1. Трудности поведения детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с матерями. Факты и причины этих трудностей

В процессе исследования каждой паре «мать – ребенок» было предложено пообщаться, поиграть. Для этого им предоставили игрушки, подходящие ребенку по возрасту. Всё происходило в знакомом помещении, дома или в центре, который ребенок посещал неоднократно.

В такой ситуации, приближенной к типичной для взаимодействия пары, были сделаны видеозаписи. Мать была предупреждена о видеосъемке заранее и дала на это письменное согласие. Исследователь, проводивший видеозапись, мать и ребенок были хорошо знакомы. Ребенок был здоров, встреча совпадала со временем его бодрствования.

Анализ видеоматериала помог выделить и зафиксировать сложности взаимодействия в паре и то, как мать и ребенок пытаются справляться с ними. Специалист, который в своей практике сталкивается с трудностями поведения ребенка с синдромом Дауна, при соответствующих жалобах его родителей также может организовать видеозапись игры матери и ребенка и увидеть проблемное поведение, о котором далее пойдет речь.

Были выделены следующие поведенческие проявления ребенка, которые осложняют взаимодействие с матерью:

  • случаи протеста и отказа от общения с матерью;
  • агрессивные проявления;
  • специфические коммуникативные действия ребенка как способ переключения внимания матери;
  • противоречивые реплики;
  • полевое поведение;
  • стереотипии у ребенка с синдромом Дауна.

Рассмотрим подробно эти поведенческие трудности. Некоторые из них хорошо знакомы специалистам, некоторые станут узнаваемы после специального обучения и при наблюдении за взаимодействием пары.

  • Случаи протеста и отказа ребенка от общения с матерью

Родители маленьких детей с синдромом Дауна жалуются на то, что ребенок не слышит взрослого, его трудно заинтересовать чем-то, привлечь внимание. Ребенок предпочитает быть «сам по себе», а если взрослый предлагает позаниматься чем-то полезным, с его точки зрения: поиграть, почитать книжку, порисовать вместе – ребенок отказывается. Взрослый обращается с просьбами к малышу, а он не откликается, не выполняет их. Иногда бывает, что мать предлагает ребенку поиграть или просит о чем-то и в случае отказа проявляет настойчивость, а малыш начинает протестовать, капризничать.

Изучение видеоматериалов взаимодействия пары (каждый эпизод по 20 мин.) показало следующее: сначала мать и ребенок играли вместе, а потом, чаще во второй половине видеозаписи, некоторые дети начинали игнорировать предложения матери или отвечать на них протестом, проявляли гнев, агрессию. Это не просто отказ от конкретного предложения, это отказ типа: «не хочу это и всё, что будешь предлагать!», когда ребенок не слышит, не воспринимает никакие предложения.

Протестное поведение и отказ от общения наблюдался у детей в двух вариантах.

Первый вариант: ребенок замирает в определенной позе, его действия затормаживаются, он затихает, «уходит в себя», на призывы матери к общению не отвечает или слабо протестует.

Второй вариант: ребенок разбрасывает предметы, протестует (использует отвергающие жесты, вокализирует с недовольством), кричит, проявляет агрессию, пребывает в истерике, отворачивается и отдаляется от матери.

Пример, который иллюстрирует второй вариант.

До момента отказа от общения мать и ребенок С. (3 г.) играли с кубиками, смотрели картинки, вместе доставали из коробки и рассматривали игрушки. Мальчик сидел за столом, перебирал игрушки. Мать находилась за спиной ребенка, комментировала его действия, задавала вопросы.

Вдруг ребенок резко сбрасывает игрушки со стола. Мать спрашивает, зачем он разбросал игрушки, как будет играть. Мальчик по просьбе и указанию матери поднимает игрушки с пола и ставит на стол. Через время он берет игрушку и бросает ее в стену, опять сбрасывает все игрушки на пол.

Мать наклоняется, грозит пальцем, строго говорит: «Нет, бросать нельзя!». Ребенок выпрямляется, выгибает спину, выставляет грудь вперед, кричит, сжимает кулаки, – всё тело напряжено. Мать просит поднять пирамидку, указывает на игрушку, показывает жестом «дай». Ребенок кричит: «О-О», отмахивается от матери, отстраняет ее руки. Мать повторяет просьбу дать ей пирамидку. Ребенок выгибает спину, кричит (издавая звуки кряхтения и рычания). Его руки напряжены, ладони раскрыты в жесте отталкивания, он не реагирует на обращения матери.

Мать разговаривает с мальчиком: спрашивает, почему он сердится, просит успокоиться. Поведение ребенка не меняется: всё тело напряжено, спина выгнута, он кричит с интонациями недовольства и протеста. Мать просит ребенка не сердиться. Он отворачивается от матери, сохраняет напряженную позу, трясет руками, кричит и дальше отходит от нее. Описанное поведение ребенка (пребывание в напряженной позе и непрерывающийся крик) сохраняется около 15 секунд.

В приведенном примере отказ ребенка от общения с матерью приводил к продолжительной паузе во взаимодействии, и общение прерывалось на значительное время. Такое поведение ребенка наблюдалась у 33,3 % пар «мать – ребенок раннего возраста» и у 10 % пар «мать – ребенок дошкольного возраста».

Каковы причины такого поведения ребенка?

Анализ фрагментов видеозаписи, предшествующих отказу от общения, показал, что до того как разворачивалась такая бурная протестная реакция, практически всегда дети слабо выражали недовольство, сообщали матерям о том, что они хотят чего-то другого. Матери не реагировали на это (не видели или не придавали значения), им удавалось настоять на своем, продолжить «свою» игру.

