2.2. Роль семьи в профилактике нарушений письма и чтения

Приобщение ребенка к чтению и письму начинается в семье. Несомненно, дошкольное и школьное образование играет значительную роль в формировании навыков письменной речи (обучение ребенка правильной посадке за столом, изучение букв, отработка навыков звуко-буквенного анализа, обучение правильным алгоритмам написания букв и соединений и т.д.). Вместе с тем, именно семья является для ребенка примером того, насколько большое значение занимает чтение и письмо в жизни. Чем больше читают родители, тем выше вероятность, что и для ребенка это станет привычным занятием, особенно, если родители читают вместе с ребенком.
Воспитание интереса к чтению и письму начинается с наблюдения за действиями читающих и пишущих родителей. Сначала ребенок копирует саму деятельность: внимательно рассматривает книжку или даже сложенный лист бумаги, «пишет» закорючки на листе, делая «как мама». Затем, в ходе совместного чтения или наблюдая за родителями, ребенок усваивает, что чтение может быть способом отдыха, досуга, в процессе которого можно получать новую информацию, переживать с героями книг разные приключения и эмоциональные ситуации. Неотъемлемая часть этого процесса - воспроизведение одного и того же полюбившегося ребенку фрагмента книги, то самое, зачастую выматывающее родителей, требование "прочитай про…». Аналогичным образом ребенок может воспроизводить действия родителей при заполнении бланков, подписании документов, написании писем, сообщений кому-либо. По сути, здесь ребенок копирует не чтение и письмо, а, скорее, пытается подражать взрослым в их «взрослой» деятельности. Поддержка и мотивирование попыток ребенка имитировать чтение и письмо приведет к повышению социального статуса ребенка как «читателя и писателя», создаст дополнительную положительную мотивацию к обучению письменной речи.
Не стоит забывать и про практическую значимость письменной речи, которая в семейных условиях легко может быть продемонстрирована. Например, подписи имени и фамилии ребенка на верхней одежде, внутренней стороне ботинок, подписи на тетрадях, раскрасках. Важно, чтобы ребенок мог выполнять эти подписи вместе с родителями, на начальных этапах это можно делать с помощью специальных стикеров, затем могут использоваться несмываемые маркеры или любые другие приемлемые для семьи средства. Подписывать можно любимую чашку, в том числе, каждого члена семьи (как вариант, чашки с надписями "папа”, "мама”, "Оля” и т.д.). Демонстрацией практической значимости письменной речи может быть и написание сообщения в мессенджере с просьбой, например, купить мороженого.
С целью повышения мотивации ребенка к чтению и письму очень важно приобретать для ребенка книги, альбомы, энциклопедии на интересующие его темы, систематически посещать библиотеку. Обеспечение доступа к бумаге, письменным принадлежностям, сообщениям в мессенджерах, почте, в том числе, электронной, обеспечивает доступ к общению с помощью письменной речи, повышая ее значимость для ребенка. При этом важна грамотная организация рабочего места ребенка (письменный стол, удобный стул, правильное освещение, порядок на столе и т.д.).
При необходимости важно организовать для ребенка коррекционно-развивающие занятия с рекомендованными ему специалистами, обеспечить доступ к коррекционному оборудованию (это могут быть, например, специальные держатели для ручки, а также различное оборудование и компьютерные программы, облегчающие восприятие письменного текста и т.д.).
Велика роль семьи и в процессе обеспечения ежедневного досуга ребенка через вовлечение его в интересные и полезные игры. На первых этапах эти игры предлагают взрослые и создают веселые, позитивно заряженные моменты, которые мотивируют ребенка использовать предложенные действия одновременно как для закрепления или приобретения новых знаний, умений и навыков, так и для отдыха и развлечения. Постепенно такие игры будет предлагать сам ребенок.
Еще раз подчеркнем, что немаловажным фактором, влияющим на формирование положительной мотивации к чтению и письму является соответствие используемых при занятиях с ребенком пособий и дидактических игр, прежде всего, его интересам и потребностям.
Функциональный базис чтения и письма формируется в процессе ежедневной бытовой и игровой деятельности ребенка, в ходе развивающих занятий, межличностного (“ребенок-ребенок”, “ребенок-взрослый”) и внутригруппового общения (при общении в группе сверстников или разновозрастной группе).
