуникации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и глубокой степенью умственной отсталости; проанализирован и представлен репертуар средств коммуникации, используемых детьми с ТМНР и глубокой умственной отсталостью; средства ранжированы по степени потенциальной понятности для окружающих ребенка взрослых; выделены ситуативные факторы, облегчающие для ребенка коммуникацию со взрослым; представлены средства коммуникации, используемые взрослыми при взаимодействии с данной категорией детей; описаны варианты реакций взрослого на коммуникативные действия ребенка


Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных программах, ориентированных на подготовку специалистов, бакалавров и магистров в организациях высшего образования; профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и их семьями; могут быть использованы на различных этапах практической профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций, специалистов ППМПС-центров в части работы с семьями детей с ОВЗ и с инвалидностью раннего и дошкольного возрастов.

Публикации по теме исследования в научных журналах, индексируемых в международных базах научного цитирования (WoS)

  1. Babkina N., Korobeynikov I. Typological differentiation of children with developmental delay of school entry age // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2019. V. LVI . No. 02-02. Рр. 560-567.

 

Публикации по теме исследования в ведущих российских международных научных журналах (ВАК):

 

  1. Костин И.А. Приемы, помогающие облегчить для ребенка с РАС прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) // Дефектология. – 2019. – №1. – C.22 – 26.
  2. Айвазян, Е.Б., Кудрина, Т.П. Механизмы формирования и возможности предупреждения отклонений в развитии слепого ребенка младенческого возраста в перспективе культурно-исторического подхода // Дефектология. – 2019. – № 4. – C.3 –13.
  3. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П. Развитие действий с предметами у слепых детей первых лет жизни // Дефектология. – 2019. – №3. – C.41 – 49.
  4. Аршатская О.С. Организация пространственно-предметной среды для индивидуальных коррекционных занятий с дошкольниками с расстройством аутистического спектра // Дефектология. – 2019. - № 5. – С.21-31.
  5. Серкина А.В. Средства коммуникации, используемые детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 68 –71.

 

Публикации по теме исследования в сборниках:

 

  1. Айвазян Е.Б. , Кудрина Т.П. Влияние слепоты на психическое развитие ребенка в младенческом возрасте в перспективе культурно-исторического подхода / Философия и социальные науки в современном мире: материалы междунар. науч. конф. к 30 –летию факультета философии и социальных наук Белорусского гос. Ун-та.- Минск, 26–27 сент. 2019 г. / Белорус.гос. Ун-т; редкол.: В. Ф.Гигин (пред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2019. – 448 – 453.
  2. Одинокова Г.Ю., Разенкова Ю.А. К вопросу о природе нарушений поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю.Одинокова, Ю.А.Разенкова / Философия и социальные науки в современном мире: материалы междунар. науч. конф. к 30 –летию факультета философии и социальных наук Белорусского гос. Ун-та.- Минск, 26–27 сент. 2019 г. / Белорус.гос. Ун-т; редкол.: В. Ф.Гигин (пред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2019. – 543-547.
  3. Серкина А.В. Средства коммуникации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью / Философия и социальные науки в современном мире: материалы междунар. науч. конф. к 30 –летию факультета философии и социальных наук Белорусского гос. Ун-та.- Минск, 26–27 сент. 2019 г. / Белорус.гос. Ун-т; редкол.: В. Ф.Гигин (пред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2019. – 563-567.
  4. Одинокова, Г.Ю. Материнские комментарии о внутреннем мире ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю.Одинокова / Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования [Текст]: сборник статей XI Международной научно- практической конференции, посвященной 85-летию Южно- Уральского государственного гуманитарно-педагогического уни- верситета: в 2-х ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; Министерство науки и высш. образования Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-т. –Челябинск: Юж.-Урал. науч. центр РАО, 2019. – Ч. 2. С. 148-156.
  5. Одинокова, Г.Ю. Внутренний и  внешний  мир  ребенка  раннего возраста с  синдромом  Дауна в комментариях матерей /Г.Ю.Одинокова / Семья  особого  ребенка:  материалы I Всероссийской научно-практической конференции с  международным  участием, г. Москва,  31  октября  2019  г.  / ФГБНУ «ИКП РАО».  –  Выпуск I. – М.: Полиграф сервис, 2019.  – С.190 – 203.

