Глава 2. Уровень начального общего образования

 

2.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего образования

 

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего образования закреплены в примерных адаптированных основных общеобразовательных программах начального общего образования слепых обучающихся (варианты 3.1. и 3.2. АООП НОО) и слабовидящих обучающихся (варианты 4.1. и 4.2. АООП НОО). Настоящие комплексы потребностей позволяют учитывать в коррекционно-образовательном процессе клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Они ориентированы на решение задач образования, коррекции, социализации и (ре)абилитации слепых и слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста, обеспечивающее их успешный переход на уровень основного общего образования.

Особые образовательные потребности слепых обучающихся:

целенаправленное формирование компенсаторных способов действий; руководство осязательным и зрительным восприятием; обогащение (коррекция) чувственного опыта; развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; микро- и макроориентации, мобильности, социально-бытовой ориентировки; логических приемов переработки учебной информации; регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

  • учет в организации обучения и воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;
  • обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением, в том числе использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;
  • использование специальных методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация, систематизация, поэтапность, конструктивность и др.);
  • введение в структурное построение урока, курса пропедевтических (подготовительных) этапов;
  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений, в том числе профилактики вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;
  • создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности; инициативности, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности; мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения слепых обучающихся к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  • постановка и реализация на уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию нарушений в развитии и двигательной сфере, а также на профилактику возникновения вторичных отклонений;
  • нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.

 

Особые образовательные потребности слепых обучающихся с ЗПР.

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности слепого обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР на основе наглядно-действенного характера содержания образования («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования, обеспечение доступности учебной информации; оказание помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, а также актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения, специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения, и позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей);
  1. целенаправленное формирование компенсаторных способов действий; развитие сенсорно-перцептивной деятельности, полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; микро- и макроориентации, мобильности, социально-бытовой ориентировки; коррекция коммуникативной деятельности, двигательной сферы; руководство осязательным и зрительным восприятием; обогащение (коррекция) чувственного опыта.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся:

  1. целенаправленное: обогащение (коррекция) чувственного опыта; развитие зрительного восприятия; сенсорно-перцептивной деятельности; зрительной микро- и макроориентации, социально-бытовой ориентировки, логических приемов переработки учебной информации; регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований, познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики имеющихся зрительных нарушений;
  2. строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок; темпа учебной работы, увеличения времени на выполнение практических работ;
  3. обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия; поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе; использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения; обогащение (коррекция) социального опыта слабовидящего обучающегося;
  4. использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация, систематизация, классификация и др.);
  5. введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов;
  6. активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений и коммуникативной деятельности; расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
  7. создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  8. постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
  9. физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях; коррекция нарушений в двигательной сфере; поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
  10. введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся с ЗПР.

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР на основе наглядно-действенного характера содержания образования («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, а также актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения, специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения и позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
  1. целенаправленное формирование компенсаторных способов действий; развитие сенсорно-перцептивной деятельности, полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; микро- и макроориентации, мобильности, социально-бытовой ориентировки; коррекция коммуникативной деятельности, двигательной сферы; руководство осязательным и зрительным восприятием; обогащение (коррекция) чувственного опыта.

Таким образом, обучающиеся с нарушениями зрения на уровне начального общего образования испытывают необходимость в создании дифференцированных специальных условиях, оптимизирующих коррекционно-образовательный процесс, что предполагает обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения и организацию специальной образовательной среды с использованием соответствующих методов и приемов обучения и воспитания, а также учет результатов коррекционно-развивающей работы при оценке образовательных достижений.

 

2.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне начального общего образования

 

2.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями зрения (слепота и слабовидение) на уровне начального общего образования осуществляется в процессе реализации соответствующих вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – АООП НОО) (варианты 3.1 и 3.2 – для слепых обучающихся; варианты 4.1 и 4.2 – для слабовидящих обучающихся). Деятельность по сопровождению реализуется специально подготовленными квалифицированными специалистами: педагогом-дефектологом (тифлопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, тьютором.

В соответствии с п. 39 Приказа Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице следующих специалистов сопровождения:

  • учителя-дефектолога (тифлопедагога) на 6–12 обучающихся с нарушениями зрения;
  • учителя-логопеда на 6–12 обучающихся с нарушениями зрения;
  • педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с нарушениями зрения;
  • тьютора, ассистента-помощника на каждые 1–6 обучающихся с нарушениями зрения.

Педагогические работники АООП НОО для слепых и слабовидящих, обучающихся наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки, должны иметь документ о повышении квалификации установленного образца в области тифлопедагогики.

