
Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи
Ворошилова
Елена Леонидовна
Заведующий лабораторией
Кандидат педагогических наук
ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY
AUTHOR ID В ELIBRARY 50111280
ORCID ID 0000-0002-3782-3823
Сфера научных интересов
Изучение клинико-психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речевого развития, исследование речемыслительной деятельности и методов ее формирования детей с нарушениями речи, изучение феноменологии заикания и специфики его коррекции. Исследование условий организации совместного обучения детей с нарушениями речи со своими сверстниками.
Научная деятельность
Проведение научных исследований в области профилактики нарушений речевого развития. Организация и проведение исследований в сфере коррекции заикания. Разработка программно-методического обеспечения реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Научно-организационная деятельность
-
заместитель председателя Рабочей группы при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, член редакционного совета журнала «День дефектологии»,
-
член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»
Кандидатская диссертация
Формирование речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению (на примере детей с заиканием
Год защиты: 2005г. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования Российской Федерации, Москва
.
Подготовлено
- 3 главы в коллективные монографии, 5 пособий, в том числе 3 коллективных, 48 публикаций различного типа
- В журналах из списка ВАК – 13 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 45
- Индекс Хирша по данным РИНЦ - 5
Основные публикации
1. Вопросы логопедии: традиции и перспективные решения. К 120-летию С.С. Ляпидевского. Алмазова А.А., Гуменная Г.С., Черкасова Е.Л., Бабина Г.В., Ворошилова Е.Л., Грибова О.Е., Бабина Е.Д., Шарипова Н.Ю., Балакирева А.С., Мерзлякова В.П. Москва, 2023.
2. Формирование культуры взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как компонент инклюзивной образовательной среды. Ворошилова Е.Л. В сборнике: Актуальные вопросы реабилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: от социокультурной реабилитации к профессиональной реализации. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ижевск, 2023. С. 19-23.
3. Проблема формирования коммуникативной компетенции как одной из составляющих успешной социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. Ворошилова Е.Л., Грибова О.Е. В книге: Вопросы логопедии: традиции и перспективные решения. К 120-летию С.С. Ляпидевского. Алмазова А.А., Гуменная Г.С., Черкасова Е.Л., Бабина Г.В., Ворошилова Е.Л., Грибова О.Е., Бабина Е.Д., Шарипова Н.Ю., Балакирева А.С., Мерзлякова В.П. Москва, 2023. С. 79-93.
4. Проблемы организации и содержания скрининг-диагностики речевого развития (теоретические аспекты). Ворошилова Е.Л., Грибова О.E., Дымкова А.Ю., Кошечкина Т.В. Дефектология, 2023, № 3, С. 37-47.
5. Оценка контента заданий, используемых в логопедической практике для развития речемыслительной деятельности детей. Ворошилова Е.Л. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2023, № 1, С. 32-39.
6. Архитектура нормативной базы региональных систем дополнительного профессионального образования в части сбора и учета образовательного запроса педагогов и работодателей. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В.
7. Инструменты диагностики профессиональных компетиций в составе региональных систем дополнительного профессионального образования педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В.
8. Типологические варианты психического развития детей при сходстве возрастных и нозологических характеристик (версия 2.0 с видеоиллюстрациями). Соловьева Т.А., Коробейников И.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г., Грибова О.E., Ворошилова Е.Л., Лебедева Т.П., Абкович А.Я., Бабкина Н.В., Аршатская О.С., Костин И.А., Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю.., Стребелева Е.А., Кочетова Е.А.
9. О критериях анализа региональных практик реализации персонализированного дополнительного профессионального образования. Ворошилова Е.Л., Грибова О.E., Дымкова А.Ю., Кошечкина Т.В.
В сборнике: Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью. Сборник материалов международной научно-практической конференции под редакцией О.В. Солодянкиной. Ижевск, 2022, С. 113-119.
10.Collection and analysis of educational requests from organizations and teachers working with children with special educational needs. Solovyova T.A., Voroshilova E.L., Koshechkina T.V. В книге: Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarusian, and Polish Scholars. Switzerland, 2022, С. 307-314.
11.Проектирование персонализированного образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки педагогов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи. Ворошилова E.Л.,Кошечкина T.B.
12. К вопросу развития речемыслительной деятельности дошкольников с нарушениями речевого развития. Ворошилова Е.Л. В сборнике: Логопедия: современный облик и контуры будущего. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 104-108.
13. Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2021, № 8, С. 44-52.
14. Выбор вариантов программ дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В.
15. Выбор вариантов программ дополнительной профессиональной подготовки в рамках непрерывного образования специалистов, реализующих адаптированные образовательные программы. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В.
16. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи. Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2020, № 4, С. 14-26.
17. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью. Ворошилова Е.Л. В сборнике: Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием / Под ред.: Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова, 2018, С. 212-217.
18. К вопросу об организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в образовательных учреждениях высшего образования. Ворошилова О.Л., Ворошилова Е.Л. В сборнике: Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов круглого стола / Ответственный редактор Л.В. Широкова, 2018, С. 29-32.
19. Опыт реализации программы профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ворошилова Е.Л., Виноградов А.К. В сборнике: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, 2018, С. 49-52.
20. Актуальные проблемы кадрового обеспечения реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Ворошилова Е.Л. В сборнике: Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник материалов VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции / Под общей редакцией С.Yu Новоселовой, 2018, С. 93-101.
21. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Ворошилова Е.Л., Бажанова Е.В., Денискина В.З., Игнатова И.А., Кошечкина Т.В., Маллер А.Р., Морозов С.А., Морозова С.С., Речицкая Е.Г., Соловьева И.Л., Яхнина Е.З. Москва, 2017.
22. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов как основа для организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Терехина И.О., Ворошилова Е.Л. В сборнике: Сборник материалов IV Совещания руководителей государственных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации: материалы Совещания / Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой, 2017, С. 15-19.
23. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией Е.Г. Речицкой, Москва, 2017.
24. К вопросу о доступности профессионального образования молодежи с инвалидностью. Ворошилова Е.Л. В сборнике: Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием, 2017, С. 203-209.
25. К вопросу о формировании социальных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ворошилова Е.Л. В сборнике: Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией Е.Г. Речицкой, Москва, 2017, С. 40-45.
26. Мировой опыт решения проблем профессиональной самореализации людей с инвалидностью. Ворошилова Е.Л. Дефектология, 2017, № 4, С. 30-36.
27. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения. Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Дефектология, 2017, № 6, С. 49-55.
28. Нормативно-правовое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ворошилова Е.Л.
Профилактика зависимостей, 2017, № 3 (11), С. 217-219.
29. Психолого-педагогический аспект в процессе воспитания младших школьников. Ворошилова Е.Л., Спиридонова О.В. В сборнике: Будущее науки-2016: сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах, 2016, С. 42-45.
30. К вопросу о реализации карьерных устремлений молодых людей с инвалидностью. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л.Дефектология, 2016, № 1, С. 70-79.
31. К вопросу о профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. Профилактика зависимостей, 2016, № 1 (5), С. 187-189.
32. Создание условий для раскрытия образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на современном этапе. Ворошилова Е.Л. Мастер-класс методиста, 2016, № 10, С. 2-5.
33. О мерах по обеспечению доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии: Встреча поколений... Материалы VIII международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной, 2015, С. 93-97.
34. "Вкус Востока на кончиках пальцев" (о Всероссийском кулинарном конкурсе для молодежи с инвалидностью по зрению). Гючтекин Д., Ворошилова Е.Л., Бабкина Н.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2015, № 8, С. 60-62.
35. О мерах по обеспечению доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Малышев К.В., Ворошилова Е.Л. Логопедия, 2014, № 1 (3), С. 61-65.
36. К вопросу о направлениях логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью и речевым недоразвитием. Ворошилова Е.Л. Непрерывное педагогическое образование.ru, 2012, № 1, С. 106.
37. Предупреждение и устранение недостатков письменной речи у детей. Бессонова Т.П., Ворошилова Е.Л. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 2, С. 80.
38. Предупреждайте и устраняйте недостатки письменной речи у детей. Бессонова Т.П., Ворошилова Е.Л. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 4, С. 80.
39. Система работы с заикающимися дошкольниками. Ворошилова Е.Л. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006, № 2, С. 30.
41. Формирование речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению (на примере детей с заиканием). Ворошилова Е.Л. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", Москва, 2005.
42. Формирование речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению (на примере детей с заиканием). Ворошилова Е.Л. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ, Москва, 2005.
43. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Ворошилова Е.Л. Логопедия, 2005, № 3, С. 41.