У детей со случаями отказов и протестного поведения наблюдалась низкая активность в общении: они ни разу не проявляли инициативу или делали это однократно. Дети не приглашали взрослого к общению: не протягивали игрушку, не пытались вовлекать в игру, не запрашивали помощь, не обращались за оценкой. Если же была однократная инициатива, то мать не откликалась на нее, не поддерживала ребенка. Еще одна из особенностей матерей – они не называют ребенку все, что его окружает, не объясняют явления и предметы окружающего мира.

Таким образом, реакции отказов ребенка от общения с матерью можно рассматривать как вариант его протеста на ограничение активности и невозможность удовлетворить свой интерес и предпочтения.

Причину трудностей можно связать с нечутким поведением матери во взаимодействии с ребенком, однако это будет ошибкой. Ведь и ребенок не умеет (не научился или не научили) заявлять о своих предпочтениях, проявлять инициативу и настаивать на ней. Но поскольку «учит» общению мать, приписать  причину трудностей в поведении ребенка  только ему тоже невозможно.

Речь идет о сложностях в подстройке и организации диалога матери и ребенка, и причины этих сложностей связаны с каждым участником пары. Следовательно, работу по преодолению трудностей в общении, связанных с отказами и протестами ребенка, необходимо проводить как с ребенком, так и с матерью.

Достаточно часто протест ребенка сопровождается целым комплексом поведенческих проявлений: двигательной активностью, напряженностью во всём теле, специфическими позами, криком. Среди них особое место занимают агрессивные действия, направленные на мать, на себя (самоагрессия) или на игрушки.

  • Агрессивные проявления ребенка во взаимодействии с матерью

В исследованиях развития типичных детей дошкольного и школьного возраста агрессия понимается как «целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу» [29, c.17].

Такое определение не может быть буквально применено к описанию поведения детей дошкольного и тем более раннего возраста с синдромом Дауна, т. к. целенаправленность действий у них только формируется, и понятие «нанесение ущерба» несопоставимо с действиями маленького ребенка. Речь может идти только об агрессивных поведенческих проявлениях, которые феноменологически могут быть описаны так: во время общения и игры ребенок реагирует на просьбы, предложения, пожелания матери резким отрицанием, сильным протестом, раздражением, при котором он оказывает физическое воздействие на мать, на себя или на предмет. Он может оттолкнуть или ударить мать, бить и кусать игрушки, грубо расшвыривать их. Выражение лица у ребенка при этом гневное, он вокализирует с интонациями недовольства.

О таких проявлениях специалисты, работающие с ребенком раннего и дошкольного возраста и его семьей, могут слышать от родителей, наблюдать во взаимодействии пары «мать – ребенок». Иногда агрессивные проявления ребенка могут быть направлены и на специалиста.

В целях исследования во время видеосъемки общения матери и ребенка с синдромом Дауна не создавалось специальных условий для провокации агрессии у ребенка. Съемка проводилась в комфортной для обоих участников обстановке,  ее время было непродолжительным (20 мин.), ребенок был здоров и в хорошем настроении. Несмотря на это проявления агрессии были зафиксированы.

Например:

Девочка Н. (1г 11 мес.) сидит за столом. Перед ней кубики и маленькая курочка. Ребенок берет ее, исследует (грызет и облизывает). Мать просит построить башню, забирает курочку. Девочка пытается отобрать игрушку у матери. Мать прячет курочку за спиной, ласково просит построить башню из кубиков. Девочка отказывается. Мать продолжает предлагать именно игру с кубиками. Девочка встает, резко машет руками, бьет по кубикам и разбрасывает их, кричит с недовольством, хватает край стола и пытается перевернуть его.

Девочка хотела играть с определенной игрушкой (курочкой), которую мать отбирает. Когда мать прячет желаемую игрушку, девочка проявляет недовольство, протест, который выражается двигательной активностью, агрессией на предметы и громкими вокализациями.

В ранее приведенном примере с трехлетним мальчиком С., при описании его отказов от общения с матерью, также упоминались агрессивные тенденции в его поведении, физическое воздействие на предметы (бросал игрушки в стену, сбрасывал их со стола).

В той диагностической ситуации, которая была создана в нашем исследовании, 40 % (шесть из 15-ти) детей раннего возраста проявили агрессию при взаимодействии с матерью, а у детей дошкольного возраста  агрессия не наблюдалась. Однако это не означает, что родители и специалисты не сталкиваются с агрессивным поведением ребенка в дошкольном возрасте. Он также может оказывать физическое воздействие, проявлять агрессию в ситуации острого несогласия или конфликта. Предложенная диагностическая ситуация оказалась нечувствительна к такому параметру поведения ребенка дошкольного возраста. С трех до семи лет ребенок с синдромом Дауна и мать в своей практике общения учатся сглаживать конфликтные моменты: мать старается предвидеть и обходить их, у ребенка появляются другие – культурные способы и средства реагирования в ситуации крайнего несогласия.

Причины агрессивного поведения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна специалисты пытаются рассматривать в контексте появления у него самостоятельных желаний, в рамках личностных преобразований, которые у типично развивающихся детей происходят в период кризиса первого года жизни [21]. Матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, следует посвящать в эту сложную тему личностного роста ребенка.

Кроме этого, обнаружены особенности в коммуникативном поведении матерей, дети которых проявляют агрессию. Во-первых, они говорят о том, что не понимают ребенка: «Что ты хочешь? Не пойму тебя!», не предлагают ребенку вариантов ответов, не пытаются менять свое поведение, чтобы прояснить ситуацию. В отличие от них матери детей без агрессивных тенденций озвучивают все события, происходящие рядом, специально для ребенка: «Машинку взял. Машинка нам нравится», «Дождик на улице, мокро».

Во-вторых, дети чаще проявляют агрессию, если в общении и игре матери приписывают им негативные намерения или качества: «Любишь, чтобы только по-твоему», «Ну, у нас и характер!». В этих и подобных комментариях присутствует негативное отношение матери к наличию у ребенка собственных желаний.