 

Полученные в ходе исследования результаты интеллектуальной деятельности:

  1. База данных «Выбор варианта стартового образовательного маршрута для поступающих в школу детей с ОВЗ» (Версия 1) / Кукушкина О.И., Бабкина Н.В., Коробейников И.А., Костин И.А., Баенская Е.Р., Шматко Н.Д., Николаева Т.В., Сатаева А.И., Китик Е.Е., Бодренкова Л.Г., Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Маркович М.М. (свидетельство № 2019622031 от 11.11.2019г.).
  2. База данных «Варианты взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью со взрослым» / Разенкова Ю.А. (свидетельство № 2019622186 от 27.11.2019г.).
  3. База данных «Варианты образовательных маршрутов для детей с задержкой психического развития на уровне начального общего образования» (Версия 1) / Бабкина Н.В., Коробейников И.А. (свидетельство № 2019621743 от 10.10.2019г.).

Разработанная в ходе исследования научная продукция:

 

  1. Программа исследования семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возрастов, с различными ограничениями здоровья, с различными вариантами психического развития, различными особыми образовательными потребностями.
  2. Выбор варианта стартового образовательного маршрута для поступающих в школу детей с ОВЗ: методическое пособие / Под ред. И.А.Костина /Е.Б.Айвазян, Н.В.Бабкина, Л.Г.Бодренкова, И.А. Коробейников и др. – М.: Полиграф Сервис, 2019. – 202 с.
  3. Изучение феноменов и закономерностей развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости: монография / С.И.Груничева, И.А.Мещерякова, Г.Ю.Одинокова и др. /Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Полиграф Сервис, 2019. – 152 с.
Исследование факторов и условий, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, анализ режима учебной нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности в данных школах

Научный руководитель: гл.н.с., д.пед.н., проф. Светлана Борисовна Лазуренко

Срок реализации проекта: 2020-2022гг

О проекте

Цель работы – определить, проанализировать и описать совокупность факторов и условий, способных влиять на состояние здоровья детей с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам в отдельных образовательных организациях.

К 2022 году будут представлены:

- инфографика факторов, оказывающих влияние на здоровье и психическое развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам, иллюстрирующая эффективные технологии по созданию здоровьесберегающий среды в образовательной организации;

- методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- рабочая программа с электронными приложениями для специалистов по проектированию и созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации, осуществляющей обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по адаптированным основным образовательным программам.

Основные исполнители

Лазуренко Светлана Борисовна, руководитель темы, гл.н.с., д.пед.н., проф.

Алиева Зоя Сафаровна, к.психол.н., психофизиолог                           

Благосклонова Наталья Константиновна, к.биол.н., нейрофизиолог                        

Блохина Людмила Валентиновна, врач функциональной диагностики                               

Вишневская Алла Андреевна, н.с.                       

Крутякова Евгения  Никитична, к ст.н.с. .пед.н., доц.                                                 

Рожкова Лидия Алексеевна, к.биол.н., нейрофизиолог                        

 

Адресат

Организаторы и специалисты сферы образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью на разных уровнях образования.

Исследование влияния компьютерных технологий и электронного обучения на здоровье и качество образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья

Научный руководитель: зав. лабораторией, д.пед.н., доцент Татьяна Вячеславна Николаева

Срок реализации проекта: 2020-2022гг

О проекте

Цель работы – определить вероятность и характер возможного влияния компьютерных технологий и электронных форм обучения на состояние здоровья (на функциональное состояние анализаторов при их нарушениях, компенсаторные возможности сохранных функций и познавательных процессов) и качество образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К 2022 году могут быть выявлены противопоказания или ограничения применения компьютерных технологий в отношении отдельных категорий детей с ОВЗ с учетом индивидуальных характеристик состояния их здоровья; могут быть получены новые данные для оценки реальных  образовательных эффектов, получаемых при использовании компьютерных технологий, в сравнении с традиционными средствами и методами обучения.

Массив репрезентативных данных мониторингового исследования состояния здоровья и качества обучения детей с ОВЗ может использоваться как материал для научного анализа негативных и позитивных эффектов применения современных компьютерных инструментов обучения.

Основные исполнители

Николаева Татьяна Вячеславна, руководитель темы, зав. лабораторией, д.пед.н., доц.

