Глава 2. Благополучие в отношениях с близкими взрослыми. Как общение с родителем влияет на поведение маленького ребёнка?

 

Благополучие в общении с близким взрослым совершенно необходимо ребенку для развития. При этом формы этого общения меняются. В первом полугодии ребенок и мама вступают в общение, которое называется ситуативно-личностной формой общения.

Начиная с периода новорожденности, происходит взаимное узнавание и приспособление матери и  младенца друг к другу.  Многочисленные эксперименты, проведенные с участием младенцев, позволили сделать вывод о том, что ребенок рождается с высокой чувствительностью и откликаемостью на социальные воздействия взрослого. Мла­денцы более чувствительны не только к голосу собственной матери, но и к мелодичному медленному разговору на частоте женского высокого голоса, называемого «babytalk». Несмотря на ряд особенностей развития зрительного восприятия, они готовы к ответу на зритель­ные сигналы, поступающие от взрослого, сразу после рождения. Функция их зрения выступает в качестве интегратора различных сенсорных модально­стей из-за того, что они могут видеть объект и, в то же время, слышать и ощу­щать его, они способны получать различные ощущения об одном и том же объекте.

С периода новорожденности ребенок способен различать сложные социальные сигналы, подаваемые, прежде всего матерью или другим ухаживающим за ним человеком, он предпочи­тает их другим сигналам окружающей среды. Также ребенок обладает некоторым набором поведенческого репертуара, необхо­димого для начала социального взаимодействия. Для новорожденных детей очень важно, что взрослый является необыкновенно богатым источником разнообразных воздействий. Обращаясь к ребенку, близкий ребенку взрослый одновременно адресуется к разным его сенсорным системам – зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, удержать на себе его взгляд; постоянно комментирует все происходящие с ним события, «воркует»; задает вопросы и сам на них отвечает и, тем самым, естественным образом  включает малыша в общение и в повседневную жизнь семьи.

Психологические исследования показали, что почти все формы соци­ального поведения матери или другого близкого ребенку взрослого специфичны по отношению к  нему. У матери меняется не только речь, но и выраже­ния лица, движения головы и тела в процессе взаимодействия и общения с ребенком, наблюдается преувеличенность мимики лица: глаза широко раскры­ваются, брови вскидываются; наблюдаются изменения в диапазоне высоты и интенсивности вокализаций. В ходе установления контакта мать часто использует такие способы поведения, как замедленное формирование и долгое удер­жание одного и того же выражения лица, уменьшение длительности вокализаций и увеличение пауз между ними, увеличение длительности взгляда в лицо ребенка. Такое поведение матери создает пространство для проявления вариативности поведения ребенка во взаимодействии и общении.

В ситуациях ежедневного ухода, кормления, купания, переодевания близкий взрослый не только удовлетворяет органические потребности ребенка, но и регулирует аффективное состояние ребенка, он может успокоить ребенка, снять напряжение, негативные эмоции, может успокоить, утешить ребенка или, наоборот, тонизировать, подбодрить младенца.

Процесс взаимного подстраивания начинается сразу после рождения ребенка – в ситуации кормления, когда мать подстраивается под чередующуюся паузами активность сосания ре­бенка, его индивидуальный ритм. Затем подстройка происходит практически в каждой из ситуаций ежедневного ухода, в которых взрослый активно поддерживает, одобряет и наделяет определенным смыслом все ответные проявления ребенка. В их взаимодействии начинают складываться определенные предпочтения, происходит приспособление не только под ритм, но и под темп действий друг друга. Наблюдая за поведением младенца, близкий взрослый может син­хронизировать свое состояние с периодами изменения внимания ре­бенка. Вовлеченный в такое синхронное общение младенец сам начинает содействовать развитию общения.

В поведении матери в это время наблюдается повторяемость обращенных к младенцу реплик, движе­ний, выражений лица, тактильной и кинестетической стимуляции. Обычно мать не использует весь свой репертуар экспрессивных выражений, – она пользуется постоянным и ограниченным набором. Наличие постоянных по содержанию или времени экспрессивных выражений в обращении матери к ребенку, повторение од­ного и того же репертуара, лишь с небольшим изменением, увеличивает вероятность ответного поведения ребенка. Наличие в поведении ребенка поисковой активности, направленной на взрослого, а также отклика на его коммуникативное поведение в виде непродолжительного взгляда глаза в глаза и легкой улыбки может говорить о начале формирования у младенца потребности в общении.

Следующий этап в развития ситуативно-личностного общения в среднем охватывает период от 1 месяца до 2 и 2, 5 месяцев. Основной характеристикой этого периода является развитие ответного коммуникативного поведения ребенка в общении. Теперь наиболее значимым для ребенка становится лицо взрослого, его улыбка, глаза, выражение лица, мимика взрослого. В течение этого времени младенец все более уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает его на некотором от себя расстоянии. В этот период развивается чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого: ребенок готов воспринять проявления внимания, ласковый разговор, улыбку взрослого. Чувствительность к воздействиям взрослого нарастает постепенно. Сначала у младенца обнаруживаются внимание и интерес к воздействиям взрослого: глаза расширяются, брови приподнимаются, происходит раскрытие рук со слегка согнутыми пальца­ми, приподнимание головы, уменьшение движений тела, младенец замирает и сосредотачивает свое внимание на взрослом, затем проявляются ответные положительные реакции  – улыбки, двигательное оживление, вокализации.

В поведении  матери или другого близкого взрослого в это время также наблюдается повторяемость обращенных к младенцу реплик, движений, повторяемость в выражениях лица, в тактильной и кинестетической стимуляции.

В психологических экспериментах  установлено, что тип воздействия взрослого оп­ределяет ответное поведение ребенка в общении. Так, на появление взрослого и его улыбку ребенок отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании младенец может быть спокойным и даже расслабленным, но не замирает, а длительно улыбается и вокализирует. При разго­воре ребенок может то же часто и длительно вокализировать. При сложном воздействии почти также интенсивно вокализирует, но не так оживленно, как при разговоре.  Было установлено, что одни и те же воздействия дают разный эффект в зависимости от того, в какой ситуации они были применены. В ситуации «под грудью» интенсивность всех ответных компонентов ниже, чем в «ситуации чистого общения», исключение представляет лишь замирание. Поведение ребенка в «по­ложении под грудью» характеризуется спокойной улыбкой, длитель­ным замиранием, очень слабым оживлением и редкими кратковременными вока­лизациями. В ситуации «чистого общения» поведение ребенка характеризуется оживленной улыбкой, длительными радостными вокализациями и замиранием на все время воздействия.

В этот период во взаимодействии матери ребенка происходят тонкие подстройки, связанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его настроения и желания взаимодействовать. Харак­тер воздействий, адресованных взрослым ребенку, в это время начинает влиять на ответное пове­дение  младенца. Чем более активен взрослый, тем спокойнее ребенок. И, наоборот, при минималь­ной коммуникативной определенности взрослого, у ребенка проявляется сложное поведение с включением наиболее активных компонентов: оживления и вокализаций. Разные средства общения начинают выражать разные коммуникативные смыслы. Взгляд и сосредоточенность ребенка означают, что он готов воспринять обращение взрослого; улыбка демонстрирует, что он воспри­нял воздействия взрослого и доволен; двигательное оживление и вокализации побуждают обратить внимание взрослого на ребенка и привлечь его к взаимодействию. В общении взрослого с ребенком все явственнее проявляются характеристики диалога: инициатива – ответ; говорящий – слушающий. Проявляются структурно-функциональные характеристики общения: начало, продолжение, состоящее из 1-2 пар реплик и завершение. Постепенно у младенца возникает стремление удержать или привлечь к себе внимание «интересного собеседника», что вынуждает ребенка проявлять инициативу.

Следующий период, характеризующийся проявлениями инициативного коммуникативного поведения, обычно приходится на середину 3 месяца жизни ребенка или проявляется ближе к 4 месяцам. Инициативное коммуникативное поведение ребенка характеризует его стремление привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.

Обогащение состава комплекса оживления, включение в него инициативной улыбки, адресуемой взрослому, быстрых движений конечно­стей и корпуса, а также вокализаций все больше сообщает этому поведению характер активной деятельности, направленной на привлечение внимания взрос­лого, на поддержание взаимодействия с ним, на интенсификацию и углубление общения. Комплекс оживления становится средством, которое ребенок использу­ет для решения своих коммуникативных задач.

Инициативный характер комплекса оживления проявляется и в том, что в различных ситуациях общения младенец подключает разные компоненты, варьирует их по интенсивности. Исследования показали, что комплекс оживления можно рассматривать как форму социального поведения детей с того момента, когда он стабилизируется по своему составу, включая элементы, позволяющие ребенку проявить активность во взаимодействии со взрослым. Отличительной особенностью этого поведения является характер коммуникативных действий младенца. По свое­му существу они сводятся к выражению ребенком положительных эмоциональ­ных состояний разной степени интенсивности. В этих действиях выражается лишь общее удовольствие от контакта с близким взрослым.

Для развития и поддержки инициативности ребенка важно, чтобы взрослый был максимально чувствителен даже к минимальным проявлениям активности ребенка. Необходимо, чтобы взрослый реагировал не только на  коммуникативное поведение ребенка, но на его некоммуникативные сигналы, продолжая диалог в ответ на любой сигнал ребенка. Такие действия матери «сообщают» ребенку о том, что любая его активность замечена, важна и поддержана. Мать должна быть включена в игру с ребенком на равных и должна быть заинтересована в его яркой эмоциональной реакции в процессе игры. От атмосферы эмоциональной поддержки ребенка взрослым зависит  эмоциональная вовлеченность ребенка в общение, его интерес к взаимодействию со взрослым, удовольствие от общения, желания его продлить.

Расцвет общения, как правило, приходится на период 4-5 месяцев. Взаимодействие в это время имеет форму частых сбалансированных контактов. Полученные в исследованиях результаты доказывают тесную согласованность функционирования пары «ребенок - взрослый», тонкое подстраивание поведения матери к поведению ребенка, точное совпадение их действий. Ответственность за симметрию в таком неречевом диалоге ложится на взрослого, который, наблюдая ритм и ответы младенца, должен быть готов уступить и изменить свое поведение так, чтобы поведение младенца, его стиль и предпочтения активно влияли на ход взаимодействия.

Основным результатом  взаимодействия матери и мла­денца является получение удовольствия и радости от общения друг с другом. Для достижения такого результата необходима постоянная взаимная регуляция поведе­ния в паре. Со стороны матери это требует частого изменения темпа, интенсивности  стимуляции,  хороших способностей к вариативности и быстрому изменению воздействий на ребенка, а также контроля над стимуляцией ребенка. В поведении матери по отношению к младенцу должно быть сочетание постоянных паттернов поведения, повторяющихся единиц коммуникации и переменных частей, связанных с новыми переживаниями и смыслами, только такое соотношение подходит для привлечения и поддержания оптимального уровня внимания младенца в неречевом диалоге и его активности.

Во втором полугодии жизни в отношениях происходят изменения: в пространстве общения ребенка и мамы появляется предмет – игрушка или предмет быта (ложка, бутылка, расческа, погремушка и т.п.). Теперь мама и малыш учатся общаться по поводу предмета, и реплики в диалоге становятся предметными. Предметный диалог происходит, когда они действуют предметами по очереди, или играют в игру «дай – на», или мама показывает, как нужно действовать с новым предметом. Эта форма общения называется ситуативно-деловой. Отношения у участников диалога уже не эмоциональные, а деловые. И родитель постепенно занимает совершенно особую позицию – он становится для ребенка авторитетом, который знает тайны всех вещей, он поможет достать то, что привлекает ребенка.

Отношения между мамой и малышом остаются близкими и доверительными, эмоционально тёплыми, но уже подразумевают иерархию: взрослый - ведущий, он руководит; ребенок – ведомый, он настроен на взрослого, ориентирован на него.

Авторитет – это – то орудие, которое появляется у родителя как инструмент воспитания.

Однако очень часто ребенок и родитель не вступают в такие благоприятные для развития отношения. Для того чтобы они появились, нужно сочетание нескольких моментов:

- у ребёнка есть «базисное доверие к миру». Первый этап отношений со взрослым малыш прошел благополучно, он умеет вступать и поддерживать эмоциональное общение. Он ощущает себя комфортно в общении с близким взрослым;

- взрослый «в ресурсе»: он имеет запас сил, позволяющий занять руководящую позицию;

- взрослый учитывает интересы ребенка. Начиная со второго полугодия жизни ребенка, – это интерес к предметам окружающего мира.

Иногда родителю мешают вступить в такие отношения с малышом внутренние личностные конфликты; в этом случае нужно обратиться к семейному психологу, который поможет справиться с возникающими проблемами.

Благоприятные и полноценные отношения с близким взрослым в младенчестве и раннем детстве дают ребёнку ощущение безопасности, а родителю позволяют сформировать инструмент влияния на ребенка – родительский авторитет.