Мы уже говорили в других разделах нашего пособия о том, как важна правильно сформированная устная речь для формирования письменной. Не будем забывать о том, что роль семьи в формировании и развитии устной речи не ограничивается сопровождением ребенка на занятия к логопеду, семья в коррекции и развитии устной речи - решающий фактор. Для эффективного результата можно использовать следующие действия.
1. Создание в семье системы мотивации к контролю за речью и, в целом, выполнения домашних заданий и рекомендаций, исходящих от родителей или вместе с родителями. Часто родители видят, что ребенок отлично выполняет рекомендации педагогов и начинает капризничать и отказываться от рекомендаций родителей. Но необходимо помнить о том, что готовность работать вместе с родителями - мощнейший фактор развития и поддержки в учебе на многие годы. Попробуйте начать с малого, начните хвалить ребенка за небольшие достижения, предлагайте несложные (а затем и сложные) интересные задания и речевые игры, положительно оценивайте их выполнение ребенком.
2. Введите в практику домашнего досуга речевые игры. Например: "Кто найдет больше слов на звук "**", "Кто знает больше слов из двух (3, 4 …) слогов", "Угадай слово", "Найди ошибку", "Рифмы", сочинение смешных стихов и сказок, рассказывание страшных, смешных и курьезных историй. Условно к речевым играм можно отнести и игры, которые мотивируют ребенка к объяснению смысла слова - "Крокодил", "Покажи, кто" и т.д. Для развития речи очень полезно совместное чтение книг, особенно, если вы объясняете ребенку смысл непонятных ему слов и словосочетаний. Соревнования в произнесении скороговорок, игры на повторение сложных фраз и слов тоже могут быть способом проведения совместного досуга и очень эффективно тренируют речь ребенка. Умение формулировать замысел письменной речи складывается в процессе развития устной речи. Ребенок учится выбирать нужные слова и фразы для выражения своих мыслей и чувств, а также учится слушать и понимать речь других людей.
В процессе различной деятельности (предметной и игровой, в процессе конструирования, рисования, самообслуживания и т.д.) ребенок учится сравнивать объекты зрительно, на слух, на основе двигательных ощущений. Сравнивая, научается выделять общие и различающиеся свойства и элементы предметов и объектов, конструировать предметы и объекты из различных элементов. Опыт деятельности помогает ребенку сформировать способность видеть закономерности и последовательно выполнять определенные действия в определенных условиях.
Игровая деятельность формирует способность к символизации - способность заменять нужный предмет другим предметом, чем-либо похожим на нужный, а затем - символическим движением или знаком (например, когда ребенок изображает телефон, поднося раскрытую ладошку к уху, или рисует “каляку”, превращая кусочек бумаги в “денежку”). Кроме того, ребенок тренируется передавать информацию или считывать ее в графической форме: например, при восприятии и использовании картинок на шкафчиках в детском саду, наклеек/стикеров, этикеток на одежде и обуви, и даже используя “рисунок имени” (когда ребенок еще не знает букв и не умеет читать, но уже пробует воспроизвести графически, “нарисовать” свое имя) и т.д.
Важную роль для формирования и развития письменной речи играет развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.). В принципе, любая деятельность ребенка так или иначе развивает эти процессы. Полезно, когда ребенок слышит и исправляет ошибки в речи окружающих (если исправляет корректно или даже может сдержаться, если человек не близкий знакомый). Речь здесь идет о развитии слухового внимания и способности слышать речевые ошибки, а значит, постепенное формирование способности замечать их и у себя. Исправление чужих ошибок предшествует развитию способности замечать и исправлять свои. Развитию слухового внимания способствует и прослушивание аудиосказок, песен. Часто детям, привыкшим к мультфильмам (где речь сопровождается видеорядом, что облегчает понимание смысла), сложно слушать аудиосказки, тогда начинать лучше с чтения детям самим родителем, где он может подстроить скорость и выразительность чтения под потребности ребенка.
Развитию слуховой памяти великолепно помогают разные речевые задания. Например: "Раскрась домик синим, а дорожку красным", "Положи хлеб на полку, а помидоры в корзинку". Главное, имейте в виду, что повторяющиеся инструкции со временем становятся привычными и уже не так полезны для развития слуховой памяти. Заучивание стихов, рассказывание историй и анекдотов также хорошие тренировки для развития речевой памяти.
В ходе различных видов деятельности дошкольника происходит закладка двигательного компонента письма. В процессе различной физической активности формируются высшие уровни организации движений, способность выполнять мелкие и точные движения пальцами и кистью руки без значительного напряжения всего тела (когда у ребенка не вызывает проблем поддержание позы во время рисования или вырезания). Конструирование, изобразительная деятельность, изготовление поделок и другие виды творческой и игровой деятельности развивают и совершенствуют мышцы кисти и пальцев, подготавливая их к удержанию письменных принадлежностей и выполнению графических движений при письме. Подготовительную роль играют и простейшие графические упражнения: раскрашивание, штриховка, “прохождение лабиринтов” карандашом, когда ребенок учится вовремя останавливать движение карандаша, чтобы не пересечь “стену” лабиринта и другие упражнения. Формирование ритма движений рук и пальцев формируются также в процессе двигательной, игровой и творческой активности. Этому способствуют считалки, прыжки со скакалкой, вязание, плетение, игры на музыкальном инструменте и т.д.
Зрительно-пространственный компонент письма и чтения начинает свое формирование с формирования простейших пространственных представлений: справа-слева, сверху-снизу и т.д. Эти представления сначала формируются относительного собственного тела ребенка, затем в пространстве вокруг ребенка, и только затем - на плоскости. Зрительно-пространственный компонент письма формируется также в процессе деятельности, включающей прослеживание глазами (те же лабиринты, но без карандаша), задания с перепутанными дорожками (ниточками, подземными ходами), задания на сличение похожих фигур и выбор пар, поиск отличий на практически идентичных изображениях, поиск и выделение (раскрашивание) скрытых или зашумленных изображений. В результате ребенок научается выделять и сравнивать детали изображения, отличать схожие изображения по незначительным признакам, развивает наблюдательность и готовность к восприятию и различению буквенных изображений. Все двигательные, игровые и творческие виды деятельности ребенка также развивают зрительно-пространственные функции у ребенка, если требуют зрительного сосредоточения для качественного выполнения. Для формирования зрительно-пространственного компонента чтения также важно развитие глазо-двигательных мышц и координация их работы (те же лабиринты, запутанные дорожки, игры-мемо с поиском пары среди карточек, расположенных рядами и т.д.). Отличие состоит в необходимости тренировать зрительную память, которая помогает удерживать в памяти некоторое количество элементов, пока происходит их осмысление. Объем оперативной памяти ребенка невелик, а в процессе чтения осложняется еще и тем, что начинающий читатель на начальных этапах считывает каждую букву отдельно, то есть элементом является буква. По мере тренировки ребенок начинает считывать и удерживать в оперативной памяти слог, а затем и короткое слово целиком, как единицу. Для формирования этой способности до обучения чтению можно предлагать ребенку игры, основанные на поиске на картинке предметов, образованных другими предметами (круг из облака, из ветки куста, круг-хоровод).
Для овладения письменной речью (как письмом, так и чтением) является важным умение выделять в предложении отдельные слова, в том числе самые короткие (например, предлоги и союзы: “в”, “на”, “и”, “а”, “но” и т.д.), а в слове - каждый звук. Здесь на помощь, причем задолго до обучения грамоте, приходят речевые игры - "города" (назвать слово на последнюю букву предыдущего слова), игры типа "Контакт”, “Виселица”, “Быки-коровы” и т.д., простые словесные игры с подбором рифм и сочинением стишков-дразнилок, шутки, основанные на звуковом сходстве слов и т.д.
В результате ребенок, начиная изучать грамоту, уже имеет в достаточной степени развитое внимание, способность удерживать его на объекте и потому, что интересно (непроизвольное внимание), и потому, что нужно (произвольное внимание); различные виды памяти, необходимые в процессе чтения и письма; на достаточном уровне развития находятся и зрительно-пространственные представления; у ребенка развиты волевые функции и система мотивации (способность контролировать свое поведение, переживать и принимать неудачи, представления о необходимости тренироваться для достижения цели и т.д.).