МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБНУ “ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ”



ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Аннотация

Рецензенты:

Яковлева И. М., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы МГПУ

Нурлыгаянов И.Н., кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ ИКП РАО

 

ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ/электронное учебное пособие. – М.: ИКП РАО. – 2022

Аннотация: учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам, обучающимся по направлениям подготовки педагогическое образование, специальное дефектологическое) образование, психолого-педагогическое образование; специалистам, осуществляющим образование детей с ОВЗ. В учебном пособии представлен современный взгляд на воспитание и обучение детей изучаемой категории: раскрыты теоретические основы воспитания и обучения; варианты развития; система образования, специфика дошкольного и школьного уровня образования; пути социализации и профессиональной реализации, педагогическая помощь семье. В учебном пособии к каждой главе даны вопросы и литература, в заключении – примерный список тем курсовых работ, тезаурус. Учебное пособие имеет электронный формат, в тексты встроены видеофайлы.

 

Технические характеристики учебного пособия:

Тип ЭВМ: Intel Pentium III и выше

ОС: Windows 98 и выше, Mac OS, Linux

 

Редакционная коллегия:

Стребелева Е.А. ответственный редактор, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник

Закрепина А.В. ответственный редактор, доктор педагогических наук, член-корр. РАО, заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП РАО»

наук, доцент, главный научный сотрудник

Бутусова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник

Кинаш Е.А. кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник

 

 

Авторский коллектив:

Бутусова Т.Ю. – гл.2, гл.5

Закрепина А.В. – гл. 2, гл.6

Кинаш Е.А. –гл.3

Мишина Г.А. – гл.1, гл. 7

Пронина Л.В. – гл. 2

Стребелева Е.А. – гл.1, гл. 4

Шилова Е.А. – гл. 8

 

Бурцева М.В. - техническая подготовка текстов к публикации

 

 

Введение

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Олигофренопедагогика как самостоятельная отрасль науки и практики

1.1 Истоки становления помощи детям и интеллектуальными нарушениями

1.2. Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики

1.3. Теоретические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями

1.4. Связь олигофренопедагогики с другими науками

Вопросы

Литература

 

Глава 2. Дети с интеллектуальными нарушениями: варианты развития

2.1.Cовременные представления о детях с умственной отсталостью.

2.2. Понятие «умственная отсталость».

2.3.Педагогические характеристики вариантов развития детей с умственной отсталостью к началу школьного обучения.

2.4 Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью.

2.5 Варианты образовательных маршрутов детей с умственной отсталостью.

2.6 Содержание методики педагогического обследования умственно отсталых первоклассников.

2.7 Условия и формы обучения.

2.8 Взаимодействие специалистов и родителей при выборе маршрута и образовательной организации.

Вопросы

Литература

 

Глава 3. Современная система воспитания и образования детей с интеллектуальными нарушениями

3.1.  Образовательные организации (специальные и инклюзивные).

3.2. Учреждения ведомства социальной защиты.

3.3. Учреждения ведомства здравоохранения.

3.4. Общественные и благотворительные фонды.

Вопросы

Литература

 

РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Глава 4. Дошкольное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

4.1. Периоды становления вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

4.2. Теоретические подходы к разработке содержания коррекционно-воспитательного процесса с детьми с интеллектуальными нарушениями

4.3 Характеристика Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вопросы

Литература

 

Глава 5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях (уровни образования)

5.1 Уровни школьного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

5.2 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

5.3 Характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

5.4 Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

5.5 Специальные условия для получения образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Вопросы

Литература

Глава 6.  Пути социализации детей с интеллектуальными нарушениями: социальная адаптация, трудовое и профессиональное обучение

6.1. Понятия «социальная адаптация», «социализация», «интеграция» применительно к лицам с интеллектуальными нарушениями.

6.2. Роль дополнительного образования в организации разных видов деятельности детей с интеллектуальными нарушениями

6.3.  Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудовое обучение детей с интеллектуальными нарушениями

Вопросы

Литература

 

Глава 7.

Психолого - педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями (презентация с комментариями)

Вопросы

Литература

 

Примерная тематика курсовых и дипломных работ

Тезаурус