Бодренкова Людмила Геннадьевна, н.с.

Костин Игорь Анатольевич, с.н.с., д.психол.н.

Любимов Алексей Алексеевич, с.н.с., к.пед.н.

Решетникова Евгения Евгеньевна, лаборант

Адресат

Специалисты инклюзивного и специального образования, работники органов управления образованием.

Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Научный руководитель: зав. лабораторией, д.психол.н., доцент Наталия Викторовна Бабкина

Срок реализации проекта: 2019-2022г

О проекте

Объектом исследования является современная популяция детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, представленная детьми различных возрастных и нозологических групп (с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью).

Цель работы – выявление и анализ факторов, определяющих феноменологию психического дизонтогенеза, качество образования и динамику психосоциального развития современных детей с ОВЗ и инвалидностью различных нозологических групп.

Результаты исследования составят научную основу совершенствования различных видов профессиональной деятельности специалистов, участвующих в образовании детей с ОВЗ различных возрастных групп: дифференциальной диагностики и оценки уровня психического развития, определения особых образовательных потребностей ребенка; определения оптимального содержания образования (соотношения академической и жизненной компетенции); обоснованного выбора образовательного маршрута; определения варианта сопровождения ребенка в образовательной организации.

Основные исполнители

Бабкина Наталия Викторовна, руководитель темы, зав. лабораторией, д.психол.н., доц.

Абкович Алла Яковлевна, зав. лабораторией, к.пед.н.

Айвазян  Екатерина Борисовна, с.н.с., к.психол.н., доц.

Баенская  Елена Ростиславовна, гл.н.с., д.психол.н.

Бодренкова    Людмила Геннадьевна, н.с.

Грибова  Ольга Евгеньевна, вед.н.с., к.пед.н., доц.

Коробейников  Игорь Александрович, гл.н.с., д.психол.н., проф.

Кочетова Екатерина Александровна, мл.н.с.

Кудрина Татьяна Петровна, с.н.с., к.пед.н.

Любимов Алексей Алексеевич, с.н.с., к.пед.н.

Николаева Татьяна   Вячеславна, зав. лабораторией, д.пед.н.

Никольская   Ольга Сергеевна, гл.н.с., д.психол.н., проф.

Шматко Наталия Дмитриевна, вед.н.с., к.пед.н.

Адресат

Организаторы и специалисты сферы образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью на разных уровнях образования

Основные результаты, полученные в 2019 году:

разработана общая концепция клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, определяющая цели, научные подходы, ожидаемые результаты исследования, их назначение и предполагаемое использование

разработаны программы исследования, дифференцированные и конкретизированные в соответствии с нозологическими категориями изучаемых детей, включающие цели, задачи, этапы и типы исследований детей разных возрастных групп

представлен перечень комплектов исследовательских методик, необходимых для решения запланированных задач в отношении каждой категории детей с ОВЗ, установлена степень их готовности к использованию; определены задачи по разработке, доработке, адаптации диагностического инструментария применительно к исследованию каждой категории детей

обобщены и систематизированы результаты научно-исследовательской работы, посвященной определению типологических вариантов психического развития детей предшкольного возраста с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью

систематизированы результаты исследования онтогенеза аффективной сферы, вариантов дисбаланса в ее развитии; проанализированы риски, возможности диагностики и профилактики аффективной дестабилизации ребенка; раскрыты направления психологической поддержки эмоционального, социального, личностного развития детей в условиях «нормы» и направления коррекционной работы – при отклонениях в развитии

Публикации по теме исследования в журналах, индексируемых в международных информационно-аналитических системах научного цитирования (WoS / Scopus):

  1. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019, Том 8. № 3. С. 125–142.
  2. Коробейников И.А., Кузьмичева Т.В. Освоение профессиональных компетенций будущими педагогами и психологами в ходе совместной подготовки в вузе // Высшее образование в России. 2019. №6. С. 97-107.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С.140–152.

