Глава 2. Благополучие в отношениях с близкими взрослыми. Как общение с родителем влияет на поведение маленького ребёнка?
Благополучие в общении с близким взрослым совершенно необходимо ребенку для развития. При этом формы этого общения меняются. В первом полугодии ребенок и мама вступают в общение, которое называется ситуативно-личностной формой общения.
Начиная с периода новорожденности, происходит взаимное узнавание и приспособление матери и младенца друг к другу. Многочисленные эксперименты, проведенные с участием младенцев, позволили сделать вывод о том, что ребенок рождается с высокой чувствительностью и откликаемостью на социальные воздействия взрослого. Младенцы более чувствительны не только к голосу собственной матери, но и к мелодичному медленному разговору на частоте женского высокого голоса, называемого «babytalk». Несмотря на ряд особенностей развития зрительного восприятия, они готовы к ответу на зрительные сигналы, поступающие от взрослого, сразу после рождения. Функция их зрения выступает в качестве интегратора различных сенсорных модальностей из-за того, что они могут видеть объект и, в то же время, слышать и ощущать его, они способны получать различные ощущения об одном и том же объекте.
С периода новорожденности ребенок способен различать сложные социальные сигналы, подаваемые, прежде всего матерью или другим ухаживающим за ним человеком, он предпочитает их другим сигналам окружающей среды. Также ребенок обладает некоторым набором поведенческого репертуара, необходимого для начала социального взаимодействия. Для новорожденных детей очень важно, что взрослый является необыкновенно богатым источником разнообразных воздействий. Обращаясь к ребенку, близкий ребенку взрослый одновременно адресуется к разным его сенсорным системам – зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, удержать на себе его взгляд; постоянно комментирует все происходящие с ним события, «воркует»; задает вопросы и сам на них отвечает и, тем самым, естественным образом включает малыша в общение и в повседневную жизнь семьи.
Психологические исследования показали, что почти все формы социального поведения матери или другого близкого ребенку взрослого специфичны по отношению к нему. У матери меняется не только речь, но и выражения лица, движения головы и тела в процессе взаимодействия и общения с ребенком, наблюдается преувеличенность мимики лица: глаза широко раскрываются, брови вскидываются; наблюдаются изменения в диапазоне высоты и интенсивности вокализаций. В ходе установления контакта мать часто использует такие способы поведения, как замедленное формирование и долгое удержание одного и того же выражения лица, уменьшение длительности вокализаций и увеличение пауз между ними, увеличение длительности взгляда в лицо ребенка. Такое поведение матери создает пространство для проявления вариативности поведения ребенка во взаимодействии и общении.
В ситуациях ежедневного ухода, кормления, купания, переодевания близкий взрослый не только удовлетворяет органические потребности ребенка, но и регулирует аффективное состояние ребенка, он может успокоить ребенка, снять напряжение, негативные эмоции, может успокоить, утешить ребенка или, наоборот, тонизировать, подбодрить младенца.
Процесс взаимного подстраивания начинается сразу после рождения ребенка – в ситуации кормления, когда мать подстраивается под чередующуюся паузами активность сосания ребенка, его индивидуальный ритм. Затем подстройка происходит практически в каждой из ситуаций ежедневного ухода, в которых взрослый активно поддерживает, одобряет и наделяет определенным смыслом все ответные проявления ребенка. В их взаимодействии начинают складываться определенные предпочтения, происходит приспособление не только под ритм, но и под темп действий друг друга. Наблюдая за поведением младенца, близкий взрослый может синхронизировать свое состояние с периодами изменения внимания ребенка. Вовлеченный в такое синхронное общение младенец сам начинает содействовать развитию общения.
В поведении матери в это время наблюдается повторяемость обращенных к младенцу реплик, движений, выражений лица, тактильной и кинестетической стимуляции. Обычно мать не использует весь свой репертуар экспрессивных выражений, – она пользуется постоянным и ограниченным набором. Наличие постоянных по содержанию или времени экспрессивных выражений в обращении матери к ребенку, повторение одного и того же репертуара, лишь с небольшим изменением, увеличивает вероятность ответного поведения ребенка. Наличие в поведении ребенка поисковой активности, направленной на взрослого, а также отклика на его коммуникативное поведение в виде непродолжительного взгляда глаза в глаза и легкой улыбки может говорить о начале формирования у младенца потребности в общении.