В-третьих, матери не дают поведению ребенка объясняющих комментариев, в которых отражались бы состояние и желания ребенка.  В отличие от них, у всех остальных матерей часто встречаются реплики типа: «Ты спать хочешь», «Побегать хочется!», «Расскажи, какая ты хорошая, как маму слушаешься!». Это очень важные комментарии, из которых ребенок получает сведения о своем состоянии и внутреннем мире: я хочу, я рад, мне больно, я злюсь. Матери детей с синдромом Дауна, проявляющих агрессию, в большинстве своем, не дают таких комментариев.

Важно, что повлиять на агрессивное поведение ребенка возможно только в работе специалиста с парой «мать – ребенок».

  • Специфические коммуникативные действия ребенка как способ переключения внимания матери

Родители детей с синдромом Дауна иногда рассказывают о непонятном для них поведении ребенка. Одна мама жалуется, что ее ребенок может сесть на пол, широко расставить ноги, наклоняться вперед и биться головой об пол. При этом, похоже, ему это нравится, а мама очень беспокоится. Другая мама говорит о том, что ребенок может сильно пальцем надавливать на глаза и тереть их, а на просьбы матери прекратить это не реагирует.

Ребенок делает что-то такое, что тревожит мать, она беспокоится о его здоровье, состоянии, безопасности. Каждую мать интересует, все ли дети с синдромом Дауна так себя ведут или только ее ребенок? Описанное поведение похоже на самоагрессию, причинение самому себе вреда. Но в отличие от агрессивных проявлений, когда присутствуют протестные тенденции, недовольство и раздражение, в приведенных примерах ребенок не раздражен. Напротив, он может сохранять спокойствие и даже улыбаться в ответ на уговоры матери, продолжая совершать эти действия, как будто играя с ней.

Анализ видеозаписей взаимодействия матерей и детей позволил увидеть такие ситуации. Мать просили поиграть, пообщаться с ребенком, как они это делают обычно, пара демонстрировала привычное для них общение. Вдруг ребенок совершал некоторые неожиданные, иногда опасные действия, рассчитывая на ответ матери. Мать отказывалась от своих вопросов, предложений, инициатив и переключала свое внимание на действия ребенка. Общение продолжалось, но оно было «задано» действиями ребенка.

Девочка Н. (1 г. 10 мес.) сидит на коленях у матери, лицом к ней, между ними происходит некоторый «диалог». Неожиданно девочка резко откидывается назад, мать едва ловит ребенка. До этих действий мама задавала ребенку вопросы: «Где ушки? Где щечки?». После них мать стала говорить о том, что делает девочка и чего она хочет: «Зарядку делаешь?», «Ой-ой, упадешь! Поваляться хочется?».

Возможно, ребенок очень подвижный, бесстрашный и ловкий. Однако анализ самостоятельных движений девочки показал, что она недавно научилась ходить и очень аккуратно передвигается, балансирует, боится упасть. Скорее всего, она совершает такие действия, очень рассчитывая на отклик и реакцию матери. Своими действиями, резким откидыванием назад ребенку удалось переключить внимание матери. В связи с этим изменилась тема диалога, то есть ребенок инициировал общение не привычным способом. Подробный анализ поведения позволил взглянуть на такие действия ребенка как на инициативные (в ранних публикациях они назывались «специфические инициативы» [2,c.15]), позже – «специфические коммуникативные действия».

Просмотр видеозаписей в режиме стоп-кадра позволил увидеть, как разворачивались эти действия.

Мать и мальчик Р. (2 г. 11 мес.) сидят на полу напротив друг друга, они играют с разноцветными и разными по размеру пластмассовыми стаканчиками. На доступном ребенку расстоянии находятся другие игрушки. Мальчик достает по одному стаканчики, вместе с мамой они строят башню, собирают стаканчики с учетом убывания размера. Мать разговаривает с ребенком эмоционально, с улыбкой, побуждает сына к выполнению действий.

Неожиданно ребенок встает, наклоняется вперед, сгибается пополам: ноги, голова и руки упираются в пол – он «становится на голову», принимает позу, в которой не видит мать. Мать приближается к ребенку, разговаривает с ним шутливо, превращает это в игру «Ку-ку», потом сажает его на пол, возвращает к прежнему занятию. Вместе они заняты игрой со стаканчиками, но через несколько секунд ситуация повторяется, и это происходит вновь и вновь: ребенок занимает специальную позу, и мать уговаривает его сесть на пол. В приведенном наблюдении ребенок пять раз совершает такие действия, которые мать не может игнорировать.

У матери появляются версии, почему ребенок ведет себя так. Она спрашивает: «Может, ему надоело сидеть? Может, хочет поиграть с другими игрушками?», – но сама ничего не меняет, а предлагает ту же самую игру.

В результате таких действий сына мать вынуждена отказаться от знакомой игры. Она предлагает другие игрушки (барабан и палочки), которые ребенок принимает. Его специфические коммуникативные действия в описанном примере указывают на протест, причина которого неясна, однако мальчик не отказывается продолжить общение. Наоборот, в создавшейся сложной ситуации мама и сын общаются.

Разбирая подобные ситуации, можно видеть, что ребенок таким поведением пытается быстро привлечь внимание матери к себе, изменить ее поведение с учетом его желаний и предпочтений.

Некоторые пытаются приписать такое странное поведение наличию генетической патологии у ребенка. Версия, что такое поведение свойственно именно детям с синдромом Дауна, ошибочна. В нашем исследовании специфические коммуникативные действия наблюдались как у детей раннего возраста с синдромом Дауна, так и у детей с типичным развитием, причем примерно в равном количестве. Это заставляет думать о том, что специфические коммуникативные действия – некоторая особенность раннего возраста, когда ребенок учится управлять вниманием матери в общении с ней, «тренирует» ее быть чуткой и понимать его предпочтения.

