Глава 3. Уровень основного общего образования: особые образовательные потребности и условия их удовлетворения
Особые образовательные потребности детей с РАС на уровне общего образования имеют преемственные связи с потребностями в начальной школе и вместе с тем имеют свои особенности, связанные с возрастным развитием ребенка, задачами его подготовки к независимой жизни и профессиональной ориентации.
Остается актуальной потребность в комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и тесному взаимодействию специалистов и родителей. Потребность, которая становится особенно значимой в период прохождения им соматических и психологических рисков периода пубертата, что требует внимания и индивидуального подхода в оценке его психического и соматического состояния и динамики развития, к определению уровня доступных физических, умственных и эмоциональных нагрузок и степени интеграции в обучении. Возможно определение щадящего режима, включая индивидуальное учебное расписание, предупреждающее перегрузку, вызванную повышенной сенсорной чувствительностью, истощаемостью или тревожностью ребенка.
Условием реализации комплексного подхода является профессиональная квалификация медицинских и педагогических сотрудников и специалистов психологов, логопедов, тьюторов в области РАС и согласованность их взаимодействия, которую должно обеспечить регулярное проведение внутришкольных консилиумов, рассматривающих изменения состояние здоровья, динамику развития ребенка, текущие проблемы и коррекционные задачи его обучения и социализации, оценка динамики развития ребенка совместно с его близкими.
Сохраняется потребность в вариативности форм образования, обеспечивающих получение образования всем детям с РАС. Завершение диагностического периода обучения в младшей школе вновь ставит перед специалистами и родителями вопрос выбора адекватной формы продолжения обучения ребенка, ее подтверждение или изменение в сторону усложнения или облегчения. Условием успешности сделанного выбора является согласованная оценка специалистов школы и семьи ребенка подготовленности и перспективности обучения ребенка в условиях полной интеграции в общеобразовательной школе (первый вариант школьного обучения); интеграции в специальной школе в соответствии с сопутствующими РАС нарушениями развития (второй и третий варианты); продолжение обучения в специальном классе с частичной и индивидуально дозированной интеграцией в сообщество сверстников (четвертый вариант).
Переход детей с РАС в более сложные условия обучения в средней школе снова актуализирует особые образовательные потребности, особенно значимые для них в начале обучения в младшей школе: потребности в специальной помощи в адаптации к усложняющимся условиям обучения.
Ребенок снова нуждается в помощи в освоении новой для него и более сложной пространственно-временной организации жизни в школе, с занятиями в разных кабинетах, на разных рабочих местах, с большей сложностью расписания и его вариативностью в разные дни недели. Трудность освоения расположения кабинетов и порядок перехода между ними может на время дезадаптировать ребенка.
Условием, способствующим самоорганизации ребенка в новых обстоятельствах, является создание и поддержание четкой пространственно-временной структуры школьной жизни, изменения в которой должны готовиться заранее и предварительно оговариваться с ребенком. Усвоению принятого порядка способствует его представление ребенку в виде индивидуальных расписаний в картинках, фотографиях или в вербальной форме в зависимости от уровня его развития. В случае возникшей дезорганизации возможно дозированное подключение помощи тьютора.
Новизна условий обучения в средней школе может обострить склонность ребенка к дискомфорту и увеличить вероятность его неадекватных реакций на утомление и интенсивность сенсорных впечатлений. В связи с этим остается необходимость учета его особых отношений с сенсорной средой и осторожность введения его в ситуации, способные спровоцировать неадекватные реакции. Актуальным является наличие в школе специального места для отдыха и релаксации, где ребенок может успокоиться при выходе из травмирующей ситуации.
Потеря постоянного контакта с первым учителем, на которого он уже научился опираться в своей учебной деятельности, с кем уже успел выстроить продуктивные социальные отношения, актуализирует его потребность в других источниках поддержки, укрепляющих его положительное отношение к школьной жизни и самооценку, мотивирующих к общению, обучению и социальному развитию. Условием ее удовлетворения является спокойная и доброжелательная атмосфера на уроках и переменах; выявление и поддержание интересов ребенка, стимулирующих мотивацию к обучению, поддержание эмоциональных контактов, возникающих на основе общих интересов; последовательное внимание к каждому достижению ребенка и его поощрение; использование и специальное создание ситуаций его успешности в собственных глазах и в глазах соучеников, вовлечение в эмоциональный контакт с ними. Возможно и временное возвращение индивидуального сопровождения ребенка тьютором, который может не только помочь ребенку наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, но и стать для них примером выстраивания отношений со школьником с РАС.
