Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

КРЕМНЕВА
Екатерина Анатольевна
Старший научный сотрудник
Кандидат педагогических наук
ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY
AUTHOR ID В ELIBRARY 748633
ORCID ID 0000-0003-4370-2953
Сфера научных интересов
Дети с интеллектуальными нарушениями, социально-коммуникативное развитие детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, дети с ОВЗ, коррекционное обучение. Изучение особых образовательных потребностей детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями; исследование проблемы социально-коммуникативного развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Проблемы консультирования и педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Обучение и консультирование специалистов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, технологиям коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Научная деятельность
Диссертационное исследование по теме: «Формирование социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях предметно-игрового взаимодействия», защита состоится 5 декабря 2024 г. в ИКП, г. Москва.
Научно-организационная деятельность
Член рабочей группы Министерства Просвещения РФ по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); сопровождение проектной деятельности лаборатории.
Подготовлено
- 4 пособия, 20 (количество публикаций различного типа)
- В журналах из списка ВАК статей - 4, общий список публикаций в РИНЦ – 11
- Индекс Хирша по данным РИНЦ – 3.
Основные публикации
Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
- Кремнева, Е.А. Актуальный ракурс социально-коммуникативного развития умственно отсталых детей: результаты научного исследования / Е.А. Кремнева, А.В. Закрепина // Педагогический имидж. — 2024. — Т. 18, № 3 (64). — С. 315-323 (авт. вклад 75%).
- Кремнева, Е.А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е.А. Кремнева // Дефектология. — 2016. — № 4. — С. 88–92.
- Кремнева, Е.А. Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью: влияние коррекционного обучения / Е.А. Кремнева // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 10. — С. 86–91.
- Кремнева, Е.А. Преодоление трудностей коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью / Е.А. Кремнева // Педагогический имидж. — 2020. — Т. 14, № 4 (49). — С. 619–628.
Свидетельство о регистрации базы данных:
- Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620977 «Современная система медико-психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью. Организационные формы». Часть 1: заявл. 06.07.2017: внесена в Реестр баз данных 25.08.2017 / автор Е.А. Стребелева, А.В.Закрепина, Е.А.Кинаш, Е.А. Кремнева и др.; правообладатель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
- Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019622259 «Выбор вариантов технологий мониторинга коррекционного обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями как новая профессиональная компетенция учителей-дефектологов»: заявл. 21.11.2019: внесена в Реестр баз данных 04.12.2019 / автор Е.А. Стребелева, А.В.Закрепина, Е.А.Кинаш, Т.Ю.Бутусова, Е.А. Кремнева; правообладатель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
- Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622398 «Серии игр по активизации коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями»: заявл. 29.09.2022: внесена в Реестр баз данных 04.10.2022 / автор Е.А. Кремнева; правообладатель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Пособия, главы, разделы в книгах:
- Бутусова, Т.Ю. ДОУ, смешанные группы: тематические конспекты занятий по ознакомлению с окружающим с детьми седьмого года жизни с разным уровнем умственного развития в ДОУ / Т.Ю. Бутусова, Е.А. Кремнева // Особые дети: вариативные формы коррекционно–педагогической помощи / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. — М. : ЛОГОМАГ, 2013. — ISBN: 978-5-905025-20-4. — Прил. 3.2. — С. 203–218 (авт. вклад 0,5%).
- Кремнева, Е.А. Развитие речи и коммуникативных способностей / Е.А. Кремнева // Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. — М. : ИНФРА-М, 2023. — ISBN: 978-5-16-015082-6. — Раздел 3.4. — С. 79–84 (авт. вклад 0,2%).
- Кремнева, Е.А. Игры, направленные на формирование предметных и предметно-игровых действий / Е.А. Кремнева // Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. — М. : ИНФРА-М, 2023. — ISBN: 978-5-16-015082-6. — Раздел 4. — С. 84–95 (авт. вклад 0,2%).
- Кремнева, Е.А. Коллективные игры и праздники / Е.А. Кремнева // Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. — М. : ИНФРА-М, 2023. — ISBN: 978-5-16-015082-6. — Раздел 7. — С. 131–145 (авт. вклад 0,2%).
- Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями: методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / А.И. Камелькова, Е.А. Кремнева, О.Н. Липатова [и др.]; под ред. Л.В. Прониной, Е.А. Кремневой. — М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2021. — Режим доступа: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/g1/ (дата обращения: 05.10.22). — ISBN 978-5-907436-49-7. (авт. вклад 35%).
- Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / Л.В. Пронина, Е.А. Кремнева, О.Н. Липатова [и др.]; под ред. Л.В. Прониной, Е.А. Кремневой. — М.: ИНФРА-М, 2024. — ISBN: 978-5-16-018310-7. — 176 с. (авт. вклад — 35%).
Научные статьи в других изданиях, тезисы докладов:
- Кремнева, Е.А. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е.А. Кремнева // Мир людей с инвалидностью. 7-й Российский научно-образовательный форум в рамках 7-й специализированной выставки-ярмарки. Материалы форума (Москва, 18–19 ноября 2010 г.). — М., 2010. — С. 30.
- Кремнева, Е.А. Изучение социально-коммуникативной ориентации у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е.А. Кремнева // Мир людей с инвалидностью. 9-й Российский научно-образовательный форум в рамках 9-й специализированной выставки-ярмарки. Материалы форума (Москва, 15–16 ноября 2012 г.). — М., 2012. — С. 31–32.
- Кремнева, Е.А. Особенности социально-коммуникативной ориентации у детей дошкольного возраста с отставанием в умственном развитии в совместном взаимодействии со взрослым / Е.А. Кремнева // Специальное образование: материалы IX Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2013 г.) / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. — СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. — Т. II. — С. 169–171. — ISBN 978-5-8290-1257-1.
- Кремнева, Е.А. К вопросу изучения социально-коммуникативной ориентации у детей дошкольного возраста с отставанием в умственном развитии в совместном взаимодействии со взрослым / Е.А. Кремнева // Интегративный подход в коррекционно-реабилитационном процессе психолого-медико-социальных центров: современные образовательные технологии и практики : сборник статей. — М. : ФГНУ ИКП РАО, 2013. — С.133–135.
- Кремнева, Е.А. Изучение коммуникативных возможностей у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е.А. Кремнева // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования (Екатеринбург, 30–31 октября 2014 г.) / под ред. И.А. Филатовой, А.А. Алмазовой. — Екатеринбург, 2014. — Часть 2. — С. 233–235.
- Кремнева, Е.А. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных возможностей в совместной деятельности со взрослым у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями интеллекта / Е.А. Кремнева // Материалы 12-го Российского научно-образовательного форума «Мир людей с инвалидностью» (Москва, 2-3 ноября 2015 г.). — М., 2015. — C. 30.
- Кремнева, Е.А. Коммуникация дошкольников с ОВЗ: этапы коррекционного обучения / Е.А. Кремнева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Векторы развития системы дошкольного образования в России и за рубежом. — Краснодар: НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-ресурс», 2017. — С. 74–75.
Дополнительная информация:
- Прохождение курсов повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование» с 21.11-02.12.2022 г. (объем 72 часа)
- Участие в проекте «Футбол в коррекционной школе», организаторы - Общероссийская общественная организация спортивной федерации по футболу «Российский футбольный союз» совместно с Общероссийской общественной организацией «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» при поддержке Минспорта России и Минпросвещения России.