Следующий этап в развития ситуативно-личностного общения в среднем охватывает период от 1 месяца до 2 и 2, 5 месяцев. Основной характеристикой этого периода является развитие ответного коммуникативного поведения ребенка в общении. Теперь наиболее значимым для ребенка становится лицо взрослого, его улыбка, глаза, выражение лица, мимика взрослого. В течение этого времени младенец все более уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает его на некотором от себя расстоянии. В этот период развивается чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого: ребенок готов воспринять проявления внимания, ласковый разговор, улыбку взрослого. Чувствительность к воздействиям взрослого нарастает постепенно. Сначала у младенца обнаруживаются внимание и интерес к воздействиям взрослого: глаза расширяются, брови приподнимаются, происходит раскрытие рук со слегка согнутыми пальцами, приподнимание головы, уменьшение движений тела, младенец замирает и сосредотачивает свое внимание на взрослом, затем проявляются ответные положительные реакции – улыбки, двигательное оживление, вокализации.
В поведении матери или другого близкого взрослого в это время также наблюдается повторяемость обращенных к младенцу реплик, движений, повторяемость в выражениях лица, в тактильной и кинестетической стимуляции.
В психологических экспериментах установлено, что тип воздействия взрослого определяет ответное поведение ребенка в общении. Так, на появление взрослого и его улыбку ребенок отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании младенец может быть спокойным и даже расслабленным, но не замирает, а длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок может то же часто и длительно вокализировать. При сложном воздействии почти также интенсивно вокализирует, но не так оживленно, как при разговоре. Было установлено, что одни и те же воздействия дают разный эффект в зависимости от того, в какой ситуации они были применены. В ситуации «под грудью» интенсивность всех ответных компонентов ниже, чем в «ситуации чистого общения», исключение представляет лишь замирание. Поведение ребенка в «положении под грудью» характеризуется спокойной улыбкой, длительным замиранием, очень слабым оживлением и редкими кратковременными вокализациями. В ситуации «чистого общения» поведение ребенка характеризуется оживленной улыбкой, длительными радостными вокализациями и замиранием на все время воздействия.
В этот период во взаимодействии матери ребенка происходят тонкие подстройки, связанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его настроения и желания взаимодействовать. Характер воздействий, адресованных взрослым ребенку, в это время начинает влиять на ответное поведение младенца. Чем более активен взрослый, тем спокойнее ребенок. И, наоборот, при минимальной коммуникативной определенности взрослого, у ребенка проявляется сложное поведение с включением наиболее активных компонентов: оживления и вокализаций. Разные средства общения начинают выражать разные коммуникативные смыслы. Взгляд и сосредоточенность ребенка означают, что он готов воспринять обращение взрослого; улыбка демонстрирует, что он воспринял воздействия взрослого и доволен; двигательное оживление и вокализации побуждают обратить внимание взрослого на ребенка и привлечь его к взаимодействию. В общении взрослого с ребенком все явственнее проявляются характеристики диалога: инициатива – ответ; говорящий – слушающий. Проявляются структурно-функциональные характеристики общения: начало, продолжение, состоящее из 1-2 пар реплик и завершение. Постепенно у младенца возникает стремление удержать или привлечь к себе внимание «интересного собеседника», что вынуждает ребенка проявлять инициативу.
Следующий период, характеризующийся проявлениями инициативного коммуникативного поведения, обычно приходится на середину 3 месяца жизни ребенка или проявляется ближе к 4 месяцам. Инициативное коммуникативное поведение ребенка характеризует его стремление привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.
Обогащение состава комплекса оживления, включение в него инициативной улыбки, адресуемой взрослому, быстрых движений конечностей и корпуса, а также вокализаций все больше сообщает этому поведению характер активной деятельности, направленной на привлечение внимания взрослого, на поддержание взаимодействия с ним, на интенсификацию и углубление общения. Комплекс оживления становится средством, которое ребенок использует для решения своих коммуникативных задач.
Инициативный характер комплекса оживления проявляется и в том, что в различных ситуациях общения младенец подключает разные компоненты, варьирует их по интенсивности. Исследования показали, что комплекс оживления можно рассматривать как форму социального поведения детей с того момента, когда он стабилизируется по своему составу, включая элементы, позволяющие ребенку проявить активность во взаимодействии со взрослым. Отличительной особенностью этого поведения является характер коммуникативных действий младенца. По своему существу они сводятся к выражению ребенком положительных эмоциональных состояний разной степени интенсивности. В этих действиях выражается лишь общее удовольствие от контакта с близким взрослым.
