Rectangle 16

Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи

Грибова Ольга Евгеньевна

Грибова

Ольга Евгеньевна

Ведущий научный сотрудник

Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=303224&show_refs=1&show_option=1

AUTHOR ID В ELIBRARY 60770957

ORCID ID 0000-0002-6289-4703

Сфера научных интересов

Логопедическая диагностика, обучающиеся с THP, специальная методика развития речи и обучения русскому языку детей с THP на различных ступенях обучения, дисграфия, дислексия, нарушения чтения и письма, дополнительное профессиональное образование.

Научная деятельность

Проведение научных исследований в области организации образования обучающихся с ТНР на уровне начального и основного образования; в области методолого-теоретических основ организации и содержания психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями речи; изучения рои метаязыковой деятельности в структуре речевого нарушениям у обучающихся с ТНР, особенности проявления дисграфии и дислексии у обучающихся основной школы.

Научно-организационная деятельность

  • член редколлегии журнала «Дефектология»,

  • член рабочей группы Совета Минпросвещения России по вопросам образования лиц с тяжелыми нарушениями речи,

  • член Учебно-методического совета по вопросам основного общего образования обучающихся с ОВЗ.

Кандидатская диссертация

«Особенности формирования Грамматического строя письменной речи (в начальных классах школы для детей с ТНР»

Год защиты: 1990 г.НИИ Дефектологии АПН СССР.

Подготовлено

  • 5 монографий, 4 пособия, 158 публикаций различного типа, общий список публикаций в РИНЦ 99
  • В журналах из списка ВАК – 27
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ – 14

Основные публикации

1. Формирование предложных конструкций у учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сб. Актуальные проблемы логопедии Μ., 1980. Соавтор: Токарева Ο.Α.

2. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ж. Дефектология 1986 No4. Соавтор: Клячко Α.Α.

3. Коррекционная работа с учащимися старших классов школы для детей с THP. Ж. Дефектология 1989 №5.

4. Особенности формирования Грамматического строя письменной речи (в начальных классах школы для детей с ТHP). Автореферат на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1990.

5. Организация работы по формированию грамматического строя речи учащихся в специальной школе. Глава из пособия «Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР. М., 1992 с. 5-11.

6. Развитие речи. Учебник для подготовительного класса школы ТНР (І отделение). І изд. -М.. Просвещение 1994. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

7. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией. Ж. Дефектология 1995, №6

8. Agrammatism in Written Speech (Attempt at Classification). XXIIIrd World Congress of the International Association of Logopedics & Phoniatrics. Cairo Egypt August 1995.

9. О содержании понятия «онтогенетический принцип» (глава в монографический сборник). Монографический сб.: Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Халиловой Л.Б. М.,»Экономика». 1997 с. 31 – 40.

10. Концепция государственного стандарта общего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Кн.: Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями (проект) М., 1997 с.110-118. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

11. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Государственные стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект) Ч. ІІ. Министерство общего и профессиональ-ного образования, М., 1999 с. 283-301. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

12. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. М., Аркти, 1999 2-е изд. 2001. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

13. Дидактический материал по обследованию речи детей. Письменная и связная речь. М., Аркти, 1999. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

14. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй. Альбом 1. М., Аркти, 2000. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

15. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., Аркти, 2000. Соавтор: Бессонова Τ.Π.

16. Методика работы с тренажером // Логопедический тренажер Дэльфа-142. М., ООО Дэльфа М, 2000.

17. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений. Ж. Дефектология 2001, №1, с.3 - 10.

18. Организация дополнительного профессионального обучения специалистов служб сопровождения ребенка. Психолого-педагогическое и медико-социальное со-провождение развития ребенка. Материалы Российско- Фламандской научно-практической конференции (14 - 16 марта 2001 г.). Санкт-Петербург, 2001. Часть III.

19. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией. Ж. Обучение и воспитание детей с нарушениями развития - 2002 № 2.

20. Основные направления работы на индивидуальных логопедических занятиях в старших классах. В сб. Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., АПК и ПРО, 2003.

21. Формирование словообразовательных навыков у учащихся общеобразовательной школы в условиях логопедического пункта. Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 1, 2003, c.13 - 23. Соавтор: Τ.Α. Носкова.

22. Правильно ли говорит Ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? Айрис – Дидактика, М., 2003.

23. Что делать, если Ваш ребенок не говорит. Книга для всех, кому это интересно. Айрис – Дидактика, М., 2004.

24. Реализация принципа деятельностного подхода B процессе логопедического обследования. Ж. Дефектология 2004, №2 C. 14-20.

25. Технология организации логопедического обследования. Айрис – Пресс Айрис-Дидактика, М, 2005.

26. Логопеды и психологи: работа в команде. Ж. «Школьный психолог», Изд.дом 1 сентября, декабрь 2005 № 23, с.18-19.

27. В поиске общности взглядов. (Глава в совместный Канадско-Российский сборник). Дети и подростки группы риска в Канаде и России. Кросс культурный обмен с целью развития талантов/Под ред. Л. Полизой, М. Бергсгаарда, К. МакКласки, О.Олифирович. Изд. «Горбачев-фонд» Ун-та Калгари, Канада, 2005, c.46-57. Соавтор: Кардашина O.B.

28. К проблеме анализа феномена устойчивой формы общего недоразвития речи. «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология» Монографический сборник / Под общей редакцией Л.И. Беляковой, М., Прометей, 2005 c.30-38.

29. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе. Ж. «Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии», 2006 № 1. Соавтор: Королева Τ.Β.

30. Организационно-методические основы реализации программ профессиональной переподготовки по специальности «Логопедия». Содержание и организация непрерывного профессионального образования педагогов дефектологического профиля: Материалы семинара-совещания 20-22 апреля 2005. Составитель О.Е. Грибова, Москва АПК и ППРО, 2006, с.22-28. Соавтор: Α.Β. Ястребова.

31. Логопсихология: взгляд логопеда. Ж. Специальная психология 2007, № 3(13) c.22-26.

32. Становление механизма компрессии текста у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида: старшие классы. Ж. Логопедия 2 (16), 2007 с.5 11.

33. Становление механизма компрессии текста у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида: начальные классы. Ж. Школьный логопед 3 (18), 2007 с. 5-13.

34. Специфика усвоения структуры текста учащимися старших классов специальных (коррекционных) школ V вида. Сб. Современное общество и специальное образование. Международная научная конференция 25-26 апреля 2007 года/ Под общей ред. В.Н. Скворцова. – С.-Пб. 2007, - с.116-120.

35. К вопросу о классификации речевых дефектов. Сб. Встреча поколений... (февральские чтения) : матер. конф. посвящ. 100-летию Р.Е. Левиной. (Курск 26-27 февраля 2008 г.) /под общ. ред. Г.В. Чиркиной, Е.Н. Российской.; Курск. гос.ун-т. – Курск, КГУ, 2008-C.28 -31.

36. К вопросу о сущности текста как Лингвистического явления. Сб. Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии. Международная научная конференция 23 24 апреля 2008/ Под общей ред. В.Н. Скворцова. – С.-Пб. 2008, - c.360-365.

37. Особенности выделения структурных компонентов текста подростками с устойчивой формой системного недоразвития речи. Сб. Развитие специального образования в республике Хакассия: Проблемы, достижения, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 26.апреля 2007 года... Москва-Абакан. ч. 1. С. 24-27.

38. Помощь детям с недостатками в развитии речи. Кн. Энциклопедический справочник. Уход за больными дома, Изд-во ОЛМА Медиа Групп, м., 2008, 796-827.

39. Особенности реализации механизма текстовой контаминации у подростков с системным недоразвитием речи первичного генеза. В Ж. Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». № 5 2006, c.210-221 (ВАК).

40. Над речью ребенка работаем вместе. Метод.газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 23 (429) 1-15 декабря 2008.- с. 18.20.

41. Основы взаимодействия учреждений дополнительного образования в сфере подготовки дефектологических кадров. Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции/Сост. И.В. Большакова; Под общ.ред. Э.М. Никитина, Л.Н. Горбуновой. – М.: АПК и ППРО, 2009. – с.354-357.

42. Экспериментальное изучение стратегий компрессии текстов учащимися специальной (коррекционной) школы V вида. Сб.Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: материалы IV конф. Рос. ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009 года).

43. Текстовая компетенция и ее место в триаде «язык – речь – коммуникация». В сб.Сборник - Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии. Материалы международной научной конференции / Под общей редакцией профессора В.Н.Скворцова. - СПб.:ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2009. - Стр.332-335.

44. Механизмы понимания текста. В сб. Комплексное сопровождение детей и взрослых, нуждающихся в психолого-педагогической помощи : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 14-15 мая 2009 г.)в 2-х частях. Часть 2 /Отв.ред. Н.А. Першина; Бийский пед.гос.ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ», 2009. - С. 141 - 149

45. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: Монография. М.:АПК и ПΠΡΟ, 2009. - 120 с.

