Глава 3. Как родители могут помочь ребенку с нарушениями чтения и письма?

3.1. Общие рекомендации по преодолению нарушений чтения и письма

Если случилось так, что у Вашего ребенка обнаружились нарушения чтения и письма, не стоит отчаиваться. Не нужно относиться к данным нарушениям как к неизлечимой болезни. На современном этапе разработаны достаточно эффективные методы и приемы как предупреждения, так и коррекции этих нарушений, представленные в специальной литературе.
Участникам психолого-педагогического сопровождения ребенка (учителю, логопеду, психологу и родителям) при организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком важно правильно выбирать те приемы и упражнения, которые нужны именно данному конкретному ребенку и именно в данное конкретное время. Самостоятельно, без помощи специалистов, родителю довольно трудно разобраться в существующем на сегодняшний день обилии специальной литературы. Но и специалисту, в свою очередь, требуется помощь родителей.
Помощь родителей в рамках взаимодействия со специалистом (логопедом/психологом) базируется на трех китах: информация, контроль и поддержка.
Так, для того чтобы логопедическая/психологическая диагностика была наиболее точной и, соответственно, построение дальнейшей коррекционной работы было адекватным особым образовательным потребностям ребенка, специалист должен обладать следующей информацией:
как протекало развитие Вашего ребенка до школы (когда начал говорить первые слова, фразы; какие трудности в речевом/психическом развитии наблюдались у ребенка с Вашей точки зрения, или, возможно, отмечались специалистами);
каковы особенности его дошкольной подготовки (ходил или не ходил в детский сад, на дополнительные развивающие занятия, занимался ли с логопедом, психологом, дефектологом);
какой стиль ваших отношений с ребенком в семье (авторитарный, демократический, попустительский …);
есть ли такие индивидуальные особенности развития Вашего ребенка, о которых Вы бы хотели предупредить логопеда/психолога?
Такую информацию можете предоставить специалистам только Вы, родители.
Если Ваш ребенок уже посещает занятия с логопедом или психологом, успех коррекционной работы во многом зависит от того, поддерживаете ли Вы контакт со специалистом, получает ли он от Вас “обратную связь”:
какова динамика в развитии ребенка (особенно важно подвести некоторые итоги в конце учебного полугодия/года),
какие упражнения, с Вашей точки зрения, особенно помогают ребенку в преодолении ошибок чтения и/или письма, возможно, Вами найдены какие-то свои приемы коррекции ошибок или адаптации учебного материала, предлагаемого ребенку, которые стоит обсудить со специалистами;
испытываете ли Вы какие-либо затруднения при выполнении рекомендаций логопеда/психолога, всё ли понятно по поводу выполнения домашних заданий и т.д.
Такая информация является неоценимой для специалистов. Если у Вас еще не налажена обратная связь со школьным логопедом/психологом и Вы понимаете, что Вам это нужно, не следует бояться показаться навязчивым: нужно только поинтересоваться, возможно ли записаться к нужному Вам специалисту на консультацию. Консультация подразумевает обмен информацией: Вы сообщаете о том, что Вас тревожит, отвечаете на вопросы, специалиста, а он, в свою очередь, предлагает пути решения той или иной проблемы.
Следующая рекомендация - контроль посещения ребенком коррекционно-развивающих занятий и своевременного выполнения домашних заданий. Данная рекомендация является очевидной, так как контроль как за учебной, так и за внеучебной деятельностью ребенка - это прямая обязанность любого родителя. Такой контроль должен быть, конечно же, мотивирующим ребенка к самосовершенствованию.
О контроле за динамикой развития детей мы уже упоминали, когда говорили о необходимости предоставления нужной специалисту информации. Однако наряду с этим, родителям, конечно же, необходимо осуществлять контроль за соматическим и психологическим состоянием ребенка: соблюдать режим дня, не допускать его переутомление “долгими сидениями” за уроками без перерывов, динамических пауз и т.д.