Родители детей дошкольного возраста с синдромом Дауна также могут наблюдать такое поведение у своих детей. По нашим данным, специфические коммуникативные действия сохраняются у детей с генетическим статусом после трех лет (у 6 %).

Причины такого поведения связаны с низкой активностью или безынициативностью ребенка в общении. По результатам исследования  специфические коммуникативные действия и отсутствие инициатив встречаются у одних и тех же детей. Также у них есть значительные проблемы в овладении средствами общения: дети не владели речью, а неречевыми способами общения пользовались мало, они были невыразительны. Ребенок что-то хочет и пытается выразить свое желание как умеет, а мать не реагирует. Тогда ребенок, в обход культурных способов воздействия, начинает использовать экстремальные способы, на которые мать обязательно откликнется.

Трудности в поведении детей группируются. Так, именно у детей со специфическими коммуникативными действиями наблюдались случаи отказов от общения с матерью.

Матери детей, которые используют необычные способы влияния на них, тоже имеют свои особенности. Они не понимают поведение детей и не предпринимают попыток понять их. Мать может воспринимать желание ребенка, но не следовать ему, а настаивать на своем (например, отбирает резинового зайчика и дает развивающую, с ее точки зрения, игрушку – сортер).

Когда инициативы ребенка редки, а мать не поддерживает его самостоятельные действия и не пытается понять его намерения, специфические коммуникативные действия можно расценивать как активность ребенка, направленную на завоевание внимания матери. Имеющийся у ребенка репертуар средств общения недостаточен, а сниженная чувствительность матери во взаимодействии с ним не помогает ему развивать и совершенствовать средства общения, поэтому ребенок фактически изобретает  такие способы воздействия, на которые мать вынуждена обращать внимание. Закрепление таких способов в практике коммуникации деструктивным образом действует на взаимодействие в паре.

Для того чтобы специфические действия ребенка сходили на нет, а в практике взаимодействия с матерью появлялось все больше культурных способов общения, работа должна проводиться в равной мере как с ребенком, так и с матерью.

При всех вышеперечисленных трудностях в поведении ребенка наблюдается непонимание матерью своего малыша. Была обнаружена особенность в общении у детей с синдромом Дауна, которая проясняет причины этого непонимания.

  • Противоречивые реплики ребенка в общении с матерью

В ситуации общения ребенок с синдромом Дауна иногда отвечает так, что родителю или специалисту бывает непонятно: это согласие или несогласие, утверждение – «да» или отрицание – «нет». Такая реакция ребенка раннего возраста, который не владеет речью, может стать серьезной трудностью в его взаимодействии с матерью.

При анализе видеозаписей взаимодействия пары был обнаружен такой феномен: коммуникативное действие ребенка содержит противоречия. Суть его заключается в следующем: малыш о чем-то просит или отвечает матери, но в его реплике содержится одновременно «да» и «нет». Мать не понимает ребенка и говорит об этом. Приведем пример, иллюстрирующий такую ситуацию:

Мать качает девочку В. (1 г. 9 мес.) на домашних качелях. Девочка начинает выгибаться, и мать спрашивает: «Ты выйти хочешь? Пойдем играть?» Девочка произносит: «Да-да-да». Как только мать пытается вытащить ребенка из качелей, девочка проявляет недовольство (мимикой и вокализациями), держится за качели, не желая выходить, упирается. Мать спрашивает: «Так тебя вытаскивать или нет, я не пойму?» Ребенок вновь отвечает: «Да-да», но при этом удерживается руками за поручень качелей и не желает выходить.

Ребенок своими действиями показывает матери, что хочет прекратить катание. Когда мать пытается взять девочку, она своим поведением демонстрирует, что не хочет прекращать игру на качелях. Мать пребывает в замешательстве, она не понимает послание ребенка и говорит об этом.

Мать и девочка С. (2 г. 9 мес.) сидят на диване, играют с пирамидкой. После того как девочка собрала игрушку, мать показывает пирамидку и спрашивает: «Хочешь еще собрать?» Девочка смотрит на мать, на игрушку, улыбается. Она прикасается к игрушке и тут же опускает руку, упирается ногами в ноги матери. Мать обращается по имени, задает вопрос повторно: «Хочешь пирамидкой играть?» Девочка смотрит на мать, улыбается, потом смеется, ногами чуть отталкивает мать, руками упирается в диван, выгибается, смотрит вниз. Мать: «Не пойму, ты хочешь или нет (играть с пирамидкой)?»

Одна часть действий, сигналов ребенка (смотрит на мать, улыбается, прикасается к пирамидке) указывает на его интерес к матери и игрушке, а другая часть (упирается ногами, выгибается, отводит взгляд) – обратна по значению.

Противоречивые послания были зафиксированы у 40 % детей раннего возраста с синдромом Дауна и ни у одного ребенка этого возраста с типичным развитием. У детей с синдромом Дауна дошкольного возраста такие особенности поведения не наблюдались.

Все нормально развивающиеся дети из групп исследования владели фразовой речью. Можно предположить, что факт отсутствия противоречий связан с появлением речи, которая сводит к минимуму возможность неоднозначного понимания взрослым невербальных сигналов ребенка.

Дети раннего возраста с синдромом Дауна не владели речью, а пользовались невербальными средствами общения, у большинства из них были слова автономной речи (от одного до пяти слов). Противоречия наблюдались у 40 % детей раннего возраста с синдромом Дауна, а оставшиеся 60 % детей также не имели речи, но достаточно определенно «высказывались» невербально и были понимаемы матерями.

Непонятные и противоречивые послания ребенка могут быть рассмотрены как отставание в развитии средств общения – тех инструментов, с помощью которых ребенок коммуницирует, общается с матерью (исследование амбивалентного поведения у типично развивающихся детей второго года жизни в научной школе М. И. Лисиной) [18,28].