46. Методика развития речи учащихся вторых классов школы Ѵ вида (І отделение). Ж. Школьный логопед, 2009 № 3 (30), с. 5 – 38;

47. К проблеме изучения стратегий понимания текста. Сб. Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход. Материалы V

48. Пути организации подготовки кадров для учреждений интегрированного (инклюзивного) образования. Сб. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар.научно-практ.конф., г. Якутск, сент. 2011. – Якутск, Офсет, 2011. C.44-46

49. Стратегии понимания текста подростками с общим недоразвитием речи. Науково-методичный журнал «Логопед» № 12 2011, с. 8- 14 (Украина)

50. К вопросу об оценке динамики становления текстовой компетентности у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Логопедия сегодня - 2011г., № 1(31) стр.40-47

51. К проблеме организации содержания обследования речи. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья: Встреча поколений...:V февральские чтения, посвящ.паияти Р.Е.Левиной (Г.курск, 21-22 февраля 2012)/ под общ.ред. Г.В. Чиркиной, Е.Н.Российской; Курский гос.ун-т. Курск, 2012, с.23-25

52. О методах исследования и методах обследования речи. Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции 19-21 июня 2012 г. Эл.изд.на CD-R Номер гос.регистрации 0321203517

53. Оценка сложности первичных текстов для пересказа (письменных изложений). Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы І международной науч.конф., посвященной памяти д-ра пед.наук, проф. Р.И.Лалаевой/под общей ред. проф. В.Н.Скворцова – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012, с. 93-97

54. К проблеме определения понятия «текстовая деятельность». European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014 – 2 (41) том 1 с. 198-201

55. Теоретическая модель становления текстовой компетенции у учащихся с общим недоразвитием речи. Ж. Голос и речь, № 1 (11) 2014 – с. 20 - 27

56. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи. Изд-во URSS, 2014 -320 c.

57. Метод моделирования в теории и практике логопедии. ІІІ международная научно-практическая конференции "Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: ІІІ Международная научно-практическая конференция" 24-25 июня 2014 года "Электронный адрес размещения http://www.apkpro.ru/content/view/4032

58. Технология формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов в области диагностики уровня речевого развития детей. III Всероссийская научно-практическая конференция ФГАОУ ДПО АПК и ППРО «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании», 26-27 декабря 2014 год. Электронный адрес размещения http://www.apkpro.ru/65.html Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания - № 41670.

59. Методы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи и специфика их применения. // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 2. / Гл.ред. С.Н. Шаховская. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – с. 7-15. Соавтор: Алмазова Α.Α.

60. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» ВАК. //Образование. Наука. Инновации: Южное измерение.- Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2015. -№1 (39). – С. 59-74. Соавтор: Батяева С.В.

61. Становление текстовой компетенции у обучающихся с общим недоразвитием речи (аспект понимания фактуальной информации текста): этапы и закономерности. (ВАК). Специальное образование выпуск 2 (42) 2016. – с. 15-25

62. Технология деятельности учителя-логопеда. //Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ.ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – с.134-144

63. Особенности становления механизма линейного развертывания у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4. – М.: АСОУ, 2016. С. 2133-2145 Адрес размещения http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf

64. Educational management of students ethnocultural identification. Man in India Том: 97Номер: 3 Год: 2017 с 107-119. Соавторы: Goloshumova G.S., Goncharuk A.Ju., Gorbunova L.N., Popovitskaya N.V., Litvinov A.V.

65. TO THE PROBLEM OF DETERMINING THE VARIANT OF TRAINING CHILDREN WITH PRIMARY SPEECH PATHOLOGY. Psihopedagogia Copilului №16-2017- с. 82-90

66. Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (методические рекомендации). Под общ.ред.Е.Н.Кутеповой, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2017. – 139 с. Соавторы: Кутепова Ε.Η., Семаго Μ.Μ., Семаго Н.Я., Кулакова Ε.Β., Комова H.C., Дробинская А.О., Ростовцева H.A., Вильшанская А.Д.

67. Практика определения образовательной программы детей с первичной речевой патологией. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2017 № 7.

68. Критерии и показатели оценки речевого развития. Журнал «Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» 2018 № 6 – с. 5-9

69. Критерии и показатели оценки речевого развития детей в процессе логопедического обследования» Часть 2. //Журнал «Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» 2018 № 7- с. 6-12

70. Приемы работы по формированию механизмов текстовой компетенции у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. -Москва: АСОУ, 2017. C.216-224

71. Из опыта реализации опережающей самостоятельной работы в дополнительном профессиональном образовании. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций Номер: 3-2 Год: 2018 Страницы: 61-64 https://elibrary.ru/item.asp?id=37188216

72. MODERN INTEGRATION PROCESSES INFLUENCE ON EDUCATOR'S PROFESSIONAL GROWTH. ESPACIOS Том: 39Номер: 2 Год: 2018 Страницы: 13 https://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/663. Соавторы: Zhgenti I.V., Kuznetsova V.V., Savinov Α.Μ., Sidyacheva N.V., Prokopyev Α.Ι.

73. Особенности становления процессов понимания текста у детей с тяжелыми нарушениями речи: монография. АСОУ, Москва, 2019 – 204 с.

