Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

БУТУСОВА

Татьяна Юрьевна

Старший научный сотрудник

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=899314

AUTHOR ID В ELIBRARY 899314

ORCID ID 0000-0002-8893-4275

Сфера научных интересов

Исследование условий эффективного коррекционного обучения и формирование самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта раннего, дошкольного и школьного возраста. Педагогическое сопровождение родителей детей с нарушением интеллекта. Обучение и консультирование специалистов, педагогов-дефектологов технологиям педагогической работы в вариативных формах образования.

Научная деятельность

«Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

Научно-организационная деятельность

Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», член рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ИКП)

Кандидатская диссертация

«Воспитание самостоятельности в играх с правилами у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

2016 г., ИКП РАО, г. Москва

Подготовлено

  • Бутусова Т.Ю. имеет более 30 научных трудов и учебных изданий, из них 2 монографии (главы), 5 учебно-методических пособий (в том числе главы и разделы в пособии), 15 научных статей в журналах ВАК, 5 тезисов и научных докладов, 4 патентованных разработок.
  • Публикационная активность: Индекс Хирша (РИНЦ) – 5; публикаций e-library –34; РИНЦ – 29; Цитируемость e-libr. -115; РИНЦ –94.

Основные публикации

Монографии:

  1. Zakrepina, A.V., Strebeleva, E.A., Butusova, T.Y., Tarnovskaya, P.A. (2024). Dynamics of Educational Achievements of Second-Grade Students with Intellectual Disabilities: Experimental Study. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham. P.59-76 https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7_6

  2. Специальная дидактика цифрового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья монография / Т.Ю. Бутусова, А.В. Гриншкун, А.В. Закрепина [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной, Г.А. Мишиной, Т.Ю. Бутусовой. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 182 с.

Патенты/РИДы

  1. Стребелева Е.А., Закрепина А.В., Лазуренко С.Б., Кинаш Е.А., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А. Современная система медико-психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью. Организационные формы. Часть 1. Свидетельство о регистрации базы данных № 2017620977 от 25 августа 2017 г.

  2. Стребелева Е.А., Закрепина А.В., Кинаш Е.А., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А Выбор вариантов технологий мониторинга коррекционного обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями как новая профессиональная компетенция учителей дефектологов. Свидетельство о регистрации базы данных №2019622259 от 21.11. 2019 г.

  3. Закрепина А.В., Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Бутусова Т.Ю., Кинаш Е.А., Шилова Е.А., Камелькова А.И., Мартышевская Д.М., Тарновская П.А. Система мониторинга динамики образовательных и личностных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2021622860, 09.12.2021. Заявка № 2021622730 от 29.11.2021.

  4. Соловьева Т.А., Коробейников И.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г., Грибова О.Е., Ворошилова Е.Л., Лебедева Т.П., Абкович А.Я., Бабкина Н.В., Аршатская О.С., Костин И.А., Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю., Стребелева Е.А., Кочетова Е.А. Типологические варианты психического развития детей при сходстве возрастных и нозологических характеристик (версия 2.0. С видеоиллюстрациями). Свидетельство о регистрации базы данных RU 2022623655, 23.12.2022. Заявка № 2022623658 от 15.12.2022.

Пособия / Методические рекомендации

  1. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи. Филипповых Г.И., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В., Тихонова Е.С., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Вейс Ю.Н., Шалимова Т.И., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А., Афанасьева Ю.А. Методическое пособие / Под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. Москва, 2013.

  2. Бутусова Т. Ю. Играем вместе: воспитание самостоятельности. Учебно-методическое пособие / Т. Ю. Бутусова. – М.: Инфра – М. - 2019. – 148 с. – (Практическая педагогика).

  3. Бутусова Т.Ю. Главы 6,7. Игры и занятия, направленные на формирование интереса к продуктивным видам деятельности. В пособии «Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В.Закрепиной. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 148 с.

Статьи, тезисы, методические рекомендации

  1. Бутусова Т.Ю. Опыт воспитания самостоятельности у детей с ОВЗ в играх с правилами. Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Векторы развития системы дошкольного образования в России и за рубежом» / Т.Ю. Бутусова. - Краснодар: НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-ресурс» – 2017. - С. 38-39.

  2. Бутусова Т.Ю. Опыт воспитания самостоятельности у детей с ОВЗ в играх с правилами. Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Векторы развития системы дошкольного образования в России и за рубежом» / Т.Ю. Бутусова. - Краснодар: НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-ресурс» – 2017. - С. 38-39.

  3. Бутусова Т.Ю. Игры с правилами как средство социального развития дошкольников с нарушением интеллекта. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 1. – С. 50-52.

  1. Бутусова Т.Ю. Игры с правилами как средство социального развития дошкольников с нарушением интеллекта. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 1. – С. 50-52.

  2. Бутусова Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития. // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 3. - С. 21-26.

  3. Бутусова Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития. // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 3. - С. 21-26.

  4. Бутусова Т.Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами // Дефектология. 2015. № 1. С. 59-67.

  5. Бутусова Т.Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами // Дефектология. - 2015. - № 1. - С. 59-67.

  6. Бутусова Т.Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами // Дефектология. - 2015. - № 3. – Стр. 8-17.

  7. Бутусова Т.Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами // Дефектология. - 2015. - № 3. – Стр. 8-17.

  8. Бутусова Т.Ю. Настольно-печатные игры в воспитании самостоятельности у детей с легкой умственной отсталостью. В сборнике: Игровая культура современного детства. Материалы I Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. 2017. С. 452-456.

  9. Бутусова Т.Ю. Организация досуговой деятельности детей с ОВЗ в условиях самоизоляции // Дошкольное воспитание. 2020. № 11. С. 77-84.

  10. Бутусова Т.Ю. Организация досуговой деятельности детей с ОВЗ в условиях самоизоляции // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 11. - С. 77-84.

  11. Бутусова Т.Ю. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами. Сб. материалов XI Международной научной конференции. В сборнике: Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.)- СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - Т.I. - С. 86-89.

  12. Бутусова Т.Ю. Педагогические условия формирования самостоятельности у дошкольников с нарушением интеллекта. В сборнике: Дефектологическая наука - практике. материалы I Всероссийского съезда дефектологов. - 2016.- С. 37-40.

  13. Бутусова Т.Ю. Разделы 6,7. Игры и занятия, направленные на формирование интереса к продуктивным видам деятельности. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В.Закрепиной. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 148 с.

  14. Бутусова Т.Ю. Роль игры с правилами в воспитании самостоятельности у дошкольников с нарушением интеллекта. В сборнике: Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова. - 2014. С. 198-201.

  15. Бутусова Т.Ю. Роль настольно-печатных игр в воспитании самостоятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 8. – С. 54-59.

  16. Бутусова Т.Ю. Роль настольно-печатных игр в воспитании самостоятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 8. – С. 54-59.

  17. Бутусова Т.Ю. Ценностные ориентиры дошкольного образования. Воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности // Дошкольное воспитание. 2019. - № 10. - С. 81-87.

  18. Бутусова Т.Ю. Ценностные ориентиры дошкольного образования. Воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности // Дошкольное воспитание. 2019. - № 10. - С. 81-87.

  19. Бутусова Т.Ю., Волох Т.П. К вопросу об адаптации первоклассников с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации. В сборнике: Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями / Сборник научных трудов / Москва, 2021.

  20. Волкова С.В., Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю., Мишина Г.А., Кошечкина Т.В. Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 2. С. 4-14.

  21. Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю., Кинаш Е.А., Камелькова А.И. Анализ динамики учебной деятельности первоклассников с интеллектуальными нарушениями // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 2 (107). С. 266-296.

  22. Закрепина А.В., Стребелева Е.А., Бутусова Т.Ю. Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: понятие, функциональная роль и содержание // Дефектология. 2023. № 6. С. 14-27.

  23. Закрепина А.В., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Бутусова Т.Ю., Мишина Г.А типология особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями /в условиях цифровой образовательной среды/: эмпирическое исследование // Дефектология. 2022. № 2. С. 42-52.

  24. Методические рекомендации «Оценка эффективности (качества) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (1-4 классы) / Под ред. А.В. Закрепиной, Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М. ФГБНУ ИКП РАО. – 2020. Соавторы: Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина, Е.А. Кинаш, Т.Ю. Бутусова и др.

  25. Методические рекомендации «Оценка эффективности (качества) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (1-4 классы) / Под ред. А.В. Закрепиной, Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М. ФГБНУ ИКП РАО. – 2020. Соавторы: Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина, Е.А. Кинаш, Т.Ю. Бутусова и др.

  26. E. Strebeleva, A. Zakrepina, E. Kinach and T. Butusova Educational approach for children with intellectual disorders/ European Psychiatry www.cambridge.org/epa  Cite this article: (2020). E-Poster Viewing. European Psychiatry 63(S1), S283–S589. P.514 https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/D36C52D45873073B3F9642A91F6EB46C/S0924933820000061a.pdf/eposter_viewing.pdf 2. T. Butusova and A. Zakrepina. Self autonomy in preschool children with intellectual deficiency / European Psychiatry www.cambridge.org/epa  Cite this article: (2020). E-Poster Viewing. European Psychiatry 63(S1), S283–S589. P.515 https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/D36C52D45873073B3F9642A91F6EB46C/S0924933820000061a.pdf/eposter_viewing.pdf

  27. E. Strebeleva, A. Zakrepina, E. Kinach and T. Butusova Educational approach for children with intellectual disorders/ European Psychiatry www.cambridge.org/epa  Cite this article: (2020). E-Poster Viewing. European Psychiatry 63(S1), S283–S589. P.514 https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/D36C52D45873073B3F9642A91F6EB46C/S0924933820000061a.pdf/eposter_viewing.pdf 2. T. Butusova and A. Zakrepina. Self autonomy in preschool children with intellectual deficiency / European Psychiatry www.cambridge.org/epa  Cite this article: (2020). E-Poster Viewing. European Psychiatry 63(S1), S283–S589. P.515 https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/D36C52D45873073B3F9642A91F6EB46C/S0924933820000061a.pdf/eposter_viewing.pdf