Глава 1. Два подхода к воспитанию ребёнка раннего возраста

 

В раннем возрасте ребенок впервые проявляет свой характер, свою индивидуальность. И проявляется его индивидуальность как в особых достижениях и способностях, так и в таком поведении, которое окружающие называют «плохим». Вот он лезет в лужу в ботинках, несмотря на запреты и крики бабушки. Или вытащил все содержимое помойного ведра и разложил его по кастрюлькам. Отказывается мыть руки. Кричит, если ему не дают конфету. Отнимает машинку у малыша в песочнице. Убегает на автомобильную дорогу. В гневе раскидывает игрушки. Бьет мальчика лопаткой. Что делает взрослый в такой ситуации? Некоторые родители при виде такого поведения сами теряют самообладание и начинают ругать ребенка, кричать на него; другие, справедливо полагают, что это та ситуация, которая показывает, что ребенка надо воспитывать.  Взрослый поступит так, как подсказывает ему его представление о том, как надо (или как не надо) воспитывать ребенка. И, если  немного упростить, то подходов к воспитанию ребенка оказывается всего два.

Первый подход: поощрения и наказания

Первый подход провозглашает: воспитание – это система ограничений в сочетании с процессом «обтесывания» непосредственной натуры ребенка, результатом которой становится культурный и воспитанный взрослый. Исходя из такого понимания, плохое поведение (то, которое не согласуется с социальной нормой) является злом и его необходимо искоренять. Это - то лишнее, что надо отсечь. «Терпи», «не плачь», «не злись», «не дерись»; запрет и ограничение на проявления определенных «плохих» качеств - вот тот посыл, который транслирует ребенку такой воспитатель. Для воспитания при этом подходе используется два традиционных средства – наказание и поощрение.

Что такое наказание? Наказания могут быть эмоциональные и рациональные. Эмоциональные наказания – это спонтанные эмоциональные выплески взрослого. Иногда родитель, сгоряча, может шлепнуть ребенка, или в нетерпении повысить на него голос: «Как ты мне надоел!», «Уйди от меня!» Рациональное наказание - это причинение страдания ребёнку, которое должно показать ему недопустимость его поведения. Практики наказания, применяемые для ребенка в раннем возрасте, варьируются в большом диапазоне: повышение родителем голоса, запугивание (угроза позвать милиционера, тетю или соседа), шлепки, стояние в углу, сидение на стульчике и другое. В ходе таких воспитательных мер ребенку предстоит осознать связь между «неправильным» поведением и следующим за ним наказанием; в будущем воспоминание о наказании якобы должно предотвращать плохие действия ребёнка.

К этому подходу есть два вопроса:

  1. Насколько ребенок раннего возраста способен осознать связь «проступок - наказание»? Возрастные психологи считают, что понимание причинно-следственных связей появляется только в дошкольном возрасте, около пяти лет, при условии того, что развитие ребенка идет в границах возрастной нормы. То есть для маленького ребенка, тем более, имеющего особенности в развитии, понимание логической связи не недоступно.
  2. Насколько наказание является допустимым для выстраивания здоровых отношений с ребенком? И тут ответ будет отрицательным. Хотя логика окружающего ребенку неподвластна, однако негативная эмоциональная ассоциация у маленького ребенка может остаться на всю последующую жизнь. Совершенно очевидно, что этот результат не приведет к близким и доверительным отношениям.

Как же тогда воспитывать ребенка? Неужели нужно ему позволять все? Вовсе нет. Правила и ограничения необходимы ребенку для его полноценного развития. Но принимать их, и соответственно, вести себя в соответствии с ними, ребенок с рождения не умеет.

Второй подход: родительский авторитет

Достичь этого позволяет другой подход к воспитанию, который гласит: «Воспитание – это всестороннее развитие личности ребенка». В этой формулировке совсем другой акцент: ведь развитие – это всегда приобретение, а не отсечение. Приобретение ребенком новых способностей, которые изменят его поведение, позволят ему вести себя сообразно культурным обычаям, традициям, нормам и правилам. Посыл взрослого ребенку также меняется: «Тебе трудно, ты не умеешь справляться? Ты научишься. Я помогу тебе». Основным орудием воспитателя становится не система наказаний, а собственный авторитет, который позволяет ребенку следовать за взрослым, слышать и слушаться его.

В этом пособии мы развиваем второе представление, которое хотим передать и родителям, читающим эти строки.

