с 1994 г – названия лаборатории: Дошкольное воспитание детей с проблемами развития. Воспитания и обучение детей с интеллектуальными нарушениями. Лаборатория коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
С 2021 г.по н/в – Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями.
Многолетняя научно-практическая стратегия Лаборатории направлена на психолого-педагогическое изучение детей раннего, дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями; поиск новых форм помощи родителям и детям с отклонениями в развитии: определение специальных условий коррекционно-развивающего обучения и воспитания; разработку педагогических технологий, обеспечивающих государственные гарантии по реализации конституционного права детей с интеллекутальными нарушениями на получение доступного качественного образования в условиях модернизации и широкой цифровизации; методическую помощь специалистам в области диагностики нарушений развития, методическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса; оказание психолого-педагоогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в познавательном развитии (с интеллекутальными нрашуениями).
Состав Лаборатории: 2 доктора педагогических наук, 1 доктор психологических наук, 7 кандидатов педагогических наук и 1 кандидат психологических наук в должности старшего научного сотрудника, 2 аспиранта в должности младшего научного сотрудника, 2 соискателя в должности научного сотрудника.
Научно-исследовательская деятельность сотрудников Лаборатории посвящена изучению различных аспектов специального образования детей с интеллектуальными нарушениями: вариативную помощь детям и педагогическую поддержку их родителям; внедрение психолого-педагогического подхода к разработке содержания коррекционного обучения и оценке динамики планируемых достижений; методическую поддержку педагогов-дефектологов в реализации федеральных программ для обучения детей с интеллектуальными нарушениями; поиск инновационных форм помощи детям изучаемой категории, нуждающимся в индивидуальной психолого-педагогической (коррекционной) поддержке в условиях вариативных форм образования и реабилитации.
• создан и внедрен диагностический комплекс рисуночных методик для проведения скрининг-диагностики психического развития детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет;
• разработан инструментарий для психолого-педагогического обследования детей: методики для обследования у детей от 2-х до 7 лет возрастных достижений развития (психологических новообразований и типичных видов деятельности);
• разработан и научно-обоснован системный подход к определению содержания коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;
• апробированы инновационные организационные формы оказания коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии и детям с выраженными интеллектуальными нарушениями в вариативных формах образования;
• разработаны, апробированы и интегрированы педагогические технологии в практику детской абилитации/реабилитации и др.