По словам Leathers D. G. [цит. по 15], невербальные средства общения для надежности коммуникации должны дублировать друг друга в ответе или реплике ребенка, адресованной взрослому. Например, когда ребенок смотрит на взрослого (1), протягивает к нему руки (2), улыбается (3) и вокализирует (4) – это понятная реплика: «Возьми меня на руки!». Она ясна для понимания именно потому, что все четыре средства, которые использует ребенок, объединены одним смыслом. В описываемых нами случаях реплика ребенка с синдромом Дауна имела два смысла, поэтому матери было сложно понять его.

В доречевом периоде любого ребенка есть этап, когда присутствуют противоречивые послания, но он может пройти и незаметно, как, например, у детей с типичным развитием. Двусмысленность и неясность в посланиях ребенка преодолеваются за счет развития практики общения. Когда опыт взаимопонимания в паре накапливается, мать учится «читать» сигналы ребенка, придавая им смысл, а у ребенка появляются согласованные по средствам, ясные (для матери) невербальные отклики и послания, развиваются речевые способы общения.

Для появления согласованности и понимания важными становятся ответные или последующие действия матери. В нашем исследовании после того как мать, наблюдая неясное высказывание ребенка, выражала свое непонимание, наблюдались следующие варианты ее поведения: либо она пребывала в растерянности, замолкала и не продолжала общение, либо объясняла для себя противоречивые сигналы ребенка как нежелание общаться с ней и опять же прерывала общение.

У оставшихся 60 % пар «мать – ребенок с синдромом Дауна» наблюдались иногда непонятные для матери реплики ребенка (не содержащие противоречий), однако эти трудности быстро преодолевались. В случае затруднений мать пыталась дать трактовку репликам ребенка, наделяла их смыслом (объективным или позитивным) и пробовала реагировать на них разными способами. Наблюдение за реакцией ребенка помогало ей догадаться и сделать правильный выбор.

Дети, у которых регистрировались непонятные послания, не умели сообщить матери о том, во что они хотят играть, не обращались за помощью и поддержкой, не проявляли инициативу. В случае однократных инициатив с их стороны матери не откликались на них.

Наличие противоречивых реплик у детей часто сочеталось с агрессивными проявлениями: самоагрессией или агрессией в адрес матери. В сочетании с непониманием матери агрессивные проявления детей указывают на отношение ребенка к той или иной ситуации, на острое желание быть понятым.

Матери чаще всего приписывали ребенку нежелание играть вместе: «Отвлекаешься? Тебе неинтересно (со мной)?». Часто присутствовала критика ребенка, которая выражалась в виде упреков, обобщенной негативной оценки «У тебя все так…» (типа, плохо).

Итак, на первый взгляд, противоречивые послания ребенка кажутся следствием отставания в развитии речи, поскольку они связаны с объективной неоднозначностью невербальных сигналов. С другой стороны, противоречивые реплики сами тормозят развитие общения, поскольку препятствует развитию диалога и взаимопонимания внутри пары «мать – ребенок».

Застреванию и фиксации этого феномена способствует особое поведение матери, когда она не поддерживает коммуникативные сигналы ребенка, не предпринимает попыток их интерпретации, не меняет свое поведение, а в ее диалоге с ребенком часто появляются продолжительные паузы или само общение надолго прерывается.

Неоднозначность реплик ребенка с генетическим статусом нивелируется с возрастом. В нашем исследовании описанный феномен не встречался у дошкольников. Это не должно успокаивать специалистов, потому что противоречивые реплики ребенка в раннем возрасте являются маркером неблагополучия во взаимодействии пары, а сама ситуация недопонимания матерью ребенка препятствует развитию средств его общения, в том числе и речевых.

Следовательно, в работу по преодолению трудностей, связанных с наличием у ребенка неоднозначных, противоречивых реплик должны быть вовлечены оба: ребенок раннего возраста и его мать.

  • Полевое поведение ребенка с синдромом Дауна

У ребенка раннего или дошкольного возраста может наблюдаться такое поведение: он удаляется (уходит или уползает) от матери на большое расстояние, бесцельно передвигается, прикасается к разным предметам и игрушкам, может брать и бросать их. В это время он не видит и не слышит взрослого, не откликается на его призывы, так как занят игрушками, но не игрой с ними. Как говорила одна мать: «Меня как будто нет». Матери бывает крайне трудно вернуть внимание ребенка, особенно в ситуациях, когда времени на это мало (например, когда нужно идти на прием к врачу и уговаривать малыша некогда).

Такое поведение ребенка, когда он совершает действия, продиктованные пространственной организацией ситуации и динамическими свойствами предметов, называют «полевым». По словам К. Левина, ребенок как будто находится в силовом поле, где на него всё время действуют вещи или предметы, притягивающие и отталкивающие [9,с.134]. Лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, шарик – чтобы он его покатил, коробочка – чтобы закрыл и открыл ее (там же). Ребенок пребывает в поиске нового сенсорного опыта, и это может откликаться сложностями в его взаимодействии с матерью.

При анализе видеоматериалов, где дети раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна общались и играли с матерями, были обнаружены фрагменты полевого поведения.

Мама и девочка Л. (2 г. 11 мес.) находятся в игровом помещении, сидят на полу. Вокруг много модулей, мячи, игрушки. Мать организовала пространство для игры (поставила перед ребенком модуль, как столик). Она предлагает поиграть с игрушкой – телефоном: покрутить диск, нажать на клавишу, поговорить по телефону. Девочка какое-то время поиграла с мамой, а потом ушла от нее. Ребенок трогает модули, толкает мячи, забирается на модуль, падает, толкает модули, ставит один на другой, наблюдает, как они падают. Мать сидит на полу и задает ребенку вопросы («А танцевать будешь? С мячом поиграешь?); следит за безопасностью и предупреждает: «Сейчас плюхнешься (упадешь)!»; комментирует, что происходит («Не получается, никак не получается!», когда у девочки укатился мяч). Девочка увлечена игровыми модулями, она не смотрит на мать, не откликается на ее предложения и комментарии. Мать подходит к девочке и предлагает поиграть в мяч, ребенок не отзывается. Мать прилагает большие усилия, и через время ей удается завладеть вниманием ребенка и вовлечь его в совместную игру.

