Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с аутизмом

Никольская Ольга Сергеевна

Никольская

Ольга Сергеевна

Главный научный сотрудник

Доктор психологических наук, профессор

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY -

AUTHOR ID В ELIBRARY -

ORCID ID 0000-0002-8956-4499

Сфера научных интересов

Специфика психического развития при РАС, психологическая классификация аутистических расстройств; психологическая коррекционная помощь детям с РАС и их семьям; особые образовательные потребности детей с РАС; аффективное развитие в норме и патологии, связь когнитивного и аффективного развития; структура и функции аффективной сферы.

Научная деятельность

Изучение формирования аффективной сферы при нейротипичном и аномальном развитии.

Научно-организационная деятельность

Член диссертационного совета ИКП, проблемной комиссии.

Докторская диссертация

«Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии»

1999 год, ИКП РАО.

 

Подготовлено

  1. 6 монографий, 3 пособия, более 80 публикаций различного типа
  2. В журналах из списка ВАК – более 40 статей, общий список публикаций в РИНЦ – более 50-ти; Индекс Хирша по данным РИНЦ – 40

Основные публикации

  1. Дети с нарушением общения /методическое пособие//под. Ред К.С.Лебединской. Москва, Просвещение, 1989. (в соавторстве с К.С. Лебединской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др.)
  2. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Монография. Москва:,МГУ, 1990 / в соавторстве с В.В. Лебединским Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг/)
  3. К.С. Лебединская, О.С. Никольская Диагностика раннего детского аутизма. Монография. Москва: Просвещние,1991.
  4. Аутичный ребёнок: пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теривинф, 1997, 2005, 2007, 2009, 2010, 2012, 2014,2015.
  5. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение: методическое пособие / Никольская О.С.., Баенская Е.Р., Либлинг М.М и др. - М.: Теревинф, 2005, 2008, 2011, 2012, 2015.
  6. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / Никольская О.С. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 361 с.
  7. Никольская О.С. Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение / Никольская О.С. – М.: МГППУ, 2008.
  8. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра: проект / Никольская О.С. - М.: Просвещение, 2013. - 28 с.
  9. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода. В соавт с Е.Р. Баенской, Ж Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 23-33.
  10. Никольская, И.А. Костин Еще раз про особые образовательные потребности младших школьников с РАС. //–. – 2015. --№ 6. -- с. 17–26.
  11. Детский аутизм как системное нарушение психического развития //Вопросы психологии. 2017. № 5. – С.14-25. В соавт с Е.Р. Баенской.
  12. Психологическая классификация типов детского аутизма. Вопросы психологии. 2017 № 5. – С.14-25.
  13. Никольская О.С. Сравнительный анализ двух коррекционных подходов к психическому развитию ребенка с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том26. №4. С 169-186. В соавт с Е.Р. Баенской.
  14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. №1. С 140-152.
  15. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека / О. С. Никольская. – М. : Наука, 2020. – 440 с.
  16. Аутизм и расстройства аутистического спектра. Диагностика и коррекционная помощь. Учебник для ВУЗов, 2022. Москва: Юрайт, 293 стр. (редактор, автор нескольких глав).
  17. Никольская О.С. Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи. // Дефектология. – 2022, №5; С. 3--16.

Дополнительная информация

Лауреат Премии Президента в области образования; медаль Л.С. Выготского; памятный знак Министерства просвещения РФ за личный вклад в развитие дефектологии.