В средней школе актуальными для детей с РАС остаются потребности, связанные с освоением образовательной программы и использовании особых методов обучения. Стойкие особенности психического развития детей, специфика их жизненного опыта обусловливают необходимость адаптации и индивидуализации содержания основной образовательной программы; специального подбора педагогических методов и средств обучения.
Условиями удовлетворения этих потребностей являются адаптация содержания учебных программ отдельных предметов, прежде всего, предметов гуманитарного цикла: изучения литературных произведений, текстов по истории и обществоведению, освоение которых затруднено для детей с РАС в связи с трудностями социального развития и понимания внутреннего мира других людей. Неравномерность усвоения учебного материала детьми с РАС, связанная с особенностями развития их психических функций, требует применения гибкого подхода в составлении рабочих программ по изучаемым предметам в определении порядка изучаемых тем, увеличению или уменьшению времени их прохождения и возвращении к пройденному: введения тем, способствующих освоению учебного материала в рамках коррекционной программы.
Сохраняется также потребность в использовании особых методов обучения детей с РАС: методик, приемов и способов подачи учебного материала, учитывающих особенности восприятия информации, связанные с трудностями ее активной переработки. Специальные методы обучения необходимы этим детям для успешного освоения образовательной программы. Условием, способствующим восприятию учебного материала, является его зрительная визуализация - опора на наглядные формы мышления. Особенности речевого развития детей с РАС приводят к тому, что вербальная информация недостаточно хорошо усваивается ими без использования наглядных опор. Дополнительные средства визуализации необходимы при объяснении учебного материала, выполнении учебных заданий, при устных ответах обучающегося.
Особую актуальность в средней школе приобретает потребность детей в специальной помощи в развитии универсальных учебных действий. Условия обучения в средней школе все больше требуют от ребенка их самостоятельного применения, но освоение их у детей с РАС к окончанию младшей школы в большинстве случаев на соответствует уровню достижений обычных сверстников. Решение задачи развития ребенка, как субъекта учебной деятельности, активно ставящего и разрешающего учебные задачи, требует создания и реализация программы индивидуальной коррекционной помощи, опирающейся на достижения ребенка на конец обучения в младшей школе.
Потребность в развитии жизненных компетенций. Для преодоления склонности детей с РАС к формальному усвоению полученных знаний и тенденции использовать их в русле аутостимуляции, содержание адаптированной образовательной программы должно обеспечивать им понимание связи учебного материала с собственным жизненным опытом и стимулировать их применение в реальной жизни, максимально расширяя жизненное пространство ребенка.
В средней школе остаются значимыми образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей детей с РАС в развитии эмоционально-волевой сферы и в социальной адаптации. Это сохраняющаяся недостаточность средств коммуникации и понимания других людей, развития самосознания, картины мира ребенка и его мотивационной сферы, понимания другого человека и вовлеченности в совместную деятельность. Одним из условий вовлечения ребенка во взаимодействие с другими людьми является накопление его опыта успешных контактов с окружающими людьми, что требует направленной помощи в установлении и развитии позитивных контактов с учителями и одноклассниками. При этом ребенок нуждается не только в вовлечении в общение и совместную деятельность, но и в помощи в осознании и освоении полученного опыта коммуникации как основы ее дальнейшего развития и социализации;
Подрастая, ребенок с РАС продолжает нуждаться в психолого-педагогической поддержке развития самосознания и саморегуляции: преодолении неполноты и фрагментарности представлений о себе и собственном жизненном опыте, помощи в осознании и осмысления значения происходящих событий. Ребенку требуется помощь в развитии способности дифференцированного восприятия эмоциональных проявлений других людей, понимания мотивов и внутренней логики их поведения. Продвижение в этом направлении помогает школьнику с РАС принимать общепринятые правила и выстраивать собственное социальное поведение, усваивать морально-этические нормы;
В силу особенностей развития при РАС проблемы развития эмоционально-волевой сферы ребенка с возрастом не проходят сами по себе и требуют составления и применения специальных, индивидуально ориентированных коррекционных программ помощи эмоциональному, личностному и социальному развитию ребенка. Они могут реализовываться на основе творческой деятельности ребенка, организованной совместно с другими детьми, что предполагает использование всех форм внеклассной работы и дополнительного образования; на индивидуальных или групповых занятиях с психологом, включающих доверительное обсуждение с ребенком или группой детей происходящих событий и их отношения к ним, совместное обращение к содержанию ведущегося ребенком «Дневника событий и впечатлений», совместном прочтении и обсуждении художественных произведений, связанных с жизненным опытом и опытом переживаний ребенка и способных обогатить его лучшим пониманием себя и других людей, получить опыт восприятия шутки, подтекста и контекста ситуации.
