Глава 2. Какова роль и возможности семьи в психолого-педагогическом сопровождении младших школьников с нарушениями чтения и письма

 

2.1. Об организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями чтения и письма в начальной школе

Когда ребенок только приходит в школу, на начальных этапах обучения педагоги и родители, как правило, либо даже не догадываются о возможных дальнейших трудностях ребенка в овладении чтением и письмом, либо достаточно хорошо осведомлены о наличии у него этих рисков.
В случае, если ребенок посещал детский сад, занятия с логопедом, и ему было рекомендовано перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), родители принимают решение о том, будут ли они проходить эту комиссию (нужно ли это им и ребенку) или нет. Рекомендацию о прохождении ПМПК родители могут получить уже в школе, если у ребенка выявляются риски возникновения нарушений письменной речи.
От результатов прохождения ПМПК зависит очень многое. И в частности, принятие решения: нужны ли ребенку специальные образовательные условия (если да, то какие), помогающие ему осваивать школьную программу.
Допустим, у ребенка выявлены проблемы в формировании устной речи (при сохранном слухе и интеллекте), риски нарушений чтения и письма. В этом случае семья получит рекомендации ПМПК о необходимости обучения ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями речи (далее – адаптированная программа для детей с ТНР). По итоговым достижениям образование детей, обучающихся по данной программе, соответствует образованию детей, не имеющих речевых нарушений. Реализация данной программы предполагает создание для ребенка специальных условий получения образования (в том числе, обязательное посещение логопедических занятий).
Если семья приняла решение не идти на ПМПК, то рекомендаций об организации специальных условий для данного ребенка школа не получит.
Справка ПМПК имеет заявительный характер. Это значит, что семья сама принимает решение, предоставлять или не предоставлять полученную справку в образовательную организацию. Если семья с ребенком прошла ПМПК, но не предоставила справку в школу, в таком случае у школы также нет оснований (прав) для создания специальных образовательных условий: ребенок учится на общих основаниях и с общими требованиями.
Допустим, что семья приняла решение пройти ПМПК, где ребенку была рекомендована адаптированная программа для детей с ТНР, принесла эту справку в школу и написала заявление о согласии на разработку и осуществление данной программы. Рассмотрим условия, которые в этом случае должны быть созданы.
Адаптированная программа для детей с ТНР разрабатывается в двух вариантах: 5.1 и 5.2. Тот или иной вариант программы рекомендует ПМПК, школа самостоятельно не имеет право выбрать ребенку программу.
Наиболее общими специальными образовательными условиями при обучении по адаптированной программе по вариантам 5.1 и 5.2 являются:
- комплексный подход к созданию специальных образовательных условий. Это значит, что учитывать особые образовательные потребности ребенка должны все педагогические работники, работающие с ним и на всех предметах, а не только на занятиях с логопедом;
- адаптация программ всех предметных областей и отбор методов и приемов обучения с учетом специфики речевых нарушений;
- организация единых требований к качеству речи ученика в школе и вне школы.
Программа 5.1 - для тех ребят, речевое нарушение которых менее серьезно. Срок обучения и объем знаний по этой программе полностью соответствует основной образовательной программе. Дети обучаются в среде сверстников с нормативным речевым развитием, т.е. данную программу можно реализовывать в общеобразовательном классе (для одного ребенка или нескольких).
Специфика состоит в том, что педагоги должны применять специальные методы и технологии, направленные на профилактику и коррекцию речевых (и возможных сопутствующих) нарушений, адаптировать учебный материал и инструкции к речевым возможностям ребенка. С учеником должны проводиться специальные логопедические занятия (групповые/подгрупповые и/или индивидуальные). Действия учителя и логопеда должны быть согласованны, скоординированы. Наряду с коррекционными занятиями логопеды проводят консультации для педагогов и родителей. При необходимости ребенок получает помощь психолога.
Программа 5.2 по итоговым достижениям ребенка также сохраняет весь объем знаний и умений, который предусмотрен основной образовательной программой. В случае необходимости, для ребят, обучающихся по данному варианту программы, может быть создан дополнительный первый класс. Таким образом, освоение программы начальной школы может быть «пролонгировано» на год.
Данная программа предусматривает еще больший объем сопровождения ребенка специалистами, еще большую степень адаптации учебного материала и постоянное применение специальных средств обучения. Всё обучение ребенка имеет коррекционную направленность. Наряду с организацией специальных логопедических занятий, с детьми проводятся дополнительные уроки коррекционного цикла: «Развитие речи», «Произношение», «Логоритмика». Обеспечивается строгий «речевой режим».
В самом общем виде организация «речевого режима» подразумевает:
- создание ситуаций необходимости речевого общения (с взрослыми и детьми) как в стенах школы, так и вне ее;
- речевой тренинг, стимуляцию у ребенка потребности в правильной речи;
- индивидуализацию речевых заданий в соответствии с уровнем его речевого развития;
- организацию наблюдения за образцами правильной речи окружающих;
- постоянный, подчиненный единым требованиям, тактичный контроль за качеством устной и письменной речи и речевым поведением.
При согласии родителей обучение по данному варианту программы происходит в отдельных классах, организованных на базе общеобразовательной школы, либо в коррекционных (речевых) школах. Несмотря на пугающее некоторых родителей название – коррекционная школа, эти образовательные организации ни в чем не уступают общеобразовательным, а в области коррекции нарушений речи имеют огромный опыт.
На сегодняшний день наряду с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), в своей работе логопеды образовательных учреждений руководствуются документом, который называется: «Примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (от 6 августа 2020 года). Согласно данному документу логопедические занятия показаны:
