Рекомендуемая литература

 

Дошкольное образование

  1. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / Пер. с нем. В.Т.Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с. http://pedlib.ru/Books/4/0165/4_0165-1.shtml
  2. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – 2-е изд., с изм. - М. : Логос, 2005. - 267 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих). https://elibrary.ru/item.asp?id=19961162
  3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : [учеб. пособие]. - М. : Экзамен, 2006. - 159 с. -(Коррекционная педагогика). https://www.labirint.ru/books/107789/
  4. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения .Методические рекомендации / [сост Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А Дружинина]. — Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008. — 118 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=25549914
  5. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30512486
  6. Комплексное сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного обучения: метод. пособие для специалистов, реализующих образоват.услуги для детей с нарушением зрения / ГОУ для детей, нуждающихся в психол.-пед. и мед.-соц.помощи ; Обл.центр диагностики и консультирования, Каф.спец. (коррекционного) образования ГОУ ДПО «Челяб. ин-та переподгот. и повышения квалификации работников образования; под общ. ред. Ж.Г. Кульковой. - Челябинск: Цицеро, 2011.-95 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20122170
  7. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.- 40 с. http://pedlib.ru/Books/3/0191/index.shtml
  8. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Подколзина Е. Н. - Москва: Обруч, 2014. - 72 с.
  9. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2007 . - 256 с.https://www.labirint.ru/books/334195/
  10. Фомичева Л. В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением [текст]: методическое пособие// Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга. - Спб, 1995. - с 57-61.https://elibrary.ru/item.asp?id=25506684
  11. Фомичева Л. В. Обеспечение преемственности коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие, СПбАППО, 2011. https://elibrary.ru/item.asp?id=34901320

 

Начальное общее образование

  1. Быкова Е. Б. Формирование коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями зрения [Текст] : [учебно-методическое пособие] / Е. Б. Быкова. - Санкт-Петербург : Лема, 2018. - 103 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=35414110
  2. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. - Уфа, 2004. - 63 с. http://pedlib.ru/Books/3/0190/3_0190-2.shtml
  3. Любимова М. П. Подготовка ребенка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №8. - с. 23-32. https://elibrary.ru/item.asp?id=25123319
  4. Никулина Г. В. Организационно-педагогические основы работы по формированию коммуникативной культуры школьников с нарушениями зрения // Государственная политика в области специального образования: Материалы XI Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Государство и дети» / Гл. ред. К. В. Султанов.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. политех, ун-та, 2004. - С. 234-240. https://elibrary.ru/item.asp?id=16054214
  5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 128 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=21292673
  6. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие. - Киров: МЦНИП, 2013. - 184 с. https://www.studmed.ru/nikulina-g-v-fomicheva-l-v-zritelnoe-vospriyatie-diagnostika-i-razvitie_639fb3dc031.html
  7. Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / Под ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 600 с. https://lib.herzen.spb.ru/marc/get.php?DbVal=32391&file=contents_1428531
  8. Проглядова Г. А., Денискина В. З. Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во МПГУ, 2018. - 116 с.https://ru/item.asp?id=37256403
  9. Рельефно-точечная система: обучение чтению и письму слепых: учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 459 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30306252
  10. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: авт. программа по ЛФК для детей с тяжелой зрит. патологией (нач. шк.) : учеб.- метод. пособие. - М., 2002. - 44 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002149339
  11. Спиридонова Е. А., Никандрова Т. С. Исследование особенностей зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. Материалы научно-практической конференции. – М.:ФГБОУ ВО «МПГУ». - 2016. - с.73-77. https://elibrary.ru/item.asp?id=25592742
  12. Сухонина Н. С. Основы обучения младших школьников с нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / Сухонина Н. С.; Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет". - 2-е изд., испр. и доп. - Симферополь : Хотеева Л. В., 2018. - 119 с.https://search.rsl.ru/ru/record/01009791755

 

