Раздел 1. Принципы организации процедуры диагностики сформированности навыков самообслуживания у детей с ТМНР

 

Настоящие рекомендации базируются на результатах диссертационного исследования, посвященного диагностике и формированию навыков самообслуживания у детей с ТМНР (2019) [9]. В исследовании было показано, что процесс формирования навыков самообслуживания имеет этапный характер, а обучение данным навыкам должно быть системным и базироваться на следующих принципах:

  • онтогенетический принцип: принцип опоры на последовательность овладения элементарными умениями самообслуживания в онтогенезе;
  • принцип практической направленности обучения: обучение осуществляется в естественных условиях непосредственно в процессе выполнения деятельности по самообслуживанию;
  • принцип единства диагностики и коррекции: обучение строится на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка. Фиксация промежуточных результатов позволяет корректировать программу обучения для более эффективного результата;
  • принцип развития: предполагает выделение в процессе работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
  • принцип учета индивидуальных особенностей ребенка и структуры его нарушения;
  • принцип ожидания ответной реакции: в силу особенностей развития ребенка с ТМНР, его скорость приема и переработки информации очень замедлена, особенно в первоначальный период обучения. Необходимо дополнительное время для того, чтобы ребенок смог продемонстрировать ответную реакцию. Важно соблюдать этот временной интервал и не предлагать ребенку несколько стимулов подряд;
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения: ребенок растет и развивается в социуме, ближайшее социальное окружение оказывает существенное влияние на этот процесс. Вовлечение родителей в процесс обучения самообслуживанию позволяет добиться более качественных результатов;
  • принцип педагогического оптимизма: каждый ребенок обучаем и имеет право на образование, при этом под способностью к обучению понимается также способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, способствующих его социальной адаптации;
  • принцип разумной требовательности: уважение к личности ребенка в сочетании с объективно целесообразными требованиями, исходящими из потребностей педагогического процесса;
  • принцип выбора оптимальной формы взаимодействия: позволяет наиболее полно раскрыть возможности ребенка в овладении им каждой операцией. Учет средств и способов коммуникации, доступных конкретному ребенку для общения и восприятия передаваемого взрослым опыта делает процесс обучения самообслуживанию наиболее эффективным.

Представленное исследование позволило сделать вывод о том, что при условии целенаправленного обучения в соответствии с онтогенетическим принципом большинство детей с ТМНР демонстрируют положительную динамику в овладении самообслуживанием, но величина этой динамики у разных детей различается. Бытовая успешность детей зависит от структуры нарушений, длительности коррекционно-педагогического воздействия и позиции родителей в отношении необходимости формирования навыков самообслуживания у ребенка.

Ребенок с ТМНР иначе проходит период младенчества и раннего детства, он овладевает любым движением или операцией в гораздо  более медленном темпе, комплекс нарушений ограничивает возможности спонтанного развития, наблюдается различие между психологическим и паспортным возрастами. Все это приводит к необходимости корректировки методических подходов к изучению и обучению самообслуживанию.

Каждая деятельность по самообслуживанию представляет собой цепочку операций, последовательность выполнения которых приводит к конечному результату. Однако в процессе онтогенеза ребенок овладевает каждой из входящих в эту цепочку операций далеко не в том порядке, как они представлены в привычной нам последовательности.  На рисунке 1 представлена цепочка операций умывания в двух вариантах: в естественной и онтогенетической последовательностях. Можно заметить, что первые операции естественной последовательности  появляются в процессе развития ребенка гораздо позже остальных. Таким образом, в случае общей несформированности умывания эти операции не будут находиться в зоне ближайшего развития ребенка, поэтому не смогут  быть им освоены первыми. Однако, как правило, обучение начинается по порядку с начальных операций цепочки умывания. Такой подход  приводит к тому, что в процессе умывания все силы ребенка тратятся на недоступные ему на данном этапе развития операции,  а когда наступает момент доступной операции, ребенок уже истощен и не способен ее освоить. Таким образом, создается стойкая ситуация неуспеха, вызывающая негативные эмоции и затрудняющая овладение самообслуживанием.

Важное значение для формирования элементарных бытовых навыков имеют двигательные умения ребенка. В процессе развития  ему сначала становятся доступными крупные движения, только много позже по мере совершенствования мелкой моторики ребенок овладевает тонкими движениями рук. Во многом в норме двигательный опыт приобретается спонтанно, тогда как ребенок с ТМНР для овладения этими умениями  нуждается в специальном обучении, иногда длительном. Без направленного развития ребенок с ТМНР, даже имея хорошие потенциальные возможности, будет заметно отставать от своих нормативных сверстников, с трудом и часто с искажениями осваивать новые умения. Таким образом, к началу обучения самообслуживанию будет наблюдаться определенная диспропорция: ребенку внутри навыка одна часть операций будет доступна для овладения, другая часть даже не войдет в зону ближайшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1: Сравнение естественной последовательности операций и порядка их ожидаемого появления в процессе развития при умывании

 

Соблюдение онтогенетического принципа как в выборе конкретных операций формируемого навыка, так и в учете двигательных умений ребенка будет способствовать более успешному овладению им самообслуживанием.