Педагогические работники, имеющие профессиональное педагогическое образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционно-развивающей работы, в т. ч. курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО, должны пройти переподготовку в области тифлопедагогики.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в области тифлопедагогики. В условиях инклюзивного образования учитель-дефектолог (тифлопедагог) должен иметь наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием в области специального (дефектологического) образования диплом установленного образца о профессиональной переподготовке в сфере инклюзивного образования.

В соответствии с рекомендациями ПМПК, образовательная организация может предусмотреть участие в образовательном процессе тьютора, который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца. Кроме того, образовательная организация может предусмотреть в процессе реализации АООП НОО временное или постоянное участие ассистента (помощника), который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки в области тифлопедагогики.

Главным инструментом комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения является психолого-педагогический консилиум (ППк) образовательной организации. ППк должен быть создан в каждой общеобразовательной и отдельной образовательной организации, реализующей АООП НОО для обучающихся с нарушениями зрения. В состав ППк входят: учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор, учителя (классные руководители). При необходимости в работе ППк принимают участие воспитатели. Содержание деятельности ППк по комплексному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения определяется осваиваемым вариантом АООП НОО.

При обучении по вариантам 3.1 и 4.1 АООП НОО главной задачей сопровождения ППк является реализация программы коррекционной работы. Согласно данной программе, сопровождение реализуется в следующих основных направлениях: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа. При реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования ППк, на основе психолого-педагогической диагностики, проектирует индивидуальные образовательные маршруты, результатом разработки которых являются индивидуальные адаптированные программы (ИАП). ИАП определяют особенности получения начального общего образования и внеурочной деятельности, включая коррекционную работу для каждого обучающегося в условиях инклюзии.

При обучении по вариантам 3.2 и 4.2 АООП НОО ППк обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с программой коррекционной работы, а также реализует курсы коррекционно-развивающей области учебного плана. Кроме того, ППк разрабатывает и реализует индивидуальные программы коррекционной работы в рамках индивидуальных занятий, предусмотренных коррекционно-развивающей областью учебного плана, в т. ч. по курсам коррекционно-развивающей области.

Каждый специалист, работающий в составе ППк регулярно проводит диагностику обучающегося с нарушениями зрения, отслеживает динамику его развития и коррекции. По результатам диагностики специалисты подготавливают заключение на обучающегося: учитель-дефектолог (тифлопедагог) – тифлопедагогическое заключение, учитель-логопед – логопедическое заключение, педагог-психолог – психологическое заключение, учитель – педагогическое заключение. На основании заключений всех специалистов ППк составляет психолого-педагогическую характеристику обучающегося.

ППк принимает непосредственное участие в оценке образовательных и коррекционных достижений обучающегося и в случае несоответствия образовательных достижений требованиям осваиваемого варианта АООП НОО может рекомендовать обратиться в ПМПК с целью решения вопроса о переходе на другой вариант АООП НОО. ППк играет ведущую роль в оценке результатов освоения программы коррекционной работы и курсов коррекционно-развивающей области учебного плана. Так, низкая результативность освоения курсов коррекционно-развивающей области «Пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка» и «Развитие зрительного восприятия» могут оказать существенное влияние на выбор варианта АООП ООО при переходе на уровень основного общего образования. В данном случае речь идет о преемственности в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.

Специалисты, реализующие комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения должны обладать специальными профессиональными компетенциями в сфере образования, развития и коррекции обучающихся данной категории.

Педагог-дефектолог (тифлопедагог) должен обладать следующими специальными компетенциями:

  • способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования обучающихся с нарушениями зрения;
  • способен проектировать адаптированные, основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации для обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  • способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающегося младшего школьного возраста с нарушениями зрения совместно с взрослыми и сверстниками, в том числе с сохранными зрительными возможностями;
  • способен к проектированию и реализации коррекционно-образовательного процесса с учетом достижений современной дефектологической науки в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, при использовании тифлоинформационных технологий, тифлотехнических средств и рельефно-графических пособий на уровне начального общего образования;
  • способен к организации диагностико-консультативной помощи и профилактической деятельности, с учетом дифференцированных клинико-психолого-педагогических особенностей и особых образовательных потребностей обучающегося младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  • способен осуществлять отбор технологий диагностической и коррекционной работы с учетом офтальмо-гигиенических и офтальмо-эргономических требований к организации образовательного процесса, а также разрабатывать и реализовывать программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися младшего школьного возраста по направлениям: «Пространственная ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности», «Развитие осязания и мелкой моторики»;
  • способен осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с учетом зрительных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся младшего школьного возраста;
  • способен к организации и реализации коррекционной работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими зрительную депривацию и / или вторичные отклонения в развитии при нарушениях зрения;
  • способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся младшего школьного возраста;
  • способен к проектированию индивидуального образовательного маршрута коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими обучающимися младшего школьного возраста и создание условий для их реализации на уровне начального общего образования;
  • способен планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений, по вопросам тифлопедагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения, в том числе в деятельности психолого-педагогического консилиума.