На время, когда ребенок ушел от матери и стал самостоятельно исследовать окружающие предметы, общение прервалось. Мать проявляла активность в общении, неоднократно обращалась к ребенку, а девочка была сама по себе, не участвовала во взаимодействии.

У типично развивающихся детей есть этап в раннем возрасте, когда они попадают в плен полевых тенденций, а у взрослых возникают реальные трудности регуляции такого поведения. Этот этап появляется после года, но уже с полутора лет поведение ребенка меняется: он всё больше начинает разделять со взрослым заинтересованность к окружающим предметам и явлениям. По сравнению с типично развивающимися детьми, у детей с синдромом Дауна полевое поведение может сохраняться после двух лет и на протяжении всего дошкольного возраста.

Полевое поведение у детей с ранним детским аутизмом появляется раньше, до года, и охватывает ранний и дошкольный возраст. Захваченность сенсорным потоком конкурирует с ориентацией на близкого человека. Взрослый, не имея эмоционального контакта с ребенком, выступает лишь инструментом, с помощью которого ребенок получает сенсорную стимуляцию (покружить, достать желаемое, пощекотать) [4, c.47].

Изучение видеозаписей показало, что у части детей второго и третьего годов жизни с синдромом Дауна полевое поведение во взаимодействии с матерью представлено не тотально, а эпизодически. Мать предлагает ребенку поиграть, обращается к нему с игрушкой, а ребенок может уйти от матери, бродить, трогать предметы. Может находиться с ней рядом, но не откликаться на ее предложение, а прикасаться к предметам, теребить их, брать и тут же бросать. Его интересует не то, что предлагает мать, а то, что случайно попало в зону его внимания. Помимо того, что ребенка привлекают сами предметы, ему нужно с ними что-то сделать: взял – бросил, тронул – толкнул и другие элементарные действия.

Например, ребенок трех лет (С.) взял машинку, один раз прокатил по столу и тут же сбросил, прикоснулся к матрешке, присмотрелся к ней – смахнул со стола. Там же он увидел кубики, один взял и бросил в сторону, другие кубики руками собрал в кучу и одним движением смахнул их.

Полевое поведение наблюдается у детей с синдромом Дауна и вне коммуникации, в самостоятельной активности. Нас интересуют эпизоды такого поведения в общении со взрослым, те случаи, когда сенсорные впечатления превалируют по значимости над опытом взаимодействия с матерью.

Эпизоды с полевым поведением наблюдались у 40 % детей раннего возраста с синдромом Дауна и отсутствовали у ровесников с типичным развитием из нашего исследования. В дошкольном возрасте такое поведение у части детей сохраняется, в нашем исследовании  это 9 % дошкольников с синдромом Дауна.

Застревание ребенка на сенсорных впечатлениях, полевые тенденции поведения могут быть связаны с незрелостью нервной системы, с трудностями формирования целенаправленности. Когда взрослый окажется для ребенка самым интересным и привлекательным объектом поля, у ребенка возникнет мотивация вовлекать его в общение, быть рядом, открывать незнакомое и переживать вместе. Благодаря совместной деятельности в действиях с предметами появится смысл, получит развитие целенаправленность, действия с предметами будут включаться в игру,  – полевые тенденции будут уходить.

Полевое поведение ребенка с синдромом Дауна может быть серьезным препятствием для развития взаимопонимания в общении пары. Ребенок выходит из взаимодействия, оказывается захваченным возникающими перед ним «полевыми» соблазнами, а взрослый временно теряет эмоциональный контакт с малышом и контроль над ситуацией. При попытке матери повлиять на подобное поведение путем запрета, прямого навязывания своей логики действий она сталкивается с тем, что ребенок не реагирует на них, упрямится, капризничает, может демонстрировать яркие протестные реакции. Неудобное поведение ребенка может приводить к конфликтам, что будет негативно влиять на взаимодействие матери и ребенка.

В такой ситуации матери могут вести себя по-разному. Одни чаще всего не понимают, почему ребенок так себя ведет, и говорят об этом. Они теряются и приписывают детям нежелание играть с ними, дают поведению ребенка негативные характеристики. Другие могут наблюдать, что привлекает внимание ребенка, присоединяться к его интересу (будут называть предметы, одобрять действия), а когда ребенок захочет уйти, будут рядом с ним. Разные стратегии поведения матери приводят к различным результатам. Во втором случае больше шансов, что ребенок откликнется на вопросы и предложения матери или сам обратится к ней, общение продолжится.

У детей раннего возраста с синдромом Дауна и с эпизодами полевого поведения обнаружена сниженная активность в общении с матерями: они во всех ситуациях редко отвечают на призывы и обращения матери, не проявляют инициативы в общении. У такого ребенка ограниченная коммуникативная потребность, что усугубляет отставание в его развитии.

Полевое поведение, отказы от общения, противоречивые реплики часто наблюдаются у одних и тех же детей.

Связь полевого поведения ребенка с другими характеристиками его общения с матерью и с поведенческими особенностями самой матери говорит в пользу того, что они оба должны быть вовлечены в работу по преодолению этих трудностей.

  • Стереотипии у ребенка с синдромом Дауна

Достаточно часто родители задают специалистам вопросы о стереотипных действиях ребенка с синдромом Дауна. Один малыш любит крутить крышки и занимается этим долго, другой часто машет или трясет руками, третий  может ходить и многократно, ритмично наклонять туловище, четвертый  – стучать зубами и одновременно кивать головой. Такое поведение называют стереотипным.