Основное общее образование

  1. Денискина В. З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением // Дефектология. - 2011. - No 6. - с. 61-71. http://s-vestnik.ru/node/1011
  2. Денискина В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида : Метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова. – М. : Логос, 2007. – 306 с. https://docplayer.com/43783397-Deniskina-v-z-venediktova-m-v-obuchenie-orientirovke-v.html
  3. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. - 2011. - No 5. - с. 56-64.http://s-vestnik.ru/node/1010
  4. Замашнюк Е. В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III-IV вида: учебное пособие. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 163 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23628326
  5. Замашнюк Е. В. Обучение слепых и слабовидящих: «Литературное чтение»: Учебно-методическое пособие / Е. В. Замашнюк, Т. А. Круглова. – Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2021. – 176 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46193009
  6. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб.: Каро, 2004. - 234 с. - (Коррекционная педагогика). https://elibrary.ru/item.asp?id=21148116
  7. Миллер В. Ф. Обучение незрячих пространственной ориентации: учебное пособие для тифлопедагогов и работников социальных учреждений. - ГОУВПО "Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина", Бийский фил. им. М. Н. Наумова НОУ ЦРС ВОС. - Изд. 2-е, расшир. и доп. - Бийск : БГПУ им. В. М. Шукшина, 2010. - 154 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004651931
  8. Соколов В. В., Денискина В. З., Кузнецов В. А. Новые пособия по информатике для слепых школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – №4. – С. 42-48. https://elibrary.ru/item.asp?id=35395759
  9. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 223. https://www.labirint.ru/books/305454/

Чек-лист

Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с нарушениями зрения в дошкольной образовательной организации

Дошкольное образование (слепые)

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечание
0 1 2
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства материалами и оборудованием для продуктивной деятельности
  Наличие материалов:

·  для лепки (пластилин, глина, тесто);

·   для аппликации (фактурная плотная бумага, фактурные ткани, природные объекты);

·   для конструирования;

·  рельефного рисования (прибор «Школьник»);

·  прибор для вырезания (специальные ножницы с двумя парами колец для сопряженной деятельности ребенка и педагога).

  Наличие натуральных наглядных пособий:

·  предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой урока (и/или занятия с тифлопедагогом) или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий

  Наличие тактильных наглядных пособий:

·  тактильные книжки: книжкиигрушки (их варианты: книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-фигура, книжка-ширма);

·  дидактические книжки;

·   тактильные рукодельные издания, изготовленные в строгом соблюдении методических рекомендаций, разработанных Российской государственной библиотекой для слепых;

·   рельефно-графический иллюстративный материал (книги, панно, карточки, предметные картинки), барельефные изображения.

  Наличие оборудования общего назначения:

·  аудиоаппаратура;

·  магнитная доска для совместной деятельности по выкладыванию;

·  доска для рисования маркером (для детей с остаточным зрением). Прибор «Ориентир».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Наличие материалов для сенсорного развития:

·  объемные геометрические тела,

·  деревянные наборы шаров и кубов разных величин,

·  наборы геометрических фигур,

·  вкладыши-формы,

·  наборы образцов (эталонов) по модальностям ощущений,

·  объекты для локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, фактуре, материалу);

·  природные объекты;

·   искусственно созданные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки)

·  мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики

  Наличие образно-символического материала:

·  модели,

·  звуко-наглядный ряд «Мир. Звуки и шумы»,

·  предметно-объектный ряд из разных материалов, веществ,

·  наглядный ряд ароматов и запахов,

·  рельефные картинки

  Наличие тифлографических пособий, предназначенных для подготовки слепого ребенка к изучению рельефно-точечной системы Брайля:

- Азбука для дошкольников в двух частях издательства «Логос ВОС»;

·  Тактильные карточки, содержащие различные сочетания линий, отдельно расположенных точек, лабиринты для осязательного прослеживания.

·  Колодка-шеститочие для изучения системы Брайля.

·  Мозаика-шеститочие для выкладывания отдельных букв и слогов

·   Кубик-шеститочие с подвижными элементами.

·  Прибор для письма по Брайлю 18-строчный.

·  Грифели для письма по Брайлю разного размера и формы.