Учитель-логопед должен обладать следующими специальными компетенциями:

  1. способен осуществлять и оптимизировать логопедическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  2. способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы по развитию всех компонентов речи у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;
  3. способен проектировать организацию совместной и индивидуальной логопедической работы обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения совместно с взрослыми и сверстниками, в т. ч. с сохранными зрительными возможностями;
  4. способен к проектированию и реализации логопедической работы с учетом достижений современной дефектологической науки в области логопедии, тифлопедагогики, тифлопсихологии на уровне начального общего образования;
  5. способен к организации логопедической диагностико-консультативной помощи и профилактической деятельности речевых нарушений, с учетом дифференцированных клинико-психолого-педагогических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  6. способен разрабатывать программы мониторинга результатов речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, а также разрабатывать и реализовывать программы коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими обучающимися по направлениям: профилактика и коррекция вербализма речи, коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического восприятия и памяти, звуко-буквенного-анализа и синтеза, связной речи, коррекция нарушений устной и письменной речи (дислексии и дисграфии) у обучающихся с нарушениями зрения.
  7. способен осуществлять логопедическую деятельность на уровне начального общего образования с учетом зрительных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся младшего школьного возраста;
  8. способен к организации и реализации логопедической работы с обучающимися, имеющими зрительную депривацию и / или вторичные отклонения в развитии при нарушениях зрения;
  9. способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, коррекционно-развивающие, логопедические технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с речевыми и зрительными нарушениями;
  10. способен к проектированию индивидуального образовательного маршрута коррекционно-развивающей логопедической работы со слепыми и слабовидящими обучающимися младшего школьного возраста и создание условий для его реализации на уровне начального общего образования;
  11. способен планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений по вопросам логопедического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

Педагог-психолог должен обладать следующими специальными компетенциями:

  1. способен осуществлять и оптимизировать психолого-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования обучающихся с нарушениями зрения;
  2. способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;
  3. способен проектировать организацию совместной и индивидуальной психолого-педагогической работы обучающихся с нарушениями зрения совместно с взрослыми и сверстниками, в т.ч. с сохранными зрительными возможностями;
  4. способен к проектированию и реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения с учетом достижений современной дефектологической науки на уровне начального общего образования;
  5. способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями зрения на основе развития сенсорно-перцептивных навыков, зрительного восприятия, социально-бытового ориентирования;
  6. способен к организации психолого-педагогической диагностико-консультативной помощи и профилактической деятельности, с учетом дифференцированных клинико-психолого-педагогических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
  7. способен осуществлять психологическое сопровождение обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, с использованием тифлоинформационных технологий, тифлотехнических средств, обеспечения психологической безопасности, включая интернет-контент и средства массовой информации;
  8. способен к проектированию, реализации и экспертизе организационно - методического обеспечения программ, и мероприятий по развитию обучающихся с нарушениями зрения;
  9. способен осуществлять просветительскую психолого-профилактическую деятельность с участниками образовательных отношений на уровне начального общего образования с целью повышения уровня тифлопсихологической культуры общества;
  10. способен к проведению психологического консультирования, восстановления и реабилитации обучающихся с нарушениями зрения в общеобразовательных и отдельных образовательных организациях;
  11. способен к планированию и проведению психологической диагностики особенностей психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, их родителей и сотрудников образовательной организации
  12. способен осуществлять коррекционно-развивающую организационную и техническую поддержку в оказании психологической помощи (консультирование, развитие, коррекция, реабилитация) обучающимся с нарушениями зрения и их родителям, имеющим психологические проблемы разного характера (личные, семейные, профессиональные, межличностные и др.) с учетом их половозрастных, индивидуальных и зрительных особенностей.