 

Публикации по теме исследования в ведущих российских международных научных журналах (ВАК):

  1. Айвазян Е.Б. Пропущенный этап в раннем развитии слепого ребенка как источник трудностей становления его предметной деятельности // Дефектология. 2019. №5. C.11-19.
  2. Гончарова Е.Л. Методологические и теоретические основы отечественной научной школы тифлосурдопедагогики//Дефектология.2019.№2.C.3-10.
  3. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (Дата обращения: 02.01.2020).
  4. Кудрина Т.П. Феноменология коммуникативного поведения слепых детей первых лет жизни // Дефектология. 2019. №5. C.41-50.
  5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детей с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results (Дата обращения: 02.01.2020).
  6. Мальцева Н.А. Организация жизни во времени и ежедневные рутины в семьях детей с расстройствами аутистического спектра // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №37 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-37/the-organization-of-life-in-time-and-daily-routine-in-families-of-children-with-autism-spectrum-disorders (Дата обращения: 02.01.2020).
  7. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/targets,-and-strategic-directions-of-development-of-preschool-education-of-children-with-disabilities (Дата обращения: 02.01.2020).
  8. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-development-of-education-of-children-with-disabilities-of-primary-school-age-targets,-and-strategic-directions (Дата обращения: 02.01.2020).
  9. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/education-of-children-with-disabilities-of-secondary-school-age-the-targets-and-directions-of-development (Дата обращения: 02.01.2020).

Публикации по теме исследования в сборниках:

  1. Babkina N. Experimental research into conscious self-regulation in first-graders with developmental delay / Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). – Moscow: Moscow University Press, 2019. Pp. 919.
  2. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение образования детей с задержкой психического развития в контексте реализации ФГОС // Сопровождение обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 15-19.
  3. Коробейников И.А. К портрету ребенка с легкой умственной отсталостью в современной образовательной среде // Сопровождение обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 35-41.

Полученные в ходе исследования результаты интеллектуальной деятельности:

  1. База данных «Типологические варианты психического развития детей при сходстве возрастных и нозологических характеристик (Версия 1.0)» / Бабкина Н.В., Коробейников И.А., Баенская Е.Р., Костин И.А., Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Бодренкова Л.Г., Шматко Н.Д., Николаева Т.В., Сатаева А.И., Абкович А.Я., Кочетова Е.А. (свидетельство № 2019622144 от 21.11.2019г.).

Разработанная в ходе исследования научная продукция:

  1. Общая программа клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с различными ограничениями здоровья и вариантами психического развития на период до 2030 г. / под общей ред. Н.В. Бабкиной, И.А. Коробейникова (6 п.л.).
  2. Монография. Никольская О.С. Аффективная сфера как система адаптивных смыслов, организующих сознание и поведение человека (16 п.л.).
Специальное образование в меняющемся мире

Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России

Периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
Периодизация эволюции отношения Западной Европы к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация

Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация эволюции отношения Российского общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования [Текст]: (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М., 2009. - Раздел I, гл. 3. - С. 87-121.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Д.С. Шилова – М., 2001. - Гл. 1. - С. 5-47.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые раскрыто содержание периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые практика специального образования и ее эволюция стали самостоятельным предметом исследования. Периодизация становления и развития практики специального образования представлена как производная эволюции отношения
Периодизация становления практики помощи – системы специального образования в Западной ЕвропеМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация становления отечественной практики помощи – системы специального образования в РоссииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые показана роль различных течений христианства в развитии практики помощи детям с отклонениями в развитии
 Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Экзамен, 2003. - 254 [1]с.Монография
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Восстановлены имена священников, показан их вклад в становление практики специального образования на территории Российской Империи
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93. Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Впервые показано, как изменения социокультурного контекста жизни страны влияет на систему специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. "Проблема ЗПР – это в первую очередь проблема самого общества" [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. О. Решетникова // Школьный психолог: еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1999. - № 32 (00.08). - С. 16.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев / Начальная школа: плюс, минус. 2000. - № 12. - С. 3-12.Статья
Малофеев, Н.Н. От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с интеллектуальными проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. прогр. и метод. материалы / под ред. А.М. Щербаковой. - М., 2001. - Кн. 1. - С. 20-27.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что развитие университетов и осознание населением ценности образования является условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что наличие в стране продуктивной теории, выдающихся исследователей и очевидных результатов экспериментального обучения детей-инвалидов не является достаточным условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 3: Обретение права на специальное обучение. - С. 93-215.; Гл. 4: Государство гарантирует право на специальное образование большинству детей с отклонениями в развитии. - С. 216-252.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.
 
Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Выделены социокультурные условия, определяющие возможность становления системы специального образования, ее развития и дифференциации, освоения интегративных форм обучения
  Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: сб. тез. статей юбилейной конф. / отв. ред. Е.С. Иванов. - СПб., 1994. - С. 5-8.Статья
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Интеграция детей с особыми проблемами: реалии России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. науч.-практической конф. - М., 1995. - С. 160-163.Статья
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43. Статья
Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб, 1996. - С. 6-12. Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Интеграция: веяния времени и чаяния чиновников [Текст] / Н.Н. Малофеев // Классный вестник 5+, 2001. - № 7-8. - С. 16-19.Статья
Малофеев, Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 20 с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения [Текст]: (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.Статья
Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. - М., 2006. - 48 с.Методические рекомендации
Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев: с «особыми» детьми должны работать только специалисты
http://ria.ru/edu_analysis/20100630/251245223.html
Интервью
Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым 
http://ria.ru/edu_analysis/20100720/256560913.html 
Интервью  
Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной
http://ria.ru/edu_analysis/20100816/265691220.html 

Интервью
Малофеев, Н.Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия  [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 2010. - № 35. - 31 августа.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось [Текст] / Н.Н. Малофеев // Управление ДОУ. - 2010. - № 6. - С. 114-123.Статья
Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения  [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина. // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 14-20.Статья
Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ века [Текст]: [предисловие к статье М.Винзер «Эра инклюзии»] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 9-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Изменение специальной школы - неизбежный всемирный процесс (интервью) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Нижегородское образование. - 2010. - № 3. - С. 4-9.Статья
Создан универсальный инструмент анализа социокультурной жизни и прогнозирования тенденций развития практики помощи детям-инвалидам
 Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан инструмент анализа и оценки жизнеспособности инноваций в специальном образовании. Показано значение эволюционного, социально и культурно подготовленного развития практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
?    Малофеев Н.Н. Каждая реформа образования выталкивает детей в специальную школу [Текст] // Педагогический вестник. - 2007. - №5 (410-411). - 1-31 мая.Интервью
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан новый метод сравнительного анализа систем специального образования разных стран мира. В основу положен принцип сравнения аналогичных по содержанию этапов развития систем, которые могут приходиться на разные хронологические сроки
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано: все тенденции и противоречия в развитии практики специального образования имеют глубокие социо-культурные корни и определенный исторический возраст
Доказано, что интеграция в образовании является производной развития гражданского общества, стремления к социальной интеграции меньшинств, одним из которых являются инвалидыМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на пересмотр прав детей с особыми образовательными потребностями
Доказано, что развитие билингвистической системы обучения глухих, основанной на РЖЯ, является производной развития гражданского общества, ответом на предоставленное право на собственную культуру, язык, систему обучения, преследующую воспроизводство этой самобытной культуры меньшинстваМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано, что принятая терминологическая парадигма описания проблем и системы помощи детям-инвалидам зависит от проживаемого страной периода эволюции отношения к таким детям. Смена периода эволюции отношения к детям-инвалидам влечет за собой изменение терминологической парадигмы
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция» [Текст]: термин и смысл / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43.Статья
Малофеев, Н.Н. Вчера – ребенок-«инвалид». Сегодня – «проблемный» [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. Я. Быстрицкая // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1998. - N11 (00.03). - C. 14.Интервью
Малофеев, Н.Н. Исключительное детство? [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1999. - № 14. - 13 апреля.Интервью
Разработана Программа развития научных исследований в России, основанная на понимании двух взаимосвязанных процессов: развития отечественной научной школы и жизнеспособных тенденций в развитии практики
  О целевой комплексной программе «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» [Текст]:  решение коллегии от 26.01.90 №212 // Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - С. 134-153.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [Текст]: [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - Разд. III : Социально-психологическая поддержка детей с отклонениями в развитии. - C. 154-181.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики  [Текст]: цели и приоритеты / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1993. - №3. - С. 3-7.Статья
Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев, Н.Н. За пределами квадрата [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1995. - № 43.Интервью
Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 6. - 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб., 1996. - С. 6-12.Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка [Текст] / Н.Н. Малофеев // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: материалы науч.-практической. конф. – М., 1999. - С. 7-14.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Разработано программно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины «Социо-культурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.»
 Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа курса
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 2. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение. - (В печати).Пособие для студентов пед. вузов
Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России