Глава 3. Уровень основного общего образования

 

3.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования

 

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования предложены в проектах примерных адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования слепых и слабовидящих обучающихся. Предлагаемые комплексы потребностей разработаны на основе тифлопедагогических требований к условиям образования (ре)абилитации и коррекции обучающихся с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), сформулированных В. З. Денискиной. Данный подход носит практико-ориентированный характер. На уровне основного общего образования наряду с решением задач образования, коррекции, (ре)абилитации и создания специальных условий, возникает необходимость решения задач, связанных с формированием у слепых и слабовидящих обучающихся информационной компетентности, гибкой системы универсальных надпрофессиональных навыков, а также организации и систематического проведения специфической профориентационной работы.

Для слепых обучающихся на уровне основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:

учет при организации обучения слепых обучающихся с остаточным зрением зрительного диагноза (основного и дополнительного), офтальмогигиенических и офтальмоэргономических требований (возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режим зрительных и физических нагрузок), времени возникновения нарушения зрения, а также характера течения заболевания органа зрения (прогрессирующий, не прогрессирующий), а у тотально слепых обучающихся времени возникновения нарушения зрения; степени сформированности и совершенствование компенсаторных способов действий; темпа работы слепых обучающихся в зависимости от степени сформированности компенсаторных способов действий; а также возможность обеспечения пролонгации сроков обучения на уровне основного общего образования;

преподавание общеобразовательных учебных предметов по специальным методикам, рассчитанным на использование: сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения, письма и чтения специальной системы рельефно-точечного шрифта Л. Брайля; приспособлений для письма, рельефного рисования и черчения; наглядных пособий, рассчитанных на бисенсорное восприятие (с помощью остаточного зрения и осязания), а также тифлотехнических и оптических средств обучения и коррекции; компьютера, смартфона и других тифлотехнических устройств в учебной, бытовой и дальнейшей профессиональной деятельности;

обеспечение образовательного процесса специальными учебниками и учебными пособиями, доступными осязательному и зрительно-осязательному восприятию; тифлотехническими устройствами и тифлоинформационными технологиями, необходимыми для успешного решения слепыми обучающимися учебно-познавательных задач без визуального контроля;

организация особой пространственной и временной организации образовательной среды, индивидуализированного коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

постановка и реализации на общеобразовательных уроках и занятиях внеурочной деятельности коррекционных задач, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений, обусловленных глубокими нарушениями зрения;

введение коррекционных курсов, направленных на совершенствование у слепых обучающихся компенсаторных навыков, расширение сенсорного опыта и формирование информационной компетентности;

совершенствование навыков микро- и макроориентации, мобильности, социально-бытовой ориентировки; овладения основами знаний о способах получения, обработке, хранения и использования информации без визуального контроля; коммуникативных навыков, направленных на подготовку слепых обучающихся к межличностному и профессиональному взаимодействию в коллективе, конструктивному преодолению трудных жизненных ситуаций и включению в социум, посредством обогащения социального опыта и расширения сферы социальных контактов;

расширение социально-образовательного пространства за пределами образовательной организации и семьи с целью формирования психологической готовности к интеграции в социум;

систематическое целенаправленное проведение специфической профориентационной работы, ориентирующей слепых обучающихся на выбор доступных и востребованных профессий; ознакомление с современными технологиями, отражающими основные тенденции научно-технического развития общества, и лежащими в основе профессий, доступных для слепых обучающихся, включая формирование начальных профессиональных и надпрофессиональных навыков.

Для слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования при освоении характерны следующие специфические образовательные потребности:

учет при организации обучения слабовидящих обучающихся их зрительных возможностей, зрительного диагноза (основного и дополнительного), офтальмо-гигиенических и офтальмо-эргономических требований (оптические средства коррекции зрения, режим зрительных и физических нагрузок), времени возникновения и степени выраженности нарушения зрения, а также характера течения заболевания органа зрения (прогрессирующий, не прогрессирующий); темпа и степени сформированности и совершенствование компенсаторных способов действий работы слабовидящих обучающихся в зависимости от зрительного диагноза; а также возможность обеспечения пролонгации сроков обучения на уровне основного общего образования;

преподавание общеобразовательных учебных предметов по специальным методикам, учитывающим особенности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и предполагающим использование всех сохранных анализаторов; сознательное овладение основами знаний о способах получении, обработке, хранении и использовании информации с помощью тифлоинформационных технологий для слабовидящих; компьютера, смартфона и других тифлотехнических устройств в учебной, бытовой и дальнейшей профессиональной деятельности;

оснащение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями, напечатанными укрупненным шрифтом с иллюстрациями, учитывающими особенности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; с использованием адаптированных или специально созданных наглядных средств обучения, учитывающих особенности зрительного восприятия при слабовидении; тифлотехнических и оптических средств обучения и коррекции;

организация особой пространственной и временной организации образовательной среды, индивидуализированного коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

постановка и реализации на общеобразовательных уроках и занятиях внеурочной деятельности коррекционных задач, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений, обусловленных слабовидением;

введение коррекционных курсов, направленных на совершенствование у слабовидящих обучающихся компенсаторных навыков, социально-бытовой ориентировки, микро- и макроориентирования, мобильности, расширение сенсорного опыта и формирование информационной компетентности;

максимальное расширение социально-образовательного пространства за пределы образовательной организации и семьи с целью формирования психологической готовности к интеграции в социум;

систематическое целенаправленное проведение специфической профориентационной работы, ориентирующей слабовидящих обучающихся на выбор доступных и востребованных профессий; совершенствование коммуникативных навыков, направленное на подготовку слабовидящих обучающихся к межличностному и профессиональному взаимодействию в коллективе, конструктивному преодолению трудных жизненных ситуаций и включению в социум, посредством обогащения социального опыта и расширения сферы социальных контактов с учетом специфики трудных жизненных ситуаций и коммуникативных затруднений при слабовидении;

ознакомление с современными технологиями, отражающими основные тенденции научно-технического развития общества, и лежащими в основе профессий, доступных для слабовидящих обучающихся, включая формирование начальных профессиональных и надпрофессиональных навыков.