·  Магнитная азбука для параллельного знакомства слепого ребенка с плоскопечатной буквой и ее рельефно-точечным аналогом

  Наличие материалов и оборудования для двигательной активности:

·  предметы для развития моторики рук, в т. ч. мелкой моторики;

·  предметы на колесиках, предвестник трости, детские трости, звучащие мячи для повышения мобильности в пространстве;

·  инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой;

·  оборудование для ходьбы с преодолением препятствий;

·  массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки;

·  объемные фактурные мягкие модули

  Наличие материалов и оборудование сенсорной комнаты:

·       сухие бассейны (малого объема, большого объема);

·       тактильные панели, тактильно-развивающие панели, текстурные тактильно-развивающие панели;

·       тактильно - игровые панно;

·       тактильная панель акустическая;

·       тактильные ячейки;

·       кистевой тренажер;

·       лабиринты ручные;

·       тактильные дорожки;

·       сенсорная тропа;

·       сухой дождь;

·       волшебный шатер;

·       волшебная нить

  Выполнение рекомендаций к организации предметно-пространственной среды:

·  коврики разной фактуры перед каждой дверью помещения;

·  напольные покрытия разной фактуры для обозначения;

·  предметы (настенный календарь, эстамп) следует размещать на панелях (стенах) на уровне рук детей;

·  предметы мебели личного пользования должны иметь осязательные ориентиры;

·  объекты-препятствия (детали лестничных пролетов) должны иметь тактильные ориентиры, выделены контрастным цветом;

·  фактурная поверхность стен,

·  фактурная и контрастная фону окантовка дверных наличников и полотен, дверных ручек;

·  стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола, чтобы слепой ребенок избежал столкновения с ними;

·   вдоль стен по возможности (особенно в коридорах) не должна стоять мебель, чтобы слепой ребенок мог передвигаться самостоятельно, ориентируясь на стену тростью или рукой;

·  двери необходимо установить таким образом, чтобы они открывались внутрь помещения либо были раздвижными;

·  в спортивном зале и в коридорах необходимо проложить тактильные направляющие для облегчения ориентировки в пространстве;

·  стол, кровать незрячего ребенка должны быть расположены с краю, так, чтобы он мог самостоятельно их находить;

·  мебель должна быть с закругленными углами, в противном случае углы драпируются войлоком или другим материалом, способным смягчить удар при возможном столкновении;

·  углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться

При организации предметно-пространственной среды должна выполняться условия:

Безопасность;

Постоянство;

Соответствие особым образовательным потребностям слепых детей

Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Наличие в образовательной организации специалистов, прошедших подготовку по тифлопедагогике, обучению слепых детей (в т.ч. системе Брайля), сопровождению незрячих детей:

-воспитатели;

-учитель-дефектолог (тифлопедагог);

-учитель-логопед;

-педагоги дополнительного образования

Методические рекомендации по созданию условий доступности для учащихся с нарушениями зрения
  ·                    контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц;

·                    ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям для детей с нарушениями зрения;

·                    на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам;

·                    ориентирующие панели в коридорах здания и возле помещений и кабинетов, с нанесением рельефно-точечных надписей (маркировки);

·                    наличие на центральном входе организации рельефного плана расположения помещений в здании с соответствующими надписями, дублированными рельефно- точечным шрифтом;

·                    прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием;

·                    зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях.

 

Дошкольное образование (слабовидящие)

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства материалами и оборудованием для продуктивной деятельности
  Наличие материалов:

·   материалы для изобразительной деятельности – цветные карандаши разные по диаметру, насыщенной тональности;

·   фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки;

·   предметные форменные трафареты для воспроизведения на них деталей и частей, трафареты для обводки др.;

·   плотная фактурная бумага, фактурные ткани, природные объекты) для лепки и аппликации;

·   напольный строительный конструктор, конструктор эмоций, мозаики, деревянные вкладыши и др.

Наличие натуральных наглядных пособий:

·   предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой урока (и/или занятия с тифлопедагогом) или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий

  Наличие оснащения предметной среды:

·   книжки (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности);

·   отдельные иллюстративные материалы – картинки, панно и др.)

  Наличие оборудования общего назначения:

3. аудиоаппаратура;

4. магнитная доска для совместной деятельности по выкладыванию;

5. доска для рисования мелом, маркером;

6. фланелеграф.

  Наличие материалов  для сенсорного развития:

1. объемные геометрические тела (монотонные и разноцветные);

2. деревянные наборы шаров и кубов разных величин;

3. наборы геометрических фигур;

4. вкладыши-формы;

5. наборы образцов (эталонов) по модальностям ощущений;

6. объекты для локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету, материалу) и др.;

7. природные объекты (природный материал);

8. искусственно созданные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки и др.);

9. мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики

  Наличие нормативно-знакового материала:

1. разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними,

2. не зашумленные алфавитные таблицы,

3. наборы карточек с визуально-фактурным изображением букв, повышающим полимодальность образа.

  Наличие материалов и оборудования для двигательной активности:

1. предметы для упражнений в равновесии, координации движений, развития моторики рук, в т. ч. мелкой моторики;

2.  для катания и бросания;

3. инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой;

4. оборудование для ходьбы с преодолением препятствий;

5. массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки;

6. объемные фактурные мягкие модули и др.

Материалы и оборудование должны быть ярких тонов (цветов), находиться в местах доступных и безопасных для организации собственной двигательной деятельности
  Наличие материалов и оборудования сенсорной комнаты:

1.                  сухие бассейны (малого объема, большого объема);

1.                  визуальные, тактильные панели (развивающие, игровые);

2.                   кистевой тренажер;

3.                   лабиринты ручные;

4.                   тактильные дорожки;

5.                   сенсорная тропа;

6.                   сухой дождь;

7.                   волшебный шатер;

8.                   волшебная нить

  Рекомендации к организации предметно-пространственной среды:

·                    стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола;

·                    наличие в спортивном зале и в коридорах ярких визуальных направляющих для облегчения ориентировки в пространстве.

·                    мебель предпочтительно должна быть с закругленными углами. Углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться.

При организации предметно-пространственной среды должна выполняться условия:

Безопасность;

Постоянство;

Соответствие особым образовательным потребностям слабовидящих детей

Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Наличие специально подготовленных высококвалифицированных кадров:

·                    учителя-дефектологи (тифлопедагоги);

·                    учителя-логопеды, педагоги-психологи;

·                    знающие психофизические особенности детей с нарушениями зрения и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы

Методические рекомендации к условиям доступности для учащихся с нарушениями зрения
  ·                    контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц;

·                    ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям для детей с нарушениями зрения;

·                    на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам;

·                    ориентирующие панели в коридорах здания и возле помещений и кабинетов;

·                    прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием;

·                    зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях

 

 

 

Дошкольное образование

(дети с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие))

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства материалами и оборудованием для продуктивной деятельности
  Наличие материалов:

·                    материалы для изобразительной деятельности: цветные карандаши разные по диаметру, насыщенной тональности, фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки;

·                    форменные предметные трафареты для воспроизведения на них деталей и частей, трафареты для обводки;

·                    изобразительные материалы для раскрашивания, штрихования;

·                    фактурная плотная бумага, фактурные ткани, природные объекты для лепки, аппликации;

·                    разнообразные конструкторы, конструктор эмоций, мозаики, деревянные вкладыши для конструирования

Материалы должны:

отвечать коррекционно-развивающим требованиям,

быть безопасными для зрения ребенка;

  Наличие наглядного материала:

34.              книжки (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности;

35.              отдельные иллюстративные материалы (картинки, панно, фотографии)

- включать для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз
  Наличие материалов  для сенсорного развития:

·                    объемные геометрические тела (монотонные и разноцветные),

·                    деревянные наборы шаров и кубов разных величин,

·                    наборы геометрических фигур,

·                    вкладыши-формы,

·                    наборы образцов (зрительных эталонов),

·                    объекты для зрительной локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету);

·                    природные объекты (природный материал);

·                    искусственно созданные материалы для развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки);

·                    мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики

  Наличие нормативно-знакового материала:

·                    разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними,

·                    не зашумленные алфавитные таблицы,

·                    наборы карточек с визуально-фактурным изображением букв, повышающим полимодальность образа

  Наличие материалов и оборудования для двигательной активности:

1.                  предметы для упражнений в равновесии, координации движений, развития зрительно-моторной координации, моторики рук, в т. ч. мелкой моторики;

2.                   для катания, бросания, метания;

3.                  для ходьбы с преодолением препятствий;

4.                  массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки;

5.                  объемные фактурные мягкие модули и др.

материалы и оборудование должны быть ярких тонов (цветов), находиться в местах доступных и безопасных для организации собственной двигательной деятельности
  Наличие материалов и оборудования сенсорной комнаты:

1.                  визуальные панели (развивающие, игровые);

2.                   кистевой тренажер;

3.                   лабиринты ручные;

4.                   тактильные дорожки;

5.                   сенсорная тропа;

6.                   сухой дождь;

7.                   волшебный шатер;

8.                   волшебная нить

  Рекомендации к организации предметно-пространственной среды:

1.                  стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола;

2.                  наличие в спортивном зале и в коридорах ярких визуальных направляющих для облегчения ориентировки в пространстве.

3.                  мебель предпочтительно должна быть с закругленными углами. Углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться.

При организации предметно-пространственной среды должна выполняться условия:

Безопасность;

Постоянство;

Соответствие особым образовательным потребностям детей с ФРЗ

Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Наличие специально подготовленных высококвалифицированных кадров:

1.                  учителя-дефектологи (тифлопедагоги);

2.                  учителя-логопеды,

3.                  педагоги-психологи.

Методические рекомендации к условиям доступности для учащихся с нарушениями зрения
  1.                  контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц;

2.                  ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям для детей с нарушением зрения;

3.                  на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам;

4.                  ориентирующие панели в коридорах здания и возле помещений и кабинетов;

5.                  прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием;

6.                  зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях

 

Чек-лист

Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с нарушениями зрения в образовательной организации

Начальное основное образование

Вариант 3.1.

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
1 Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой
  Наличие специальных учебников и учебных пособий:

1.                  издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом;

2.                  «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY;

3.                  тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY;

4.                  портативное устройство для чтения;

5.                  тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;

6.                  рельефные координатные плоскости;

7.                  рельефные географические и исторические карты;

8.                  Наличие специальных принадлежностей и тифлоприборов:

9.                  принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией);

10.              приспособление для рельефного черчения «Draftsman», «Школьник»;

11.              специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

12.              брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.) с бумагой для печати по Брайлю;

13.              брайлевский дисплей;

14.              трость для ориентировки слепых;

15.              приборы: «Графика», «Ориентир»;

16.              тренажеры и спортивный инвентарь для слепых;

17.              индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей

Специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых
2 Методические рекомендации к организации пространства
  1.                  Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

2.                  свободные проходы к партам, входным дверям,

3.                  отсутствие выступающих углов и др.;

4.                  Наличие специальных зрительных ориентиров (для слепых с остаточным зрением):

5.                  указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса;

6.                  номерные указатели;

7.                   цветовые указатели;

8.                  ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц.

9.                  Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом.

10.              Наличие осязательных ориентиров:

11.              уличные ориентиры:

1.                  направляющие перила,

2.                  бордюры,

3.                  декоративный кустарник,

4.                  пандусы на пешеходных дорожках,

5.                  дорожки с гравийным покрытием;

6.                  бетонные бордюры с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500— 600 мм — в черный;

12.              ориентиры для помещений:

1.                  надписи на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180Х40 мм);

2.                  пластмассовые пластины круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей;

3.                  направляющая (полоса или поручень), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30—50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30—40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю;

4.                  обозначения на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом);

5.                  поручни на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются);

6.                  рельефные планы этажей.

13.              Соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима:

14.              обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света;

15.              одновременное использование естественного и искусственного освещения;

16.              возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.);

17.              оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха.

18.              Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.

19.              Наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефноточечным шрифтом.

20.              Обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефноточечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML)

номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм

 

Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные

 

Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм

3 Методические рекомендации к организации рабочего места:
21.              дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);

22.              школьная парта может быть стационарно зафиксирована;

23.              быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога);

24.              номер парты должен соответствовать росту ученика;

определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога

4 Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Педагогические работники:

25.              учитель начальных классов;

26.              учитель музыки;

27.              учитель рисования;

28.              учитель физической культуры;

29.              учитель адаптивной физической культуры;

30.              педагог-психолог;

31.              социальный педагог;

32.              педагог-организатор;

33.              педагог дополнительного образования;

34.              учитель-логопед;

35.              учитель-дефектолог (тифлопедагог);

36.              воспитатель;

37.              тьютор

 

Начальное основное образование

Вариант 3.2

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
1 Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой
  Наличие специальных учебников и учебных пособий:

38.               издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом;

39.              «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY;

40.              тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY;

41.              портативное устройство для чтения;

42.              тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;

43.              рельефные координатные плоскости;

44.              рельефные географические и исторические карты;

45.              Наличие специальных принадлежностей и тифлоприборов:

46.              принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией);

47.              приспособление для рельефного черчения «Draftsman», «Школьник»;

48.              специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

49.              брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.) с бумагой для печати по Брайлю;

50.              брайлевский дисплей;

51.              трость для ориентировки слепых;

52.              приборы: «Графика», «Ориентир»;

53.              тренажеры и спортивный инвентарь для слепых;

54.              индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей

Специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых
2 Методические рекомендации к организации пространства
  1.                  Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

2.                  свободные проходы к партам, входным дверям,

3.                  отсутствие выступающих углов и др.

4.                  Наличие специальных зрительных ориентиров (для слепых с остаточным зрением):

5.                  указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса;

6.                  номерные указатели;

7.                   цветовые указатели;

8.                  ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц.

9.                  Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом.

10.              Наличие осязательных ориентиров:

11.              уличные ориентиры:

1.                  направляющие перила;

2.                  бордюры;

3.                  декоративный кустарник;

4.                  пандусы на пешеходных дорожках;

5.                  дорожки с гравийным покрытием;

6.                  бетонные бордюры с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500— 600 мм — в черный;

12.              ориентиры для помещений:

1.                  надписи на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180Х40 мм);

2.                  пластмассовые пластины круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей;

3.                  направляющая (полоса или поручень), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30—50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30—40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю;

4.                  обозначения на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом);

5.                  поручни на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются);

6.                  рельефные планы этажей.

13.              Соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима:

14.              обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света;

15.              одновременное использование естественного и искусственного освещения;

16.              возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.);

17.              оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха.

18.              Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.

19.              Наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефноточечным шрифтом.

20.              Обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефноточечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML)

номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм

 

Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные

 

Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм

3 Методические рекомендации к организации рабочего места
21.              дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);

22.              школьная парта может быть стационарно зафиксирована;

23.              быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога);

24.              номер парты должен соответствовать росту ученика;

определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога

4 Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Педагогические работники:

25.              учитель начальных классов;

26.              учитель музыки;

27.              учитель рисования;

28.              учитель физической культуры;

29.              учитель адаптивной физической культуры;

30.              педагог-психолог;

31.              социальный педагог;

32.              педагог-организатор;

33.              педагог дополнительного образования;

34.              учитель-логопед;

35.              учитель-дефектолог (тифлопедагог);

36.              воспитатель;

37.              тьютор

 

Начальное основное образование

Вариант 4.1.

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
1 Методические рекомендации по специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения
  Наличие специальных учебников и учебных пособий:

1.                  специальные учебники;

2.                  учебные принадлежности:

3.                  ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

4.                  тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача- офтальмолога должны быть специально разлинованы;

5.                  индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся

 

Специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих
2 Методические рекомендации к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию
  6.                  наличие персонального компьютера, оснащенного необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением;

7.                   адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации;

8.                  интерактивные доски

       
3 Методические рекомендации к организации пространства
  1.                  Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

2.                  свободные проходы к партам, входным дверям;

3.                  отсутствие выступающих углов и др.

4.                  Оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.).

5.                  Обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток.

6.                  Обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения.

7.                  Наличие специальных зрительных ориентиров:

8.                  указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса;

9.                  номерные указатели;

10.               цветовые указатели;

11.              ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц.

12.              Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом.

ориентиры для помещений:

13.              таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц;

14.              указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов;

15.              поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж;

16.              Соблюдение необходимого для слабовидящего светового режима:

17.              обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света;

18.              одновременное использование естественного и искусственного освещения.

19.              возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.).

20.              оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха;

21.              Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию

номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм

 

Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные

 

Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6 – 1,7 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм

4 Методические рекомендации к организации рабочего места
22.              дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);

23.              школьная парта может быть;

24.              стационарно зафиксирована;

25.              номер парты должен соответствовать росту ученика;

определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога

5 Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Педагогические работники:

26.              учитель начальных классов;

27.              учитель музыки;

28.              учитель рисования;

29.              учитель физической культуры;

30.              учитель адаптивной физической культуры;

31.              педагог-психолог;

32.              социальный педагог;

33.              педагог-организатор;

34.              педагог дополнительного образования;

35.              учитель-логопед;

36.              учитель-дефектолог (тифлопедагог);

37.              воспитатель;

38.              тьютор;

39.              врач-офтальмолог;

40.              сестра-ортоптистка;

41.              специалист по обслуживанию тифлотехнического оборудования

 

 

 

Начальное основное образование

Вариант 4.2.