 

2.2.2. Организация специальной образовательной среды

Специальная образовательная среда должна отвечать дифференцированным особым образовательным потребностям обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Организация и содержание специальной образовательной среды определяются требованиями к условиям реализации каждого из вариантов АООП НОО для обучающихся с нарушениями зрения. Специальная образовательная среда для обучающихся данной группы включает требования к организации процесса обучения, пространства, временного режима обучения, рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения; учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

Наполняемость классов в условиях инклюзивного образования составляет не более 2 слепых обучающихся в классе; не более 2 слабовидящих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 слепом – не более 20 обучающихся, при 1 слабовидящем – не более 25 обучающихся; при 2 слепых – не более 15 обучающихся, при 2 слабовидящих – не более 20 обучающихся. Не более трех обучающихся с нарушениями зрения в общеобразовательном классе. Предельная наполняемость отдельного класса для слепых обучающихся – не более 8; для слабовидящих обучающихся – не более 12.

При организации пространства для обучающихся с нарушениями зрения младшего школьного возраста необходимо соблюдать следующие специальные требования:

1.1. Безопасность и постоянство предметно-пространственной среды:

Определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и др.);

1.2. Оснащение в соответствии с дифференцированными особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями зрения школьных помещений и пришкольной территории специальными ориентирами, рассчитанными на использование сохранных анализаторов:

специальными зрительными ориентирами для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров классов, названий учебных кабинетов, кабинетов специалистов сопровождения и руководящих работников. Такие ориентиры укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3–1,5 м, размер таблички составляет 500х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм;

осязательными ориентирами для помещений: надписями на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180х40 мм); пластмассовыми пластинами круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей; направляющей (полосой или поручнем), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30-50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30-40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю; обозначениями на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом); поручнями на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30-40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются); рельефными планами этажей;

уличными ориентирами: стрелочными указателями, показывающими направление движения до нужного объекта;

уличными ориентирами: направляющими перилами, бордюрами, декоративным кустарником, пандусами на пешеходных дорожках, дорожками с гравийным покрытием; бетонными бордюрами с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500-600 мм - в белый, 500–600  мм - в черный;

слуховыми уличными ориентирами: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом;

1.3. Соблюдение необходимого светового режима в соответствии с состоянием зрительных функций обучающихся (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.);

1.4. Оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций обучающихся (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха;

Определенный уровень освещенности школьных помещений:

требования к уровню освещенности школьных помещений (классов, кабинетов, спортивного зала, рекреаций, комнат отдыха и др.) при реализации АООП НОО для обучающихся с нарушениями зрения в отдельных образовательных организациях должны соответствовать предусмотренным нормам освещения в зависимости от состояния зрительных функций обучающихся;

требования к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО для обучающихся с нарушениями зрения в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слепого обучающегося с остаточным зрением должен быть увеличен (по рекомендации врача-офтальмолога) за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света;

Доступность образовательной среды:

использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с нарушениями зрения;

использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;

наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения книг, изданных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;

обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия обучающимися с нарушениями зрения, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).

Рабочее место обучающегося с нарушениями зрения должно отвечать следующим требованиям: оборудовано дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога); школьная парта стационарно фиксируются и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога (тифлопедагога)); номер парты должен соответствовать росту обучающегося; определение местоположения парты в классе для обучающихся с нарушениями зрения (за исключением тотально слепых) осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации: специальное программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК (программа увеличения изображения на экране); цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix); индивидуальное освещение рабочей поверхности.

В целях обеспечения комфортного доступа обучающихся с нарушениями зрения к образованию рекомендуется использовать персональный компьютер или ноутбук, оснащенный специальным программным обеспечением (Программы: «JAWSforWindows», «NVDA»; «Duxbury BrailleTranslator» программы увеличения изображения на экране и т. д.). Для слабовидящих обучающихся интерфейс ПК должен быть настроен в соответствии с их зрительными возможностями. При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих. Для слабовидящих обучающихся допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить их равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Официальные сайты образовательной организации должны быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся.

Образовательный процесс для обучающихся с глубокими нарушениями зрения должен быть оснащен специальными тифлотехническими средствами, такими как азбука–колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика», «Школьник» и др. В образовательном процессе для обучающихся с нарушениями зрения используются оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.). Образовательная организация должна быть обеспечена специальными техническими устройствами, позволяющими преобразовывать визуальную информацию в доступные форматы (брайлевский принтер со специальным программным обеспечением и т.д.). В образовательном процессе для обучающихся с нарушениями зрения необходимо использовать тифлофлешплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг, а также портативное устройство для чтения.

Специальные учебники, учебные принадлежности, дидактические материалы и наглядные пособия для обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения должны отвечать дифференцированным требованиям. В образовательном процессе для слепых обучающихся необходимо использовать:

учебники, созданные на основе учебников для сверстников с сохранными зрительными возможностями, изданные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;

«озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители;

текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых детей со светоощущением и с остаточным зрением); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей.

