1. Об изучении взаимодействия матери и ребенка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна

В Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (г. Москва) начиная с 2000-х годов изучается развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Задача выявить возможности и ресурсы развития ребенка первых лет жизни с ОВЗ привела исследователей к необходимости анализа взаимодействия ребенка и матери. Именно в контакте с близким взрослым человеком, матерью, у ребенка появляется первая самостоятельная деятельность – общение, которое и является началом его психического развития. Дальнейшее обучение и развитие ребенка происходит в общении с матерью, педагогом, сверстниками и т. д. Был запланирован и реализован масштабный проект по исследованию взаимодействия матерей и детей с сенсорными и генетическими нарушениями, с органическим поражением ЦНС (руководитель – д-р пед. наук Ю. А. Разенкова). Базовой составляющей исследования взаимодействия в парах является анализ видеозаписей общения и игры матери и ребенка [3].

В рамках этого проекта изучалось взаимодействие матерей с детьми раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна. Был выделен целый ряд характеристик в поведении взрослого и ребенка раннего возраста, проведен качественный и количественный анализ параметров, составляющих благоприятный и неблагоприятный варианты развития общения [20]. Позже выделенные характеристики нашли свое подтверждение в поведении матерей и детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие пары «мать – ребенок с синдромом Дауна» и «мать – нормально развивающийся ребенок». Возраст детей – от одного года до семи лет. Группы матерей по возрастным и социально-демографическим параметрам были уравнены. Характеристики матерей и детей, принявших участие в исследовании, подробно представлены в публикациях [12; 20,c.11-17].

В ходе анализа взаимодействия в паре «мать – ребенок с синдромом Дауна» были описаны феномены, вызывающие трудности в коммуникации ребенка с матерью.