Таким образом, обучающиеся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования испытывают необходимость в создании специальных дифференцированных условий, которые включают комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организацию специальной образовательной среды и учет результатов коррекционно-реабилитационной работы при оценке образовательных достижений. Специальные дифференцированные условия на уровне основного общего образования должны обеспечивать возможности для профориентационной работы и формирования у обучающихся информационной компетентности посредством успешного овладения современными тифлоинформационными технологиями.

 

3.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне основного общего образования

3.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями зрения (слепота и слабовидение) на уровне основного общего образования осуществляется в процессе реализации соответствующих вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (далее – АООП ООО) (варианты 1 и 2 – для слепых обучающихся; варианты 1 и 2 – для слабовидящих обучающихся). Деятельность по сопровождению реализуется теми же специалистами, что и на уровне начального общего образования, к уровню подготовки и квалификации которых предъявляются аналогичные требования. Комплектование штата образовательной организации специалистами сопровождения осуществляется в соответствии с п. 39 Приказа Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования осуществляется ППк. Сохраняется актуальность реализации направлений программы коррекционной работы: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа. По-прежнему, в задачи деятельности ППк входит разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, получающих образование совместно со сверстниками с сохранными зрительными возможностями, а также реализация курсов коррекционно-развивающей области учебного плана. На уровне основного общего образования ППк выявляет результативность освоения курсов коррекционно-развивающей области, предусмотренных учебным планом уровня начального общего образования, и определяет необходимость реализации индивидуальных коррекционных курсов (например, изучение рельефно-точечного шрифта Брайля для слабовидящих). При выборе индивидуальных коррекционных курсов учитывается зрительный диагноз и характер течения заболевания (прогредиентный / непрогредиентный). ППк регулярно отслеживает динамику развития и коррекции каждого обучающегося, осваивающего индивидуальные коррекционные курсы с целью проектирования индивидуального маршрута дальнейшего тифлопедагогического сопровождения (например, в случае крайне низкой результативности освоения на уровне начального общего образования коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» ППк может рекомендовать данные индивидуальные занятия и обеспечить их проведение, в основной школе но при высокой положительной динамике освоения курса завершить его реализацию после 6 класса).

Особую значимость в деятельности ППк по сопровождению обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования приобретает профориентационная работа, которая включается в функционал всех специалистов сопровождения. В связи с этим, расширяются задачи деятельности по сопровождению педагога-психолога, в которые могут включаться профдиагностика, профконсультирование и прочая помощь в профессиональном самоопределении. Важно отметить особую роль в сопровождении обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования учителя информатики. Важнейшей задачей тифлопедагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения в основной школе является целенаправленное обучение современным тифлоинформационным технологиям.

Специальный (коррекционный) курс «Тифлотехника» является неотъемлемой частью единого модуля «Информатика», который может реализовываться за счет часов урочной и внеурочной деятельности. Коррекционный курс «Тифлотехника», в части требований к предметным результатам отличается преемственностью с предметными результатами модуля «Информатика», обладая при этом высоким реабилитационным потенциалом в части формирования жизненных компетенций обучающихся с глубокими нарушениями зрения. Содержание модуля реализуется урочной и не урочной деятельности учебного плана реализуется учителем информатики, прошедшим повышение квалификации по вопросам обучения и воспитание слепых и слабовидящих.

 

3.2.2. Организация специальной образовательной среды

Требования к организации специальной образовательной среды идентичны требованиям, предъявляемым к ее составляющим на уровне начального общего образования. В качестве дополнений следует отметить, что для освоения учебного предмета «Информатика» и специального коррекционного курса «Тифлотехника» каждый обучающийся должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом в соответствии с требованиями действующего ГОСТа к типовому специальному компьютерному рабочему месту для инвалида по зрению. В перечень обязательных технических средств для слепых обучающихся должен быть включен тактильный брайлевский дисплей и фотокамера для сканирования плоскопечатных текстов, подключаемая к компьютеру. При освоении ряда учебных предметов  и коррекционных курсов (математика, физика, химия, технология, социально-бытовая ориентировка и т.д.) обучающимся с глубокими нарушениями зрения необходимы: специальные иглы и нитковдеватель, «Говорящие» весы, «Говорящая» мультиварка, «Говорящий» определитель цвета, озвученный индикатор уровня жидкости, «Говорящая» рулетка, «Говорящий» мультиметр для измерения параметров электрической цепи, «Говорящий «лабораторный термометр, адаптированный для использования без визуального контроля электромеханический конструктор (например, «Знаток»).

 

3.2.3. Оценка образовательных достижений

Требования к освоению обучающимися с нарушениями зрения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяются вариантом АООП ООО. При освоении варианта 1 АООП ООО слепые и слабовидящие обучающиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений возможностей здоровья в те же сроки (5 лет). Требования к результатам освоения полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС ООО. В требования к планируемым результатам освоения АООП ООО включаются требования к результатам освоения программы коррекционной работы.

При освоении варианта 2 АООП ООО слепые и слабовидящие обучающиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений возможностей здоровья в пролонгированные сроки (6 лет). При освоении вариантов 1 и 2 АООП ООО оцениваются три группы планируемых образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные результаты. При освоении варианта 2 АООП ООО наряду с требованиями к результатам освоения междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий и программ общеобразовательных учебных предметов, устанавливаются требования к освоению программ курсов коррекционно-развивающей области: «Тифлотехника», «Пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка».