В 1978 году в Институте Дефектологии (теперь – Институт коррекционной педагогики) под руководством известного детского врача-психиатра, кандидата медицинских наук К.С. Лебединской открылась первая в стране экспериментальная группа медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма. По инициативе К.С. Лебединской в Институт Дефектологии для экспериментальной работы с аутичными детьми начинают привлекаться психологи, выпускники и дипломники, ученики профессора факультета психологии МГУ В.В. Лебединского. Среди них – О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, которые и сейчас работают в ИКП. С группой на протяжении разного времени сотрудничают детские врачи-психиатры, педагоги-дефектологи.
Это был одновременно практический и исследовательский проект изучения проблем развития детей с аутизмом и оказания им специальной помощи в психическом развитии.
В 1992 году экспериментальная группа трансформируется в лабораторию, а далее – в сектор содержания и методов коррекционного обучения детей с аутизмом, который возглавила психолог, кандидат психологических наук О.С. Никольская. Позже сектор был расформирован, его сотрудники вошли в состав научного отдела института. В 2020 в ИКП вновь формируется лаборатория образования и комплексной абилитации детей с аутизмом.
Предметом исследований экспериментальной группы и, в дальнейшем – лаборатории - были возможности организации развивающего взаимодействия, специфика поведения детей с аутизмом, долгосрочные истории их развития, а также результаты и динамика ведущейся коррекционной работы. Особое внимание уделялось сбору данных об особенностях раннего развития, сведения о котором собирались в процессе многократных бесед с родителями и близкими детей, на основе анализа данных домашнего фото-, позже – видеоархива. Коррекционная работа велась в тесном контакте с семьей ребенка на протяжении многих лет, совместно оценивалась динамика его психического и социального развития.
В накапливаемом опыте этой работы складывался подход к пониманию проблем ребенка с аутизмом, выделялись направления и методы коррекционной работы. К настоящему времени разработан и описан в научных публикациях эмоционально-смысловой подход (ЭСП) к диагностике и коррекционной помощи ребенку с аутизмом и его семье.
Этот подход является основой многих проводимых в настоящее время исследований, что позволяет говорить о существовании в ИКП научной школы К.С. Лебединской - О.С. Никольской, которая имеет собственную специфику понимания проблемы аутизма и, соответственно, представлений о помощи, нужной человеку с аутизмом, методах и средствах ее оказания.
Исследования, проводимые в лаборатории в последние годы, основаны на ее базовых научных достижениях, к числу которых относятся следующие:
• К.С. Лебединской и О.С. Никольской обобщен опыт диагностики аутизма у детей раннего и дошкольного возраста; предложены методы обследования
• К.С. Лебединской сформулированы принципы медикаментозного лечения ребенка с аутизмом как терапии, поддерживающей его психическое развитие
• О.С. Никольской разработана психологическая классификация детского аутизма, основанная на базовых характеристиках психической деятельности и поведения детей
• О.С. Никольской разработана концепция детского аутизма как нарушения формирования аффективной сферы, создана теория уровневого строения сферы аффекта
• Е.Р. Баенской сформулировано понятие «совместно-разделенного переживания» как базового для понимания основного направления психолого-педагогической помощи при РАС
За последние годы в лаборатории проводился целый ряд исследований, имеющих общетеоретическое и прикладное значение:
• В диссертационном исследовании Н.Б. Лаврентьевой обоснована система подготовки к школе детей с аутизмом, разработан авторский метод обучения детей с РАС осмысленному чтению и письму, получивший название «создание «Личного букваря»,
• В исследовании О.С. Аршатской, выполненном на основе подробного анализа нескольких кейсов – историй развития и психологической коррекционной работы с детьми раннего возраста с аутизмом – намечена логика и последовательность коррекционной помощи таким детям и воспитывающим их семьям,
• В докторской диссертации И.А. Костина, основанной на многолетних исследованиях, обоснованы направления психологической поддержки и специальные методы психологического сопровождения людей с РАС в подростковые, юношеские, взрослые годы, которые могут позволить им повысить качество жизни и достичь максимально возможного уровня самореализации в социуме,
• В исследовании Н.Ю. Калмыковой апробирована и частично валидизирована система диагностики, основанная на концепции О.С. Никольской, и позволяющая определить вариант аутистического развития у ребенка дошкольного возраста.
В рамках государственного задания по НИР продолжаются исследования, нацеленные на выявление особых образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра и способов реализации этих потребностей в процессе обучения и коррекционной помощи. Продолжается исследование ранних признаков аутистического расстройства, поиск средств и методов психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с формирующимся аутизмом. Изучаются также проблемы школьной адаптации и формирования цифровой грамотности у детей с аутизмом.