Для развития и поддержки инициативности ребенка важно, чтобы взрослый был максимально чувствителен даже к минимальным проявлениям активности ребенка. Необходимо, чтобы взрослый реагировал не только на коммуникативное поведение ребенка, но на его некоммуникативные сигналы, продолжая диалог в ответ на любой сигнал ребенка. Такие действия матери «сообщают» ребенку о том, что любая его активность замечена, важна и поддержана. Мать должна быть включена в игру с ребенком на равных и должна быть заинтересована в его яркой эмоциональной реакции в процессе игры. От атмосферы эмоциональной поддержки ребенка взрослым зависит эмоциональная вовлеченность ребенка в общение, его интерес к взаимодействию со взрослым, удовольствие от общения, желания его продлить.
Расцвет общения, как правило, приходится на период 4-5 месяцев. Взаимодействие в это время имеет форму частых сбалансированных контактов. Полученные в исследованиях результаты доказывают тесную согласованность функционирования пары «ребенок - взрослый», тонкое подстраивание поведения матери к поведению ребенка, точное совпадение их действий. Ответственность за симметрию в таком неречевом диалоге ложится на взрослого, который, наблюдая ритм и ответы младенца, должен быть готов уступить и изменить свое поведение так, чтобы поведение младенца, его стиль и предпочтения активно влияли на ход взаимодействия.
Основным результатом взаимодействия матери и младенца является получение удовольствия и радости от общения друг с другом. Для достижения такого результата необходима постоянная взаимная регуляция поведения в паре. Со стороны матери это требует частого изменения темпа, интенсивности стимуляции, хороших способностей к вариативности и быстрому изменению воздействий на ребенка, а также контроля над стимуляцией ребенка. В поведении матери по отношению к младенцу должно быть сочетание постоянных паттернов поведения, повторяющихся единиц коммуникации и переменных частей, связанных с новыми переживаниями и смыслами, только такое соотношение подходит для привлечения и поддержания оптимального уровня внимания младенца в неречевом диалоге и его активности.
Во втором полугодии жизни в отношениях происходят изменения: в пространстве общения ребенка и мамы появляется предмет – игрушка или предмет быта (ложка, бутылка, расческа, погремушка и т.п.). Теперь мама и малыш учатся общаться по поводу предмета, и реплики в диалоге становятся предметными. Предметный диалог происходит, когда они действуют предметами по очереди, или играют в игру «дай – на», или мама показывает, как нужно действовать с новым предметом. Эта форма общения называется ситуативно-деловой. Отношения у участников диалога уже не эмоциональные, а деловые. И родитель постепенно занимает совершенно особую позицию – он становится для ребенка авторитетом, который знает тайны всех вещей, он поможет достать то, что привлекает ребенка.
Отношения между мамой и малышом остаются близкими и доверительными, эмоционально тёплыми, но уже подразумевают иерархию: взрослый - ведущий, он руководит; ребенок – ведомый, он настроен на взрослого, ориентирован на него.
Авторитет – это – то орудие, которое появляется у родителя как инструмент воспитания.
Однако очень часто ребенок и родитель не вступают в такие благоприятные для развития отношения. Для того чтобы они появились, нужно сочетание нескольких моментов:
- у ребёнка есть «базисное доверие к миру». Первый этап отношений со взрослым малыш прошел благополучно, он умеет вступать и поддерживать эмоциональное общение. Он ощущает себя комфортно в общении с близким взрослым;
- взрослый «в ресурсе»: он имеет запас сил, позволяющий занять руководящую позицию;
- взрослый учитывает интересы ребенка. Начиная со второго полугодия жизни ребенка, – это интерес к предметам окружающего мира.
Иногда родителю мешают вступить в такие отношения с малышом внутренние личностные конфликты; в этом случае нужно обратиться к семейному психологу, который поможет справиться с возникающими проблемами.
Благоприятные и полноценные отношения с близким взрослым в младенчестве и раннем детстве дают ребёнку ощущение безопасности, а родителю позволяют сформировать инструмент влияния на ребенка – родительский авторитет.