Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

Пронина Лариса Васильевна

ПРОНИНА

Лариса Васильевна

Старший научный сотрудник
Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1124759

AUTHOR ID В ELIBRARY 1124759

ORCID ID 0000-0003-0612-0727

Сфера научных интересов

Дети с интеллектуальными нарушениями, предметно-развивающая среда, обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, дети с ОВЗ, коррекционное обучение детей с интеллектуальными нарушениями; психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ; консультирование родителей. Диагностика детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ. Организация домашней предметно-развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Научная деятельность

Апробация комплекта диагностических материалов для оценивания качества и эффективности образования обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/, специальных шкал учета индивидуальной динамики достижений в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ для разных типологических групп, обучающихся с умственной отсталостью.

Научно-организационная деятельность

Член экспертной группы и член жюри всероссийского конкурса профессиональных достижений «Инвапрофи» среди работников образовательно-реабилитационных организаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; Член экспертной группы грантового конкурса «Центры новых возможностей» благотворительного фонда «Страна детей» при уполномоченном по правам ребенка при Президенте России.

Кандидатская диссертация

«Формирование положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии»

2009 г. ИКП РАО

Подготовлено

  • 7 пособий, 33 (количество публикаций различного типа)
  • В журналах из списка ВАК статей-4, общий список публикаций в РИНЦ – 13
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ – 4.

Основные публикации

  1. Игры, направленные на физическое развитие/М.В.Браткова, А.В.Закрепина,Е.А.Кинаш, Л.В. Пронина// Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии:Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, ГА.Мишиной. - М..: «Полиграф сервис», 2004. - С. 25-41.(авторский вклад 25%)

  2. Игры и занятия, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности // М.В.Браткова, Л.В. Пронина// Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии:Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, ГА.Мишиной. - М..: «Полиграф сервис», 2004. - С. 25-41.(авторский вклад25%)

  3. Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС//М.В.Браткова, Л.В. Пронина// Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Экзамен. 2004— С. 40-66 (авторский вклад 50%)

  4. Организация праздников с детьми раннего и младшего дошкольного возрастов с органическим поражением в условиях группы кратковременного пребывания//Дошкольное воспитание-2008.-№11-С.112-116.

  5. Pronina L YFormation of communication among early-aged and preschool children with organic lesion of the central nervous system (тезисы)/ Special education: theory and practice 2008: proceedings of international conference 31 october - 1 november 2008.- Tartu, 2008.- Р. 100-101

  6. Пронина Л.В. Начальный этап в коррекционно-педагогической работе по формированию положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возрастов с отклонениями в умственном развитии// коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункцинальной, интерактивной среды: международная научно-практическая конференция.Том –I-М.:ГОУ ВПО МГПУ, 2008.-С.70-71.

  7. Пронина Л.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии // Дефектология-2009.- №1.-С. 69-76.

  8. Пронина Л.В. Пути формирования взаимодействия детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии//Дошкольное воспитание.-2009.- №10.-С.80-87.

  9. Пронина Л.В. Организация коррекционно-педагогической работы по формированию положительного взаимодействия между детьми раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психофизического развития в группе кратковременного пребывания// Современность и пути развития специального образования- Ч.4: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летнему юбилею Института социального образования, Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 2009.- С.286-290.

  10. Пронина Л.В. Этапы формирования положительного взаимодействия между детьми раннего возраста, имеющими отклонение в умственном развитии // Современность и пути развития специального образования-Ч.4: : Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летнему юбилею Института социального образования, Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 2009.- С.71-77.

  11. Круглова Л.Ю., Пронина Л.В. Решается в ресурсном центре// Учительская газета.-2010.-С.6-7.

  12. Круглова Л.Ю., Пронина Л.Ю., Царькова Н.А. С первых шагов –в надежные руки//Управление дошкольным образовательным учреждением,2010.-№7.-С.82-85.

  13. Пронина Л.,В. ,Царькова Н.А. Модель психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возрастав в условиях Центра игровой поддержки ребенка// «Детский сад будущего»- инновации в системе дошкольного образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2011.-С26-33.

  14. Пронина Л.В. Организация коррекционно-педагогической работы по формированию положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии// Актуальные проблемы образования и общества: (Сб. науч. Тр. В 2 т.) Т.1/От. Ред. В.Г. Константинова.-Ярославль:филиал НОЧУ ВПО «МСГИ». 2011.-187с.-С. 145-148.

  15. Пронина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка группы риска в условиях центра игровой поддержки ребёнка // Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития: Сб. науч. тр. участников международной научно-практической конференции // Отв. ред. Сафронова В.В. ; НОЧУ ВПО «МСГИ».-М.: НОЧУ ВПО «МСГИ», 2013. С.63-67

  16. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - Москва: Парадигма, 2013-128с.