При анализе взаимодействия в паре «мать – ребенок» были выделены и описаны стереотипные действия у детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна. Под стереотипным проявлением мы подразумеваем однообразные, многократно повторяющиеся, нецеленаправленные движения и действия ребенка.

Стереотипные действия могут наблюдаться в разнообразные моменты жизни: в игре, знакомстве с игрушками, при кормлении, одевании, отходе ко сну. Родителей тревожат стереотипии в поведении ребенка, их часто считают болезненными и нежелательными проявлениями.

Например, мать и ребенок А. (3 г.) сидят на полу и играют. Рядом большая коробка с игрушками. Мама достает игрушки и предлагает ребенку. Среди нескольких он выбирает один предмет – круглую крышку от игрушечной кастрюли. Мальчик раскручивает крышку и наблюдает, как крышка вращается, вплоть до остановки. Такие действия ребенок повторяет три раза.

Мама предлагает дать крышку ей, ребенок отдает. Она раскручивает крышку, ребенок рад, вместе они наблюдают за вращением. Потом ребенок берет крышку, отворачивается от матери и раскручивает предмет сам четыре раза подряд. На призывы матери подойти к ней мальчик не отвечает, он увлечен действиями с крышкой. Мать приближается к ребенку с новой игрушкой, привлекает его внимание, но тот отдаляется и продолжает вращать крышку.

Ребенок увлекся знакомыми действиями с круглым предметом, который можно вращать. Когда мать попросила у ребенка крышку, он отдал в ожидании от нее знакомых действий. После этого ребенок погрузился в однообразные действия и на любые предложения матери не реагировал. Общение было прервано.

Исследование показало, что стереотипным является очень широкий круг поведенческих проявлений, которые можно увидеть не только у ребенка с ОВЗ, но и в поведении здоровых детей.

Стереотипные движения или действия – опыт, который был или есть практически у любого ребенка и взрослого. Однако иногда они становятся проблемой, вызывают тревогу у родителя и специалиста. Попробуем систематизировать наблюдения и разобраться. Сначала дадим краткую характеристику наблюдаемым стереотипиям у детей с синдромом Дауна. Далее ответим на вопросы о том,  в чьем понимании – родителя или специалиста – стереотипное поведение представляет собой более серьезную проблему.

К стереотипным движениям мы относим физическую активность ребенка, направленную на получение ощущений от собственного тела. Это размахивание руками, ритмичные наклоны головы или корпуса тела, вытягивание рук вперед. К стереотипным действиям мы относим физическую активность ребенка, направленную на манипуляции с предметами: кручение веревочек, крышек или других предметов; похлопывание или постукивание предметами о какую-либо поверхность; перетирание ткани пальцами (теребит платок) и т. д.

Стереотипные проявления могут наблюдаться у ребенка в любом исходном положении тела. Он может стоять, сидеть на полу или какой-либо другой поверхности, ходить, ползать. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают, что чаще всего это происходит, когда ребенок сидит

(89 % детей из группы исследования).

Стереотипии имеют широкую вариативность в проявлениях. У детей может наблюдаться как один вид однообразных и монотонных действий (крутит кольца от пирамидки) или движений (трясет головой), так и несколько видов действий (вращение крышек и постукивание предмета по поверхности), несколько видов движений (постукивание зубами и потряхивание руками и ногами). У детей-дошкольников с синдромом Дауна, принявших участие в исследовании, чаще всего стереотипии охватывают несколько видов действий или движений: в разное время, при разных предшествующих действиях взрослого у 78 % детей наблюдалось от двух до шести видов стереотипных действий или движений.

У некоторых детей можно наблюдать комплексные стереотипии, которые выражаются в сочетании однообразных движений тела и действий с предметами. Комплексные стереотипии наблюдались у половины из всех детей, имеющих эпизоды стереотипных проявлений, зафиксированных на видео.

Стереотипные движения и действия вызывают тревогу у членов семьи. Это обосновано тем, что во время стереотипных проявлений ребенок может выходить из контакта с окружающими близкими и погружаться в собственные ощущения. В этот момент ребенок не реагирует на просьбы взрослого, не замечает окружающие предметы и действия, что в определенных условиях может создавать опасность  для жизни (во время пребывания  в транспорте, при переходе улицы, на высоких ступеньках и т. д.).

Психолого-педагогическая практика работы с семьями, воспитывающими детей-дошкольников с синдромом Дауна, показала, что 89 % семей замечают стереотипные проявления у своих детей как в домашних условиях, так и в социуме. Практически все родители озвучивали свои тревоги специалистам и просили рекомендации по коррекции наблюдаемых проявлений. Этот факт подчеркивает актуальность информации о стереотипном поведении ребенка с синдромом Дауна. Как показала беседа с родителями, специалисты преимущественно делали акцент на общем сниженном мышечном тонусе ребенка и рекомендовали увеличивать целенаправленную физическую активность детей. Родителей призывали организовать: посильную нагрузку для ребенка в активных повседневных делах (доставать белье из стиральной машинки, мыть полы, пылесосить), посещение спортивных кружков, частые пешие прогулки. Другие специалисты рекомендовали убирать предметы, которые побуждают ребенка действовать с ними монотонно и однообразно. Такие рекомендации представляют собой однобокий взгляд на проявляющиеся трудности и чаще всего не решают проблему.

Специалисты могут столкнуться со стереотипным поведением ребенка на занятиях. Так, во время игры у ребенка могут появиться стереотипии, в этот момент он не слышит и не видит взрослого. Часто специалисты объясняют такое поведение усталостью ребенка и дают ему возможность  отдохнуть. Иногда стереотипии могут быть продолжительными, они занимают значительную часть занятия, и тогда специалисту трудно подключиться к ребенку, обратить его внимание на себя. Такие ситуации создают серьезные трудности во взаимодействии ребенка и специалиста и негативно влияют на весь процесс воспитания и обучения.