 

Поведение ребенка в раннем возрасте

Что дает возможность ребенку управлять своим поведением, останавливать эмоциональные импульсы, терпеть, не раздражаться и не расстраиваться? Ответ нам дают данные из области нейрофизиологии, науки о формировании и работе центральной нервной системы человека.

Непосредственное поведение малыша в первые годы его жизни, его импульсивное восприятие окружающего мира, высокая двигательная активность, невнимательность и отвлекаемость – это проявления естественного хода в развитии центральной нервной системы. Многие поведенческие особенности ребенка объясняются тем, что определенные участки коры головного мозга, а именно, его лобные отделы, пока не работают полноценно. А лобные отделы центральной нервной системы – это тот главный регулятор поведения человека, который позволяет ему справляться с гневом, управлять своими побуждениями и сиюминутными желаниями, позволяет реагировать разумно и рационально.

Ребенок же, напротив, реагирует на происходящее с ним эмоционально и импульсивно. Любопытство порождает в нем желание немедленно достичь объекта интереса, а любые препятствия – запреты, физические преграды – вызывают яркий протест, гнев и возмущение. Он находится под властью эмоций. Благополучное формирование лобных отделов позволит ребенку справляться с бурными эмоциональными переживаниями и включить волю – способность контролировать эмоции. Взаимодействие эмоций и воли и определяет поведение ребенка, эта часть психики так и называется: эмоционально-волевая сфера.

Когда лобные области «включатся», и воля начнет работать? Этот возраст определяется многими факторами, в том числе – индивидуальными особенностями строения нервной системы, благополучием рождения ребенка, особенностями здоровья, генетическими причинами и еще многими другими факторами, в том числе, стабильностью и благополучием условий, в которых воспитывается малыш. Если говорить о возрастных нормативах, то лобные доли ребенка только начинают свое формирование в возрасте около года, а активно работать будут после трехлетнего рубежа. И еще долгие годы понадобятся человеку для полноценного развития у него лобных отделов, и со временем, в результате жизненного опыта и обучения, он все лучше и лучше будет владеть собой и контролировать свои эмоции.

Эти рассуждения подводят нас к выводу, что ребенок в раннем возрасте ведет «себя» плохо не потому, что он от природы плох, не воспитан, а также не потому, что имеет коварный замысел мучить своих близких или манипулировать ими, а в силу совершенно объективных причин. Потому, что его нервная система несовершенна, она только развивается.

Пока регуляторы поведения ребенка не заработали, взрослым предстоит помогать ему справляться с переживаниями. Не осуждать, не наказывать, а помогать овладевать навыками эмоциональной регуляции.

Человеку способности контролировать, сдерживать и ограничивать себя нужны тогда, когда есть необходимость и готовность взаимодействовать с другими людьми. Только человек, имеющий возможность контролировать себя сможет занять место в социуме на любом уровне – в кругу семьи, с соседями и друзьями, с наставниками и учителями, с начальниками и подчиненными. Появляясь сначала как необходимость сдерживаться, чтобы общаться или достигать своих целей, способность контролировать себя открывает перед человеком большие возможности в саморазвитии. Так, эта способность позволяет быть любезным и приятным собеседником, но, вместе с тем, она помогает человеку сохранять трезвость ума и справляться с проблемами, конфликтами, с ситуациями, когда «что-то пошло» не так, как он ожидал, позволяет ему взаимодействовать со своими желаниями и привычками.

Совершенно очевидно, что у младенца такой способности нет. Самоконтроль зарождается у него тогда, когда появляется взаимодействие с другими людьми, которые ограничивают его желания. Когда малышу хочется взять яркую коробку с прилавка в магазине, а ему не разрешают; когда проходят мимо площадки, которая притягивает ребенка; когда он желает к маме на ручки, а она занята приготовлением обеда. Вот в этих ситуациях у ребенка есть необходимость побороться с импульсом, с желанием и начинает формироваться навык эмоционального контроля. Но родитель ожидает, чтобы ребенок слушался его сразу, умел сдержать свои желания и импульсы, не нарушал запреты. Так не бывает. Чтобы освоить любой навык нужно время, а быстрее он им овладеет, если ему поможет близкий взрослый.