  • тематические рельефно-графические пособия;
  • рельефные координатные плоскости;
  • рельефные исторические и географические карты;
  • принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией);
  • приспособление для рельефного черчения (Приборы: «Draftsman», «Школьник»);
  • специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;
  • брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т. п.), бумагой для печати по Брайлю;
  • трость для ориентировки слепых;
  • приборы, предназначенные для коррекционной работы по пространственной ориентировке («Графика», «Ориентир»);
  • тренажеры и спортивный инвентарь для слепых.

В образовательном процессе для слабовидящих обучающихся необходимо использовать:

  • специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся с сохранными зрительными возможностями, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;
  • учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;
  • индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

 

2.2.3. Специальные методы и приемы обучения и воспитания

В образовательной деятельности для обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего образования используются те же методы и приемы, что и для их сверстников с сохранными зрительными возможностями. Однако, как и на уровне начального общего образования при использовании наглядных, словесных и практических методов в работе с обучающимися данной группы сохраняется, актуализируется и расширяется необходимость их адаптации, обеспечения их специфических сочетаний и комбинаций, а также использования специальных приемов. Так, традиционные словесные методы (рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа) необходимо не только сочетать с наглядными методами, но и обеспечить специальную адаптацию предъявляемой наглядности. Демонстрация должна сопровождаться четкими лаконичными комментариями педагога. Мультимедийная презентация допускается к использованию только в том случае, если она разработана в соответствии с требованиями к созданию презентаций для слабовидящих. Следовательно, главной особенностью использования наглядных методов является адаптация наглядного материала, а также сопровождение демонстрационного показа устными или письменными комментариями (например: каждый демонстрируемый графический объект должен сопровождаться специально подготовленным текстовым комментарием, содержащим подробное описание объекта, этот комментарий должен быть озвучен педагогом).

В работе с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими глубокие нарушения зрения, целесообразно использовать следующие специальные приемы:

  • алгоритмизации деятельности;
  • сопряженных действий;
  • «От простого к сложному»;
  • расчленения учебного материала на отдельные фрагменты, части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;
  • сочетания и рационального чередования зрительной и слуховой информации, письменной и устной работы;
  • снятия зрительной и тактильной утомляемости;
  • направленные на обеспечение понимания и усвоения специальной символики и ее единообразия (сигнальные карточки);
  • выделения существенных признаков изучаемых объектов, явлений и событий;
  • определения качества предметных представлений;
  • замены демонстрационных показов лабораторными опытами или самостоятельными работами;
  • подбора объектов, выбора способов достижения и форм представления результатов продуктивной деятельности обучающихся, создания условий для целенаправленного восприятия информации, преобразованной в доступные форматы;
  • конкретизации речи педагога.

Обучающиеся с младшего школьного возраста с нарушениями зрения испытывают необходимость в повышенном, а при глубоких нарушениях зрения и в прямом педагогическом руководстве. Кроме того, чрезвычайно важным является постоянное получение педагогом обратной связи от обучающегося.

Еще одно обязательное условие организации образовательного процесса - соблюдение регламента зрительных (для слабовидящих и слепых обучающихся с остаточным зрением) и тактильных (для слепых обучающихся) нагрузок, а также строгий учет и соблюдение всех рекомендаций врача-офтальмолога. Эти рекомендации, прежде всего, касаются соблюдения светового режима и соблюдения режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний.

Вся учебная информация должна быть доступна для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и / или осязания слепыми обучающимися и для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися. При выполнении обучающимися с нарушениями зрения итоговых работ необходимо адаптировать текстовый и иллюстративный материал в соответствии с их дифференцированными особыми образовательными потребностями, а также увеличить время на их выполнение. Время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся с сохранными возможностями здоровья.

 

2.2.4. Оценка образовательных достижений

Требования к освоению обучающимися с нарушениями зрения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяются вариантом АООП НОО. При освоении вариантов 3.1 и 4.1 АООП НОО слепые и слабовидящие обучающиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений возможностей здоровья в те же сроки (4 года). Требования к результатам освоения полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО. В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включаются требования к результатам освоения программы коррекционной работы.

При освоении вариантов 3.2 и 4.2 АООП НОО слепые и слабовидящие обучающиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений возможностей здоровья в пролонгированные сроки (5 лет). При освоении вариантов: 3.1, 3.2, 4.1 и 4.2 АООП НОО оцениваются три группы планируемых образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные результаты. При освоении вариантов 3.2 и 4.2 АООП НОО наряду с требованиями к результатам освоения междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий и программ общеобразовательных учебных предметов, устанавливаются требования к освоению программ курсов коррекционно-развивающей области: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие коммуникативной деятельности».