  17. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста.// В сборнике программ дисциплин профессионального цикла направление 050700.62-специальное (дефектологическое) образование// Под ред. Доктора пед. Наук профессора Оганесяна Е.В.; М.: НОЧУ ВПО «Московский социально гуманитарный институт», часть-II, 2014. - С.373-401Пронина Л.В. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста.// В сборнике программ дисциплин профессионального цикла направление 050700.62-специальное (дефектологическое) образование// Под ред. Доктора пед. Наук профессора Оганесяна Е.В.; М.: НОЧУ ВПО «Московский социально гуманитарный институт», часть-II, 2014. - С.373-401

  18. Пронина Л.В. Новые организационные формы помощи детям группы риска младенческого и раннего возраста//В сборнике программ дисциплин профессионального цикла направление 050700.62-специальное (дефектологическое) образование// Под ред. Доктора пед. Наук профессора Оганесяна Е.В.; М.: НОЧУ ВПО «Московский социально гуманитарный институт», часть-III, 2014. - С.6-30

  19. Пронина Л.В. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата раннего возраста//В сборнике программ дисциплин профессионального цикла направление 050700.62-специальное (дефектологическое) образование// Под ред. Доктора пед. Наук профессора Оганесяна Е.В.; М.: НОЧУ ВПО «Московский социально гуманитарный институт», часть-III, 2014. - С.52-75.

  20. Игры, направленные на физическое развитие/М.В.Браткова, А.В.Закрепина,Е.А.Кинаш, Л.В. Пронина// Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии:Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, ГА.Мишиной. 3- изд.доп.- М.: «ИНФРА-М», 2016. –160с.

  21. Игры и занятия, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности// М.В.Браткова, А.В.Закрепина,Е.А.Кинаш, Л.В. Пронина// Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, ГА.Мишиной. 3- изд.доп.- М.: «ИНФРА-М», 2016. –160с.

  22. Браткова М.В., Пронина Л.В. Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС//Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: - М..: «Полиграф» 4-е изд.доп.-М.: ИНФРА-М.2016.-128с.

  23. Игры, направленные на физическое развитие// М.В.Браткова, А.В.Закрепина, Е.А.Кинаш, Л.В. Пронина//Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями/ под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А.-3-е изд,доп-Москва:Инфа-М, 2017-160с. (Практическая педагогика)

  24. Игры и занятия, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности// М.В.Браткова, А.В.Закрепина,Е.А.Кинаш, Л.В. Пронина// Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии:Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, ГА.Мишиной. 3- изд.доп.- М.: «ИНФРА-М», 2017. –160с.

  25. Браткова М.В., Пронина Л.В. Игры, направленные на физическое развитие.// Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: учебно-методическое пособие / М.В. Браткова, И.А. Выродова, А.В. Закрепина [и др.] ; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — 3-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 160 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013918-0. - Текст: электронный: - URL: https://znanium.com/catalog/product/1168664

  26. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пронина Л.В.Н Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым / /под ред. М.В. Братковой. 2-е изд, дополненное. — М.: Парадигма, 2021. — 166 с.ISBN 978-5-4214-0094-3

  27. Л.В Пронина Проектирование дидактически-развивающей среды для детей с ОВЗ//сборник научных статей III Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства». 2021.С.-

  28. Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для разных уровней образования// А.В.,Закрепина, Е.А.Стребелева, Т.Ю. Бутусова, Е.А.Кинаш, , Л.В.Пронина, Т.П.Волох, М.Г.Лукьянова, И.А.Пискунова 202….

  29. Пронина Л.В. Роль раннего коррекционного обучения в развитии детей с ОВЗ, посещающих группу кратковременного пребывания // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]: Сборник научных статей./ отв. ред. Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина - М.: ФГБНУ «ИКП РАО» ,2021.С.94-98.

  30. Организация семейного воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями (в инфографике)/ Стребелева Е.А., Бутусова Т.Ю.,Кинаш Е.А.,Пронина Л.В., Липатова О.Н./ Под ред. А.В. Закрепиной.-Москва.-ИКП РАО.-2022.-75с. https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-semejnogo-vospitaniya-i-obucheniya-doshkolnikov-s-intellektualnymi-narusheniyami_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf

  31. Дети с интеллектуальными нарушениями в современном специальном образовании: учебное пособие – М.: ИКП РАО. – 2022

  32. Закрепина А.В., Стребелева Е.А., Бутусова Т.Ю.,Кинаш Е.А., Пронина Л.В. Воспитание в школе и дома: пособие в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития (в инфографике).-М.-2023https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Vospitanie_v_shkole_i_doma_v_pomoshh_roditelyam_rebenka_s_trudnostyami.pdf

  33. Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями:учебное пособие / под.ред. Л.В. Пронинаой и Е.А. Кремневой.-Москва: ИНФРА-М, 2024.-176с.- (Высшее образование).-DOI 10.12737/1971855