1) школьникам, имеющим заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): от 5 до 12 детей на одну штатную единицу учителя-логопеда;
2) школьникам, имеющим заключение ППк (психолого-педагогического консилиума, который создается внутри школы) и/или ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом): 25 детей на одну штатную единицу учителя-логопеда;
3) ученикам, имеющим высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики: 25 детей на одну штатную единицу учителя-логопеда.
Важно помнить, что для предупреждения дислексии и дисграфии важно своевременное выявление рисков нарушений чтения и письма и максимально раннее начало коррекционной работы. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
В школе «входное» логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября.  По его результатам, (а также по результатам обследования ребенка другими специалистами, если они были рекомендованы ПМПК), составляется рабочая программа обучения ребенка, планируются необходимые средства коррекционной поддержки ребенка.
Свою работу логопед начинает с проведения экспресс-диагностики, основная задача которой - выявление детей с нарушениями речи или риском их возникновения (то есть выявление детей, которым в дальнейшем понадобится психолого-педагогическое или медико-психолого-педагогическое сопровождение). Время на проведение такого обследования сильно ограничено вследствие того, что через руки логопеда должен пройти большой поток детей как с речевыми нарушениями, так и с нормой речи.
Прежде всего, специалист изучает имеющуюся в школе медицинскую документацию на каждого ребенка: обращает внимание на группу его здоровья, наличие/отсутствие особенностей развития (например, снижение зрения, слуха, задержку психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.). Фиксирует: были ли у ребенка проблемы развития до школы, занимался ли он ранее с логопедом (если занимался, то какое было речевое заключение и каковы результаты занятий), получал ли дошкольную подготовку и пр.
С этого момента начинается подготовительный, (диагностико-поисковый) этап психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением речи. В интересах родителей такого ребенка - предоставить специалистам всю необходимую информацию, чтобы они могли составить план коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей развития каждого конкретного ребенка.
Затем логопед изучает текущее состояние речевого развития ученика, организуя с ним “спонтанную” беседу. Темой такой беседы могут быть интересы ребенка, его семья, описание дня, проведенного в школе, разговор о каникулах, домашнем животном и т.п. Организация такого рода беседы необходима, чтобы ребенок максимально смог раскрыть свои речевые возможности. Для уточнения состояния звукопроизношения, состояния фонематического восприятия, слухового контроля логопед просит ребенка повторить цепочки слогов, слова и предложения (в том числе, чистоговорки). При необходимости могут быть проведены уточняющие речевые пробы, например, логопед просит ребенка назвать предметные картинки, составить рассказ по сюжетной картине или серии картинок, отхлопать определенный ритм и т.д.
В первом классе уже в начале года специалист обращает внимание на уровень овладения ребенком грамотой: владеет ли элементарным счетом (в соответствии с программой), знает ли буквы (возможно, уже читает), владеет ли звуковым анализом слова (определяет первый, последний звук в слове, место звука в слове: в начале, середине или конце и т.д.).
При обследовании ребенка обращается внимание на состояние его артикуляционного аппарата, состояние слуха, зрения, общей и тонкой моторики, леворукость-праворукость, наличие двуязычия/многоязычия, особенности поведения.
В конце 1-го класса и в последующих классах обязательно изучается состояние письменной речи ребенка (чтения и письма). Обследование может проводиться коллективно (запись диктанта в классе) и/или на основе изучения ранее написанных работ в рабочих и контрольных тетрадях: диктантов, списываний, изложений и сочинений.
Если у школьника обнаруживаются те или иные проблемы в развитии речи, логопед проводит углубленное логопедическое обследование, самым внимательным образом изучает информацию о нем и его семье, полученную от родителей ребенка в результате беседы, анкетирования.
При отсутствии дополнительных данных о состоянии здоровья и появлении диагностических гипотез о том, что выявленное речевое нарушение может быть обусловлено серьезными проблемами здоровья, родителям предлагается пройти более углубленное обследование ребенка у тех или иных специалистов медицинского профиля (невролога, нейропсихолога, детского психиатра, сурдолога/аудиолога, ортодонта, окулиста и др.). При нарушениях поведения, недоразвитии тех или иных невербальных (неречевых) функций ребенок обязательно направляется на консультацию психолога.
Результаты углубленного логопедического обследования обсуждаются с родителями и со специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк). ППк, в свою очередь, может предложить родителям ученика пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, если по мнению специалистов это необходимо и не было сделано ранее, консультирует родителей по сбору необходимой документации.
Возвращаясь к заключению ПМПК, следует отметить, что оно действительно для представления в общеобразовательное учреждение в течение календарного года с даты его подписания на всю ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении. Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончанию начальной ступени общего образования, ребёнок не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, повторно ПМПК проходить не нужно.
Повторное прохождение ПМПК рекомендуется в следующих случаях:
- если в предыдущем заключении указан диагностический срок (например: «Контроль через год»);
- по решению внутришкольного консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения (при переходе в 5-й класс);
- по направлению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности.