Rectangle 16

Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи

кош

Кошечкина

Татьяна Вячеславовна

Старший научный сотрудник

Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=511578

AUTHOR ID В ELIBRARY 511578

Сфера научных интересов

Дидактические средства и технологии дифференциальной диагностики  речевых нарушений, предикторы нарушений речи в раннем возрасте. Формирование и развитие текстовой деятельности у детей с нарушениями речи.

Научная деятельность

В рамках работы лаборатории принимает участие в следующих темах НИР: «Современные методологические основы общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (разработка и уточнение дифференцированных условий образования для детей с ТНР, в том числе дифференциальных критериев диагностики и уточнении алгоритма обследования детей с ТНР и рисков возникновения ТНР, в том числе, в области текстовой деятельности), разработка интерактивного конструктора адаптированной программы для обучающихся с ТНР на уровне дошкольного образования, разработка линейки учебников «Литературное чтение для обучающихся с ТНР (программа 5.2) на уровне начального общего образования, учебника «Окружающий мир» для обучающихся с ТНР 1 дополнительного класса (программа 5.2).

Научно-организационная деятельность

  • член Рабочей группы при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи.

Кандидатская диссертация

Формирование текстовой компетенции учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы

Год защиты: 2008 г. ФГАОУ АПК и ППРО

.

Подготовлено

  • 2 монографии, 13 пособий, 53 публикации различного типа, 5 рукописей учебников, 5 РИД (базы данных).
  • В журналах из списка ВАК – 16 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 51. Индекс Хирша по данным РИНЦ - 4

Основные публикации

  1. Специфика обследования текстовой деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в контексте оценки читательской грамотности / Т. В. Кошечкина // Специальное образование. – 2025. – № 1(77). – С. 25-36. – EDN PTYGTM

  2. Оценка читательской грамотности младшего школьника с ТНР в условиях семейной коммуникативной среды / Т. В. Кошечкина // Семья особого ребенка : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 12 декабря 2024 года. – Москва: Институт коррекционной педагогики, 2024. – С. 26-33. – EDN LPDRFQ.

  3. Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности / А. М. Федосеева, Т. В. Кошечкина // Дефектология. – 2024. – № 3. – С. 36-49. – DOI 10.47639/0130-3074_2024_3_36. – EDN AJJMYX.

  4. Типы родительского отношения к речи ребёнка как социальный фактор формирования коммуникативно-речевой деятельности дошкольника с задержкой психоречевого развития / Т. В. Кошечкина, И. Е. Мозгалева // Специальная педагогика и психология. – 2024. – № 4(6). – С. 96-124. – DOI 10.20323/2949-5954-2024-4-6-96. – EDN JORKIE.

  5. Проблемы организации и содержания скрининг-диагностики речевого развития (теоретические аспекты) / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, Т. В. Кошечкина // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 37-47. – DOI 10.47639/0130-3074_2023_3_37. – EDN DOVSJB.

  6. Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Волкова, А. В. Закрепина, Т. Ю. Бутусова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 4-14. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_2_4. – EDN LACUPJ.

  7. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 55-68. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_7_55. – EDN AXGBFI.

  8. Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения / Т. А. Соловьева, Т. В. Николаева, О. Г. Болдинова [и др.] // Современное дошкольное образование. – 2023. – № 4(118). – С. 56-63. – DOI 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63. – EDN USPCOV.

  9. Проектирование дифференциальной диагностики в практической работе логопеда / Т. В. Кошечкина // Методист. Дошкольное образование. – 2023. – № 1. – С. 40-45. – EDN PZPZRL.

  10. Collection and Analysis of Educational Requests from Organizations and Teachers Working with Children with Special Educational Needs/ Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. – Switzerland : Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 307-314. – DOI 10.1007/978-3-031-13646-7_31

  11. О критериях анализа региональных практик реализации персонализированного дополнительного профессионального образования / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, Т. В. Кошечкина // Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Ижевск, 23 августа 2022 года / Под редакцией О.В. Солодянкиной. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2022. – С. 113-119. – EDN ZQDGQC.

  12. Алгоритм организации логопедического обследования: направления и задачи работы специалиста / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 41-48. – EDN AQKQRV.

  13. Проблемы формирования умений работы с текстом как речеязыковой единицей у детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Кошечкина // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ. К 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21 мая 2022 года / Под общей редакцией К.Б. Вовненко. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 67-75. – EDN RWURHN.

  14. Изучение типа родительского отношения к ребенку раннего возраста как условия развития детской речи / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 59-69. – DOI 10.47639/2074-4986_2021_6_59. – EDN SNYVMY.

  15. Диагностика связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста: критерии и нормативы / Т. В. Кошечкина // Логопедия: современный облик и контуры будущего : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 01–02 ноября 2021 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 225-231. – EDN KXVXLM.

  16. Выявление и диагностика речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных организаций: методическое пособие для педагогов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ/Е.Л.Ворошилова, О.Е.Грибова, Т.В. Кошечкина, А.Ю. Дымкова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 116 с.

  17. Технологии раннего речевого развития детей с особыми образовательными потребностями: электронное методическое пособие / Т.В. Кошечкина, Ю.А. Разенкова// https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/l1/ ISBN 978-5-907436-36-7

  18. Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования / Е. Л. Ворошилова, Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 44-52. – DOI 10.47639/2074-4986_2021_8_44. – EDN DBCKTQ.

  19. Роль и возможности семьи в преодолении нарушений чтения и письма у младших школьников: электронное методическое пособие / А.Ю. Дымкова, Т.В. Кошечкина// https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/l1/ ISBN 978-5-907436-46-6

  20. Методические рекомендации по реализации коррекционных курсов в условиях дистанционного обучения обучающихся с ТНР (вар.5.2.): электронное методическое пособие / О.Е. Грибова, Т.В. Кошечкина// https://yadi.sk/i/6N7r2LNoFSZNRw

  21. Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с тяжелыми нарушениями речи для разных уровней образования: электронное методическое пособие / Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская, О.В. Егупова, О.С. Никольская, О.Е. Грибова, О.Г. и др.// https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/q1// ISBN 978-5-907436-58-9

  22. Ранняя профориентация детей с ОВЗ: электронное методическое пособие / Т.В. Кошечкина // https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-23/ ISBN 978-5-907436-17-6

  23. Кошечкина, Т. В. Использование междометий при формировании устноречевой коммуникации / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 30-35. – DOI 10.47639/2074-4986_2020_1_30. – EDN QDVBGN.

  24. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи: электронное методическое пособие / Е.Л. Ворошилова, О.Е. Грибова, А.Ю. Дымкова, А.А. Константинова, О.В. Шичанина, Т.В. Кошечкина // https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-23/ https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-8/

  25. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов / Е. Л. Ворошилова, Е. В. Бажанова, В. З. Денискина [и др.]. – Москва : Федеральное государственное образовательное учреждение академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. – 416 с. – ISBN 978-5-8429-1377-0. – EDN PTPJNJ.

  26. Актуальные проблемы грудного вскармливания детей с ограниченными возможностями здоровья/ Реабилитация – ХХI век: традиции и инновации / Мат. I Нац. Конгр. с межд. участием. – СПб: ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта, 2017. – 412 с - с.372-373

  27. Формирование мотивации текстовой деятельности младших подростков / Т. В. Кошечкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 88. – С. 289-293. – EDN JVVIEB.

  28. Реализация межпредметного подхода при формировании текстовой деятельности как общеучебного умения / Т. В. Кошечкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 318-324. – EDN LADLYZ.