Началом истории лаборатории можно считать 1931 год когда по инициативе Льва Семеновича Выготского была создана «Клиника речи», отдельное структурное подразделение на базе НИИ Дефектологии. Его возглавила Роза Евгеньевна Левина. Позже происходило изменение названий подразделения, но неизменным оставались опора на глубокое изучение людей с нарушениями речи и понимание структуры речевых нарушений, междисциплинарные знания.
История лаборатории всегда шла рука об руку с историей нашей страны и отвечала актуальным вызовам педагогической науки и практики.
Не прекращала свою деятельность она и в годы войны. Находясь в эвакуации в г. Уфа сотрудники лаборатории во главе с Розой Евгеньевной занимались речевой реабилитацией раненых, пострадавших от последствий черепно-мозговых травм. Позже на базе Института в 1949 году было создано отдельное структурное подразделение - сектор логопедии. Его бессменным руководителем на протяжении более чем 40 лет стала Роза Евгеньевна Левина.
В 1951 г. Розой Евгеньевной, как результат, глубокого системного изучения детей с нарушениями речи была опубликована книга «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)». В ней впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической деятельности детей с алалией.
Поистине прорывной и выдающейся научной заслугой Р.Е. Левиной стало построение концепции общего недоразвития речи. Психолого-педагогическая направленность проводимых ею и сотрудниками сектора логопедии исследований обусловила пересмотр классификационных представлений о речевых расстройствах. Появление психолого-педагогической классификации позволило решить задачу оказания логопедической помощи в масштабах страны. В рамках классификации Р.Е. Левиной были введены в логопедическую терминологию понятия – ФФН, ОНР. Р.Е. Левиной, ее учениками и последователями были описаны данные речевые дефекты и предложены основы обучения детей с данными речевыми нарушениями.
Были разработаны программы для разных возрастов, в частности для детей дошкольного возраста программа Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой. Именно благодаря основаниям психолого-педагогического подхода, разработанным программам стало возможным развитие сети дошкольных и школьных учреждений и таким образом, по сути развитие сети логопедических учреждений.
В 1959 году с выходом в свет сборника «Вопросы логопедии» (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов), были обозначены ключевые ориентиры в перестройке содержания логопедической науки, и, в частности, изучения и коррекции недостатков чтения и письма, связанных с нарушением устной речи.
Глубокое научное обоснование новому подходу в преодолении недостатков письменной речи было дано в 1961 г. в докторской диссертации и монографии Р.Е. Левиной – «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи». Эти публикации стали итогом обширного исследования, обосновывающего первостепенное значение развития и формирования полноценных фонематических и морфологических обобщений при исправлении аграфии и алексии. Многолетние исследования Р.Е. Левиной стали основанием для выделения нового раздела в логопедической науке – нарушения письменной речи и поистине пророческими в плане задач современной логопедии. В дальнейшем в исследованиях сотрудников сектора логопедии нашли отражения специфические трудности (неуспеваемость) младших школьников по чтению и письму.
Итогом значительного периода научной деятельности сектора логопедии под руководством Р.Е. Левиной является широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии», изданная в 1968 году. Этот труд создал основу для развития методического обеспечения психолого-педагогического направления логопедии.
Под влиянием исследований Р.Е. Левиной и ее сотрудников изменились научные представления о сложной природе речевой деятельности детей с нарушениями речи, подходы к ее анализу и изучению, а также коррекции.
Так, ею был предложен абсолютно уникальный взгляд на природу заикания, как на расстройство преимущественно коммуникативной функции речи. Практическое отражение теоретические представления о заикании как о дефекте речи, требующем последовательной и планомерной работы не столько над внешними признаками заикания, но прежде всего над базовыми основаниями процесса коммуникации, в частности регуляторной сферой, было представлено в работах исследователей детей разного возраста, от раннего возраста до подросткового, Игнатьевой С.А., Мироновой С.А., Муминовой Л. Р., Шукуровой О.С, Чевелевой Н.А., Ястребовой А.В. В работах этих ученых было убедительно доказано, что начинать коррекционную работу можно с самостоятельных форм речи уже на первых этапе преодоления речевого дефекта.
В составе сектора логопедии под началом Розы Евгеньевны работали выдающиеся исследователи детской речи, среди которых были: Воронова Ганна Георгиевна, Каше Галина Амосовна, Миронова Серафима Алексеевна, Правдина Ольга Владимировна, Спирова Людмила Фёдоровна, Филичева Татьяна Борисовна, Чевелева Нина Алексеевна, Чиркина Галина Васильевна, Ястребова Алла Васильевна и другие.
В 1978 году должность заведующего лабораторией занял Игорь Тихонович Власенко. Сектор логопедии был переименован в лабораторию логопедии с группой обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Под его руководством было продолжено изучение речи детей в связи с другими сторонами психики ребенка. Глубокое изучение получило исследование мышления. Поистине выдающейся можно назвать его книгу “Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи”, в которой он с глубоких позиций проанализировал специфику лиц с нарушениями речи.
После Игоря Тихоновича развитие идей и положений психолого-педагогического направления логопедии продолжила Г.В. Чиркина. Не только выдающийся ученый, но и близкий дорогой человек целому поколению учителей-логопедов.
Галина Васильевна Чиркина возглавила, вновь переименованную, лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушениями речи. Годы руководства лабораторией Галиной Васильевной выпали на непростые для развития науки в нашей стране годы. Однако, несмотря на социально-экономические потрясения в лаборатории была продолжена масштабная практикориентированная работа по разработке методик для коррекционных школ и дошкольных учреждений.
Галина Васильевна сотрудничала со многими образовательными организациями высшего образования, готовила для них кадры, читала лекции, выступала на конференциях, представляла мастер-классы. Под ее руководством велась и традиционная для института масштабная работа с образовательными организациями.
Были обновлены программы для дошкольных образовательных организаций. В преддверии выхода Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработаны образовательные программы дисциплин и коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Впервые были предложены учебники для обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования.
Г.В. Чиркина создала собственную логопедическую школу, положив в основу идеи Р.Е. Левиной и развив их на основе собственных исследований. Глубокое исследование Галины Васильевны Чиркиной «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата» был опубликован в 1969 году. Изучая ринолалию, Г.В. Чиркина открыла новые способы коррекции речевого нарушения, применив системный подход, в котором нашли отражение не только функциональные, но и психические аспекты дефекта. Исследования Галины Васильевной Чиркиной легли в основу учебника «Логопедия» под редакцией Л. С. Волковой и пособия «Основы логопедии».
После трагического ухода из жизни Галины Васильевны должность руководителя лаборатории заняла ее ученица - Вятлева Юлия Евгеньевна. Область ее научных интересов была связана с анализом учебной и речевой деятельности у младших школьников, в частности оценкой базовых знаний по русскому языку у детей с тяжелыми нарушениями речи. Обобщение взглядов в этой области было отражено в кандидатской диссертации Юлии Евгеньевны «Комплексный анализ учебной и речевой деятельности у учащихся младших классов школы 5 вида».
Вслед за Вятлевой Ю.О. заведующей лаборатории стала Елена Евгеньевна Китик, ученица Галины Васильевны Чиркиной. Годы ее руководства выпали на период объединения представителей смежных научных отраслей дефектологии в структуре Института - логопедии и сурдопедагогики. Лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушениями речи была объединена с лабораторией, исследовавшей нарушения слуха, и получила название – лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи.
В настоящее время исследованиям в области логопедии отведено важное место в структуре Института. Вновь создана отдельная лаборатория - образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи. Ее руководитель - Елена Леонидовна Ворошилова. Под ее руководством, лаборатория активно продолжает исследования и разработку новых методов для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Исследования лаборатории направлены на изучение феноменологии первичных и вторичных нарушений у детей различных возрастов, в том числе, факторов, влияющих на динамику коррекции, разработку современных подходов к методике комплексного обследования.
Деятельность лаборатории направлена изучение современной популяции детей и взрослых с нарушениями речи, разработку подходов к их выявлению и созданию инструментария для проведения логопедического обследования. Важное значение отводится организации образования детей с нарушениями речи и разработке программно-методического обеспечения процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. В том числе, стандартов получения образования такими обучающимися, проектам рабочих программ, учебникам и др. Отдельным направлением является исследование методических подходов к формированию содержания и формы презентации контрольно-измерительных материалов при проведении промежуточной аттестации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В рамках разработанных материалов в логике психолого-педагогического подхода учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В лаборатории в рамках психолого-педагогического направления ведется исследование метаязыковой деятельности, текстовой деятельности, изучается речевое недоразвитие у детей в условиях двуязычия, исследуются особенности проявления речевого дефекта у подростков и развитие речи детей в многодетных семьях. В рамках концептуальных положений психолого-педагогического направления ведется изучение заикания, в частности периода его манифестации. Важное значение в лаборатории отводится исследованию путей повышения эффективности коррекционно-педагогической работы взрослых с приобретенными речевыми нарушениями различного генеза, в том числе после хирургического лечения опухолей головы и шеи.
Реализация широкомасштабного клинико-психолого-педагогического исследования современной популяции детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи. Разработка современных подходов к логопедическому обследованию и определению специальных условий и создание на их основе диагностического комплекса для исследования детей с тяжелыми нарушениями речи, включающего методические рекомендации по углубленному логопедическому обследованию, речевые карты (с вариантами описания речевых недостатков по каждому разделу), речевой материал для обследования, материалы для экспресс-диагностики уровня речевого развития, анкеты для родителей и для учителей-логопедов.
Разработка контрольно-измерительных материалов по русскому языку и математике для обучающихся с ТНР с учетом структуры дефекта и требований ФАОП НОО и ФАОП ООО.
Разработка с целью реализации ФАОП при организации образования детей с ТНР проектов программ по учебным предметам федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования.
Определение методических подходов и диагностических инструментов для оценки жизненных компетенций младших школьников с ТНР.
Разработка и внедрение методических инструментов педагогического сопровождения дошкольников с ТНР, в том числе конструктора программы коррекционной работы.