И, наконец, идеальное участие семьи в психолого-педагогическом сопровождении ребенка невозможно без осуществления такой важной родительской функции, как поддержка. Данное понятие включает в себя много компонентов, среди которых:
выполнение рекомендаций специалистов как психолого-педагогического, так и медицинского профиля;
самостоятельный поиск обходных путей в решении возникающих трудностей и обсуждение найденных обходных путей с ребенком и специалистами;
поддержание авторитета специалистов и мотивирование ребенка к выполнению их рекомендаций, к преодолению трудностей в овладении чтением и письмом (в том числе, своевременная похвала за старание и/или правильность выполнения задания, психологическая поддержка в случае неудач в освоении программного материала);
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, соблюдение гигиенических требований в части правильной посадки, освещения и т.д.
Таковы наиболее общие, универсальные рекомендации по осуществлению взаимодействия со школьной службой психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями чтения и/или письма.
Однако, нам хотелось бы познакомить Вас и с рекомендациями по организации и проведению той коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и письма, которую можете осуществлять Вы сами под руководством опытного специалиста: в частности, с рекомендациями известного российского ученого, логопеда, Людмилы Георгиевны Парамоновой. Подробнее с ними можно ознакомиться в ее книге “Говори и пиши правильно” , здесь же мы приведем данные рекомендации обзорно.
Постарайтесь начать всё “с чистого листа”: не нужно упреков, назиданий и нагнетания нервозной обстановки. Успокойтесь сами и настройте ребенка на спокойную работу. Обеспечьте положительный эмоциональный настрой Ваших занятий!
Воспитывайте у ребенка исследовательское отношение к языку. Как известно, лучший способ воспитания - это личный пример. Интересуйтесь вместе с ребенком историей возникновения слов, способами их образования, правилами написания. Думайте о языке, читайте и анализируйте вместе с ребенком детскую литературу о языке. Сознательное, вдумчивое отношение к родному языку и к самим занятиям с ребенком - залог успеха!
Забудьте об оценках, о темпах работы класса, в котором обучается Ваш ребенок. Важно только одно: правильность выполнения конкретных заданий в доступном для ребенка темпе. Со временем вы незаметно для себя приблизитесь к темпу работы класса. А на начальном этапе работы морально подготовьте себя и ребенка к временному возвращению назад!
Определите для себя и для ребенка конкретную цель каждого занятия, например, преодоление замен букв С - Ш. Сосредоточьтесь только на этих двух буквах и соответствующих им звуках. Все остальные ошибки сознательно оставьте “за кадром”, исправляя их мимоходом, не фиксируя на них особого внимания. Помните о важности строгой целенаправленности занятий!
Обязательно отмечайте успехи ребенка похвалой! А успехи не заставят себя долго ждать, если будет обеспечена строгая целенаправленность занятий и их общий “добрый” тон. Достижение убедительных для ребенка успехов поднимет его настроение, укрепит уверенность в своих силах и мобилизует на дальнейшую работу.
Правильно подбирайте речевой материал для занятия! Например, материал должен быть насыщен теми изучаемыми в данный момент буквами (орфограммами), работа над которыми обозначена как основная цель данного занятия. По максимуму исключите все другие трудности. Начинайте с простых слов, усложняя речевой материал постепенно, добавляя сложные слова лишь после исчезновения буквенных замен в самых простых словах.
Занятия с ребенком могут быть непродолжительными, но обязательно должны быть частыми (на первых порах лучше ежедневными) и систематическими. Систематично подкрепляйте навык правильного письма, не давайте ребенку возвращаться к прежнему неправильному написанию уже отработанного материала!
Начинайте с преодоления тех ошибок, которые больше всего “портят общую картину”. Невозможно исправить всё и сразу. Будьте последовательны в преодолении ошибок!
От себя мы позволим добавить еще один пункт: найдите, пожалуйста, время для игр с ребенком! Включайте в свои домашние занятия подвижные и дидактические игры (с предметами, словесные, настольно-печатные) по развитию “чувства языка”, речи, формированию навыков чтения и письма, в соответствии с той целью, над которой вы вместе с ребенком работаете в данное время. Сейчас на рынке появляется всё больше развивающих компьютерных технологий. При соблюдении охранительного режима их использования, если таковые рекомендованы ведущими специалистами с мировым именем в области коррекции речи можно также смело рекомендовать их как полезные.
Использование игр позволит активизировать познавательную активность ребенка, обеспечит нужное количество повторений учебного материала при сохранении положительного отношения к заданию (предупреждая переутомление), будет способствовать более прочному усвоению изучаемого материала. Ссылки на такие игры можно найти в следующем подразделе данного пособия.