Вовлечение ребенка с РАС в эмоциональное общение и совместную деятельность стимулирует освоение им новых форм вербальной и невербальной коммуникации. Создает благоприятные условия для направленного освоения навыков коммуникации и форм социального поведения, что делает детей с РАС более приспособленными к условиям школьной жизни и дает им возможность дальнейшего развития социальной адаптации.
На уровне основной школы становятся актуальными образовательные потребности, связанные с взрослением ребенка с РАС. В средней школе дети с РАС так же, как и все другие дети, вступают в новый возрастной этап развития. В связи с этим переход от начального к основному общему образованию требует не только усложнения содержания и программ обучения ребенка, но и значительной трансформации самих задач образования. В случае детей с РАС, как и для всех других детей, изменения в структуре особых образовательных потребностей должны поддерживать развитие их готовности к максимально активной и полноценной жизни в сообществе и поиск возможностей профессиональной реализации, и, вместе с тем, они имеют свою специфику.
Для подростков с РАС необходимо создание и применение коррекционных программ, поддерживающих развитие их способности к независимой жизни - самостоятельному решению повседневных бытовых и социальных задач, например, таких как задачи поддержания собственной опрятности и чистоты в доме, самостоятельного похода в магазин, выбора необходимого и совершения покупок, использования и хранения продуктов, адекватного поведения в транспорте, правил общения с соседями. Реализация подобных программ необходима всем детям с РАС, в том числе и наиболее успешным в интеллектуальном развитии. Задачей основного образования становится выявление способностей ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшем в его профессиональном развитии, и формирование интересов и навыков, способствующих из реализации.
Система оценивания образовательных результатов детей с РАС на уровне общего образования нуждается в адаптации и индивидуализации и должна отражать не только достижения ребенка в освоении содержания учебных программ, но и владение универсальными учебными навыками, продвижение в развитии жизненной компетенции и освоении социально- бытовых навыков, способов коммуникации и взаимодействия с другими людьми; социального и личностного развития. Требуется создание особых условий для проведения проверочных, контрольных и экзаменационных работ: для выявления знаний и умений детям с РАС должны быть обеспечены привычные и эмоционально комфортные условия без четко обозначенных временных рамок. Жесткое ограничение времени выполнения заданий вызывает у таких детей тяжелый стресс и может полностью дезорганизовать деятельность даже самых успешных в учебе детей.
Чек-лист
Наличие специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в образовательной организации
- Профессиональная подготовленность педагогического состава и специалистов начальной школы к интегрированному обучению детей с РАС и возможность их последующей методической поддержки.
- Создание вариативных условий, обеспечивающих ребенку с РАС индивидуально подобранную меру и форму интеграции в условия обучения в общеобразовательной начальной школы.
- Наличие специалистов для оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи обучению и социальному развитию ребенка с РАС.
- Создание социальной и сенсорной среды безопасной и комфортной ребенку.
- Разработка и применение адаптированных и индивидуализированных программ и особых методов обучения, отвечающих образовательным потребностям детей с РАС.
- Разработка и применение программ специальной коррекционной помощи в обучении, социальном и личностном развитии ребенка;
- Возможность оказания ребенку с РАС индивидуальной психологической, дефектологической, логопедической помощи в формировании учебного поведения, развитии коммуникативных и социально бытовых навыков.
- Использование помощи тьютора, сопровождающего ребенка в бытовых и учебных ситуациях.
Взаимопонимание и взаимодействие специалистов и семьи ребенка с РАС, совместная оценка динамики развития ребенка и успешности его интеграции в условия детского учреждения.