Специальные образовательные условия
5.5.1.Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися (ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», ст.79, п.2).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия их обучения, воспитания и развития:
- специальные образовательные программы, методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
Одно из важных образовательных условий является комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями, главная цель которого сохранение психического и социального благополучия ребенка с интеллектуальными нарушениями на всех этапах его обучения, оказание ему разнообразной психолого-педагогической помощи.
Служба сопровождения – это служба, в которой принимают участие специалисты образовательного учреждения разного профиля, объединенные общими профессиональными целями и задачами (учитель-дефектолог, учитель–логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор/ассистент, классный руководитель, родители (законные представители).
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк - при наличии сотрудника медицинского профиля) или ППк образовательной организации.
Организация пространственно-временной среды обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пространство(учебное здание и территория образовательного учреждения),в котором организуется процесс обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями, должно соответствовать нормам действующих СанПин, нормам антитеррористической защищённости, требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
Учебные помещения (классы) для обучающихся начального общего образования должны располагаться не выше 2-го этажа. Помещение класса для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью должно включать:
- учебную зону;
- интерактивную зону;
- зону визуальной поддержки;
- зону психологической разгрузки (сенсорную зону);
- зону отдыха;
- рабочую зону учителя.
Для проведения коррекционных занятий (индивидуальных и групповых) в образовательной организации должны быть оборудованы кабинеты:
- педагога-психолога;
- учителя-логопеда;
- учителя-дефектолога.
Для занятий физической культурой, музыкой, ритмикой, изобразительным искусством, внеурочной деятельностью в образовательном учреждении должны быть предусмотрены: актовый зал, класс хореографии, спортивный зал, кабинет изобразительного искусства, кабинет ЛФК, тренажёрный зал.
5.5.2.Перечень специальных образовательных условий на уровне основного и среднего общего образования
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
- На уровне основного общего образования задачами комплексного психолого-педагогического сопровождения являются:
- создание «гибких» условий сопровождения ребенка к новым условия адаптации при переходе из начальной школы в основную;
- обеспечение дифференциации и доступности обучения при переходе на основной уровень общего образования;
- оказание коррекционной поддержки и помощи, обеспечивающей мотивационную готовность к обучению;
- разработка и проектирование комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, особенности и возможности ученика;
- создание адекватного потребностям обучающегося специального образовательного пространства, мотивирующего его на овладение доступными базовыми учебными действиями, жизненными компетенциями с учетом их особых образовательных потребностей;
- подготовка обучающихся к овладению доступными видами трудовой деятельности, организация профориентационной работы по профессиональному самоопределению;
- формирование жизненных и социальных компетенций на этом возрастном этапе;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.
Организация пространственно-временной среды
Учебные помещения (классы) и мастерские профильного труда (швейные, поварского дела, картонажно-переплётного дела) для обучающихся основного общего образования могут располагаться выше 2-го этажа. Мастерские профильного труда (столярная, слесарная, гончарная, строительная) должны быть расположены на 1-м этаже образовательной организации.
Помещение класса (мастерской) должно включать те же зоны и помещения, что и на уровне начального образования:учебную зону и интерактивную зону, зону визуальной поддержки и отдыха, рабочую зону учителя, зону для выполнения практических работ, а также кабинеты для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Рабочие места для обучающихся с ТМНР в учебной зоне располагаются учётом индивидуальных особенностей детей.
В зависимости от состояния обучающихся с ТМНР индивидуальные коррекционные занятия можно проводить в классе или в кабинетах специалистов образовательного учреждения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).