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
1 Методические рекомендации по специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения
  Наличие специальных учебников и учебных пособий:

1.                  специальные учебники;

2.                  учебные принадлежности:

3.                  ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

4.                  тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача- офтальмолога должны быть специально разлинованы;

5.                  индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся

 

Специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих
2 Методические рекомендации к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию
  6.                  наличие персонального компьютера, оснащенного необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением,

7.                  адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации,

8.                  интерактивные доски.

       
3 Методические рекомендации к организации пространства
  1.                  Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

2.                  свободные проходы к партам, входным дверям;

3.                  отсутствие выступающих углов и др.

4.                  Оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);

5.                  Обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток.

обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения;

6.                  Наличие специальных зрительных ориентиров:

7.                  указатели, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса;

8.                  номерные указатели;

9.                  цветовые указатели;

10.              ориентиры для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц;

11.              Наличие слуховых уличных ориентиров: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом.

ориентиры для помещений:

12.              таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц;

13.              указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов;

14.              поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж.

15.              Соблюдение необходимого для слабовидящего светового режима:

16.              обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света;

17.              одновременное использование естественного и искусственного освещения;

18.              возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.);

19.              оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха;

20.              Использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию

номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм

 

Цветовые указатели: две горизонтальные полосы шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные

 

Ориентиры для помещений: укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6 – 1,7 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм

4 Методические рекомендации к организации рабочего места
21.              дополнительный индивидуальный источники света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога);

22.              школьная парта может быть стационарно зафиксирована;

23.              номер парты должен соответствовать росту ученика;

определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога

5 Методические рекомендации по обеспечению кадрами
  Педагогические работники:

24.              учитель начальных классов;

25.              учитель музыки;

26.              учитель рисования;

27.              учитель физической культуры;

28.              учитель адаптивной физической культуры;

29.              педагог-психолог;

30.              социальный педагог;

31.              педагог-организатор;

32.              педагог дополнительного образования;

33.              учитель-логопед;

34.              учитель-дефектолог (тифлопедагог);

35.              воспитатель;

36.              тьютор;

37.              врач-офтальмолог;

38.              сестра-ортоптистка;

39.              специалист по обслуживанию тифлотехнического оборудования

 

 

 

Чек-лист

Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с нарушениями зрения в образовательной организации.

 

Основное общее образование (Слепые обучающиеся)

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой
1.                    Наличие материалов:

1.       специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом;

2.      содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;

3.      «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY;

4.      тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY;

5.      портативное устройство для чтения;

6.      тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;

7.      рельефные координатные плоскости;

8.      рельефные географические и исторические карты;

9.      принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией);

10.  приспособление для рельефного черчения «Draftsman», «Школьник»;

11.  специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

12.  брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю;

13.  брайлевский дисплей;

14.  трость для ориентировки слепых;

15.  приборы: «Графика», «Ориентир»;

16.  тренажеры и спортивный инвентарь для слепых;

17.  текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно- 60 точечным шрифтом;

18.  иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых);

19.  иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых детей со светоощущением и с остаточным зрением);

20.  индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей

21.                Соблюдение требований к организации пространства, обеспечивающих безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

22.  создание эргономически правильных условий учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося;

23.  обеспечение свободных проходов к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и других травмоопасных предметов;

24.  освещенность помещения:

25.  обеспечение беспрепятственного прохождения в помещение естественного света;

26.  одновременное использование естественного и искусственного освещения;

27.  использование жалюзи в солнечную погоду.

28.  расстановка парт в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;

29.  наличие оптических, тифлотехнических, технических средств для обеспечения комфортного доступа к образованию каждого обучающегося с нарушением зрения («озвученные» материалы, лупы, принадлежности для рельефного черчения, брайлевские приборы, брайлевские печатные машинки, брайлевский дисплей, приборы «Графика», «Ориентир» и др.).