Для того, чтобы разобраться в том, как ребенок овладевает навыком эмоционального контроля, рассмотрим более наглядный пример, а именно – умение писать. Ребенок не рождается с этим умением; чаще всего он начинает овладевать письменной грамотой только когда идет в первый класс, вместе с другими школьниками. Вначале навык письма дается ребенку с трудом, но путем постоянных упражнений и тренировки школьник постепенно овладевает грамотой. Никто не ждет от первоклассника того, чтобы он научился писать сразу; мы все понимаем, что важно последовательно отработать каждую букву и соединение, и что на это нужно время.

Мы знаем также, что не все дети одинаково способны к письму: кто-то пишет красиво и аккуратно, а для другого ребенка проблемой является удержать строчку, учесть размер буквы, справиться с непослушной рукой. Таким детям непросто приходится в школе, однако при индивидуальном подходе и они справятся с трудной для них задачей. А что такое индивидуальный подход? Это помощь взрослого, учитывающая личностные особенности ребенка. А всякий ли взрослый справится? Совершенно очевидно, что нетерпеливый и раздраженный взрослый будет плохим помощником ребенку. Для того чтобы помогать ребенку, взрослому надо обладать определенными умениями – быть терпеливым, помочь создать и запомнить схему написания буквы, а вместе с тем – и умение подбодрить, увидеть достижения ребенка, создать у школьника ощущение успеха. Эти умения взрослого, в свою очередь тоже являются навыками, и постепенно появятся в ходе ежедневного взаимодействия с ребенком, при условии того, что взрослый хочет помочь первокласснику и понимает, в чем эта помощь заключается.

В психологии выделены и описаны универсальные моменты в овладении человеком любым навыком:

  1. Необходимость (мотив и потребность) появления у человека нового навыка;
  2. Последовательность отработки навыка;
  3. Время на тренировку и освоение навыка;
  4. При трудностях – нужна индивидуальная помощь;
  5. Индивидуальную помощь оказывает наставник, обладающий сам определенными умениями.

По этой схеме можно разложить появление любого навыка и умения, например, обучение взрослого иностранному языку или новой технике рукоделия. Маленький ребенок таким же образом обучается пользоваться ложкой или одеваться на прогулку.

Конечно, можно возразить, что ограниченные возможности здоровья не позволяют ребенку овладевать навыками так же, как здоровому ребенку. Безусловно, ему придется намного труднее в силу множества факторов: особенности работы нервной системы, быстрой утомляемости, нарушения функционирования сенсорных систем, задержки в формировании речи, неравномерности развития ребенка… И если нормально развивающийся ребенок многие навыки приобретает самостоятельно, без взрослого, то малыш с ОВЗ особенно нуждается в помощи взрослого, и потому его родителю нужно овладеть умением оказывать такую помощь.

Далее поговорим о том, какие конкретно навыки нужны родителям, чтобы справляться с поведенческими трудностями ребенка.

 

Практикум для родителей.  Проблемы поведения ребёнка с ОВЗ раннего возраста. Что делать родителю?

Поведенческие реакции – это показатель процессов, происходящих в эмоционально-волевой сфере ребёнка. Что делать родителям в этой ситуации? Как сохранить эмоциональное благополучие ребенка? В этом разделе мы расскажем, что нужно родителям делать для того, чтобы ребенок постепенно овладевал своим поведением, учился справляться с возбуждением.

Необходимо работать на двух уровнях:

  1. Воздействовать на эмоциональный фон ребенка. Снизить общее возбуждение, ощущение тревоги, ненадежности и опасности. Помнить, что безопасность ребенку обеспечивают две вещи:
  • Благополучие в отношениях с близкими взрослыми;
  • Стабильность окружающего мира.
  1. Воздействовать на уровень эмоциональных реакций. Помогать ребенку проживать те эмоциональные «взрывы», которые проявляются в поведенческих реакциях, и получать навыки эмоционального контроля.

Далее на страницах методического пособия рассмотрим пошаговые стратегии действий родителей в трех ситуациях, которые чаще всего вызывают у родителя ребенка с ОВЗ сложности:

  • В ситуациях проявления капризов;
  • В ситуациях проявления агрессивного поведения;
  • В ситуациях проявления стереотипий и аутостимуляций в поведении ребенка.

Отдельные главы пособия посвящены каждой сложной ситуации в поведении ребенка.

Еще одна сложность в эмоционально-волевой сфере, которая, в силу удобства для родителей, часто в раннем возрасте ребенка остается ими незамеченной – это пассивность в поведении ребенка. В эмоциональном развитии внешне спокойного, чуть медлительного малыша есть свои риски, которые мы обсудим в последней главе этого пособия.