74. Актуальные вопросы разработки адаптированной основной общеобразовательной. Журнал «Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» 2019 № 8 – с. 18-25. Соавторы: Алмазова Α.Α., Матюхова Γ.Π.

75. Теоретические основы организации и содержания дополнительного профессионального образования по дефектологическому направлению. Монография. АСОУ, Москва, 2019 – 216 с. Соавтор: Воронкова Β.Β.

76. The interrelation between hardiness and prognostic potential of students of higher education institutions. Propositos y Representaciones Том: 8 Номер: S2 Год: 2020 Страницы: е663. Соавторы: Bazhdanova Yu.V., Kopovoi A.S., Romanov I.V. Filippov Μ.Ν., Popova Τ.Α., Ishakov A.D.

77. Методические аспекты включения дисциплины "Развитие речи" в адаптированную образовательную программу основной ступени обучения (вариант 5.2). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития Номер: 8 Год: 2020 Страницы: 9-16. Соавтор: Алмазова Α.Α.

78. Обучение школьников с тяжелыми нарушениями речи на основной ступени: реализация специальных дисциплин и коррекционных курсов в рамках адаптированной образовательной программы-Методическое пособие. ФГБНУ ИКП РАО 2020 — Электронный адрес https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-35/ Соавторы: Алмазова Α.Α., Матюхова Γ.Π.

79. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи. ФГБНУ ИКП РАО 2020 — Электронный адрес https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-8/ Соавторы: Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю., Константинова А.А., Кошечкина T.B., Шичанина

80. Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка с тяжелым нарушением речи [Электронный ресурс]. URL: https://ikp-rao.ru/specialistam/ (дата обращения: 4.04.2020) https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/Rekomendacii-dlya-roditelej-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya-TNR.docx Соавтор: Кошечкина на Т.В.

81. Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2) [Электронный ресурс]. URL: https://ikp-rao.ru/specialistam/ (дата обращения: 4.04.2020) https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/osobennosti-realizacii-1.docx Соавтор: Кошечкина на Т.В.

82. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Интеграция образования Том: 25Номер: 2 (103) Год: 2021 Страницы: 340-358. Соавтор: Алмазова Α.Α.

83. THE PROBLEM OF DEVELOPING TEXTBOOK REQUIREMENTS FOR PRIMARY INCLUSIVE EDUCATION. Сборник конференции TSNI 2021 TEXTBOOK: FOCUS ON STUDENTS' NATIONAL IDENTITY Москва, 2021 Издательство: ARPHA Proceedings. Соавтор: SHULEKINA J.A.

84. Особенности становления деятельностной готовности к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи на примере дидактических игр. Дефектология Номер: 1 Год: 2022 Страницы: 3-14. Соавтор: Дорофеева O.B.

85. Gribova, O.E. (2022). Dyslexia: An Attempt to Define the Notion. In A.A. Arinushkina, & I.A. Korobeynikov (Eds.), Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 193-201).

86. О критериях анализа региональных практик реализации персонализированного дополнительного профессионального образования. Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией О.В. Солодянкиной. Ижевск, 2022-113-119. Соавторы: Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю., Кошечкина на Т.В.

87. Сопоставительный анализ динамики формирования предпосылок готовности к школьному обучению дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием. //Дефектология 2023 № 2 - с. 52-61. Соавторы: Ο.Β. Дорофеева

88. Проблемы организации и содержания скриниг-диагностики речевого развития (теоретические аспекты). //Дефектология 2023 № 3- с. 37-48. Соавторы: Е.Л. Ворошилова, О.Е. Грибова, А.Ю. Дымкова, Т.В. Кошечкина на

89. Проблема формирования коммуникативной компетенции как одной из составляющих успешной социализации детей с тяжелыми нарушениями речи (глава в монографии). Вопросы логопедии: традиции и перспективные решения. К 120-летию С.С.Ляпидевского/. м.: МПГУ, 2023 – с 79-93. Соавтор: Ворошилова Е.Л.

90. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2023 № 7. С. 55-68. Соавторы: Ворошилова Е.Л., Кошечкина на Т.В.,

91. Нарушения чтения и письма у детей. Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Соавтор: Ворошилова Е.Л.

92. Implementation of an Integrated Approach in Speech Therapy Examination. Книга для учителя/авт.-сост. В.С.Басюк. – М.: Просвещение, 2024 – c.62-81 URL https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7_10 Tatiana A. Solovyova • Anna A. Arinushkina Ekaterina A. Kochetova Editors Educational Management and Special Educational Needs Springer Nature Switzerland AG 2024 р. 107-116. Соавторы: Elena L. Voroshilova (Author) Olga E. Gribova ( Author) Tatyana V. Koshechkina (Author) Alevtina Y. Dymkova (Author) Added 2024-05-06

Дополнительная информация:

«Отличник народного образования», «Почетный работник общего образования РФ»