Методические рекомендации по обеспечению кадрами
1.                    Педагогические работники:

2.      преподаватели предметных областей, владеющие рельефно-точечной системой Л.Брайля;

3.      педагог-психолог;

4.      учитель-логопед;

5.      учитель-дефектолог (тифлопедагог);

6.      ассисетент;

7.      мед. работник.

 

Основное общее образование (Слабовидящие обучающиеся)

№ п/п Критерии оценки Баллы Примечания
0 1 2
Методические рекомендации по оснащению образовательного пространства учебными пособиями и тифлотехникой
1.                    Материально-технические условия обеспечения образовательного процесса основного общего образования включают перечень обязательных тифлотехнических, рельефно-графических, наглядных и других средств:

2.  программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экране (например, Magic) и несколько синтезаторов речи;

3.  цифровой планшет, обеспечивающий связь с интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя;

4.  ручной и стационарный видео увеличитель (например, Topaz, Ruby);

5.  учебники по общеобразовательным дисциплинам, отпечатанные увеличенным шрифтом, дополненные рельефно-графическим материалом;

6.  аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY (DAISY-книга может быть представлена как текст в электронном виде, как аудиокнига и как синхронизованная презентация текста и аудиодорожки);

7.  тифлофлешплеер с функцией диктофона и для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY;

8.  портативное устройство для чтения (электронная книга);

9.  тематические рельефно-графические пособия изд-ва «Логос»;

10.              рельефные координатные плоскости;

11.              цветные рельефные географические и исторические карты;

12.              принадлежности для черчения, в т.ч. рельефного (линейка, циркуль, транспортир);

13.              приспособления для рельефного черчения: «Draftsman», «Школьник»;

14.              трость для слабовидящих;

15.              приборы: «Графика», «Ориентир».

16.              индивидуальное освещение рабочей поверхности («Сигма», светодиодные аккумуляторные настольные лампы);

17.              тренажеры и спортивный инвентарь для слабовидящих

18.              подключаемая к компьютеру фотокамера для сканирования плоскопечатных текстов;

19.              специальные приспособления для шитья, вязания;

20.              озвученные бытовые приборы и инструменты;

21.              «говорящий» мультиметр для измерения параметров электрической цепи;

22.              «говорящий» лабораторный термометр;

23.              адаптированный для использования без визуального контроля электромеханический конструктор (например, «Знаток»)

 

24.                Соблюдение требований к организации пространства, обеспечивающих безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

25.              создание эргономически правильных условий учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося;

26.              обеспечение свободных проходов к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и других травмоопасных предметов.

27.              соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима:

28.              освещенность помещения не менее 300 ЛК;

29.              обеспечение беспрепятственного прохождения в помещение естественного света;

30.              одновременное использование естественного и искусственного освещения;

31.              использование жалюзи в солнечную погоду.

32.              расстановка парт в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;

33.              наличие оптических, тифлотехнических, технических средств для обеспечения комфортного доступа к образованию каждого обучающегося с нарушением зрения («озвученные» материалы, лупы, принадлежности для рельефного черчения, брайлевские приборы, брайлевские печатные машинки, брайлевский дисплей, приборы «Графика», «Ориентир» и др.)

 

Методические рекомендации по обеспечению кадрами
1.                    Педагогические работники:

2.  преподаватели предметных областей;

3.  педагог-психолог;

4.  учитель-логопед;

5.   учитель-дефектолог (тифлопедагог);

6.  тьютор

 

Медицинские рекомендации
1.                    Соблюдение медицинских рекомендаций:

2.  соответствие размера и высоты парт росту и комплекции обучающихся;

3.  рассадка обучающихся в классе в соответствии с рекомендациями офтальмолога;

4.  учет необходимости использования средств индивидуальной коррекции зрения;

5.  учет необходимости использования подставок для книг;

6.  включение в структуру урока физических упражнений и зрительной гимнастики;

7.  соблюдение режима зрительных нагрузок в зависимости от глубины, характера нарушенного зрения и клинических форм заболеваний, своевременное снятие зрительного и осязательного утомления.

8.  ограничение непрерывной зрительной нагрузки 15 минутами, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут, если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разноудаленных объектов, то следует сокращение времени для зрительной работы;

9.  использование ТСО непрерывно, не более 15-20 минут (при этом изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным);

10.              осуществление контроля за правильной позой обучающегося во время занятий;

11.              соблюдение других медицинских рекомендаций.