Посмотрим на данные проявления у ребенка в процессе коммуникации с матерью и проанализируем их с точки зрения влияния на процесс взаимодействия пары.

Первый вид – стереотипии на фоне возбуждения, генерализованный ответ ребенка, который встроен в коммуникацию. Например, когда мать показывает ребенку игрушку, держит ее в руке, называет и действует ею, а ребенок обрадовался, предчувствует знакомую игру, смотрит на мать и на игрушку, улыбается, чуть подпрыгивает, начинает стучать по предметам, которые находятся в зоне доступа  (по мягким модулям, мячу). Стереотипные действия (ритмично стучит руками по предметам) – это одно из средств общения, отражающее эмоциональный фон и объединенное в реплике с другими средствами (смотрит, улыбается и т. д.). Реплика невербальная, смысл ее такой: «мне нравится, я хочу играть».

Чаще подобная стереотипия выражается симметричным движением рук или ног: ребенок размахивает руками, вытягивает руки или ноги вперед, вытягивает руки вниз, прикасается к одежде и теребит ткань. Также он может трясти головой в значениях «да» или «нет», иногда трясет предметами.

В описанных случаях стереотипные действия ребенка представляют собой активность, которая еще не организована как коммуникативное средство. Такие проявления имеют право на существование, но по мере взросления и развития опыта общения у ребенка будут появляться более компактные средства общения, объединенные в понятные матери ответы.

Второй вид – стереотипии как сопровождение деятельности. Они присутствуют и во время самостоятельной игры ребенка, и при взаимодействии со взрослым.

Например, в игре ребенок отвечает на предложения матери, берет игрушку, выполняет некоторые действия, а после ответа может трясти головой. Эти однообразные действия не означают «нет», потому что когда мать предлагаем другую игру, он включается, они вместе играют. Или мать просит ребенка что-то сделать, подкладывает ему предметы, игрушки, с которыми надо действовать, ребенок выполняет действие, но при этом высовывает и сосет язык (в момент деятельности) или стучит зубами, рассматривая игрушки или наблюдая за действиями  мамы.

Анализ такого вида стереотипий показал, что они параллельны коммуникативному акту, никак с ним не связаны, не мешают общению ребенка и взрослого. Такого рода стереотипии – это органические, физиологические процессы, которые указывают на незрелость нервной системы. Неврологи называют их синкинезиями. С возрастом, по мере того как нервная система будет крепнуть, подобные стереотипии будут исчезать.

Третий вид – стереотипии, во время которых ребенок сосредоточен на движениях или действиях и выключен из общения, из контакта.

В этом случае ребенок застревает в стереотипиях на продолжительное время, он не откликается на призывы взрослого, не меняет свое поведение. Иллюстрация – пример, когда мальчик в игре с матерью крутил крышку от игрушечной кастрюли и мать не могла переключить его внимание на себя. Очевидно, что такие стереотипии мешают коммуникации взрослого (матери, специалиста) с ребенком. В таком случае взрослые пребывают в замешательстве, так как никакие методы привлечения внимания (другие игрушки, повышенный голос) не работают, ребенок на них не реагирует.

Однообразные и монотонные действия или движения проявляются как без участия взрослого, в самостоятельной активности ребенка, так и с его участием, во взаимодействии.

Например, сюжет предыдущей игры закончился, и взрослый вышел из контакта, отошел в сторону. В это время ребенок находит любимый предмет (крышку, веревочку, ленточку, мячик, тряпочку) и начинает крутить,  подбрасывать или теребить его, то есть совершать именно повторяющиеся ритмичные действия с предметом. Ребенок сам себя занимает на время, но выйти из этого занятия ему сложно. Мать может предлагать что-то, звать его – ребенок не откликается.

При взаимодействии со взрослым ребенок может многократно демонстрировать знакомое игровое действие или элемент игры.

Например, ребенок четвертого года жизни играет с матерью, у них – игры с предметами. Среди многих предметов ребенок выбирает платок, подходит ко взрослому и инициирует игру в платочек «Ку-ку». Взрослый поддерживает его. Ребенок снова и снова надевает платок на голову взрослому и каждый раз громко и радостно проговаривает «Ку-ку». Так продолжается 10 раз, и на попытки взрослого переключить ребенка, начать другую игру он не реагирует.  Через какое-то время малыш сам увлекся играми с предметами, но эпизод с игрой «Ку-ку» повторяется. Ребенок не реагирует на речевые просьбы, но при активном участии взрослого (когда он изменил модуляцию голоса, приблизился к ребенку, предложил яркую звучащую игрушку, повернул ребенка и изменил угол зрения) удается привлечь его внимание. Самостоятельно переключиться с этой игры на другую у ребенка не получается.

Такие стереотипии можно рассматривать как отказ от общения с матерью, когда ее предложения неинтересны или слишком сложны для малыша, или нет привычных форм взаимодействия. Ребенок отвлекается в стереотипии на то, что для него привычно, от чего он получает успокоение и удовольствие.

Такой вид стереотипий мешает взаимодействию, способствует накоплению опыта трудностей в общении.

У детей с синдромом Дауна стереотипии всех трех видов имеют органическую природу, поэтому они должны находиться в поле внимания невролога. Стратегии сопровождения таковы: в первых двух случаях специалист информирует родителей для снижения тревоги, учит правильно реагировать на такие проявления, не запрещать, а продолжать игру и общение.

Специалисты должны видеть, мешают ли стереотипии общению, взаимодействию ребенка и взрослого или нет.

При стереотипиях первого и второго видов достаточно дать родителям соответствующие объяснения. При стереотипиях третьего вида, помимо информирования родителей и наблюдения невролога, понадобится специальная работа по обучению пары «мать – ребенок» игровому взаимодействию как способу преодоления трудностей в поведении ребенка (глава 6 данного пособия).