Методические рекомендации раскрывают авторский подход и принципы организации процедуры диагностики сформированности навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В качестве диагностического инструментария представлен метод систематизированного наблюдения в естественной жизненной ситуацией за особенностями сформированности навыков самообслуживания у детей с ТМНР,  критерии оценки и протокол наблюдений.

Методические рекомендации адресованы работникам психолого-педагогического профиля образовательных организаций, специалистам ППМС – центров, служб ранней помощи, специалистам и воспитателям детских домов, Центров содействия семейному воспитанию системы социальной защиты населения в части работы с семьями детей с ТМНР.

Введение

Включение детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), в образовательное пространство, с одной стороны, позволило этим детям реализовывать свое право на образование, с другой стороны, выделило ряд особенностей и трудностей, сопутствующих данному процессу. Одной из ведущих проблем является проблема социально-бытовой адаптации.

Часто в дошкольном возрасте ребенок с ТМНР не посещает образовательное учреждение, постоянно находится дома, не получая систематической коррекционной помощи. Наблюдая опыт обычных детей, не учитывая способность нормотипичных детей к подражанию и ее отсутствие без специального обучения у ребенка с ТМНР,  родители часто считают, что наступит время, и ребенок вдруг сам начнет кушать, одеваться, пользоваться туалетом. В то же время, способность дошкольника с ТМНР спонтанно овладеть навыками самообслуживания, в силу его нарушений, заметно снижена. В этот период очень велика роль направленного развития как компенсации дефицита спонтанного развития: успешность овладения навыками самообслуживания зависит от многократного повторения действий по самообслуживанию в одном и том же порядке в естественной ситуации. Однако родители, часто сделав несколько попыток научить ребенка какому-нибудь навыку и не получив положительного результата, быстро теряют веру в успех и перестают предпринимать дальнейшие попытки формирования навыков самообслуживания. Они начинают полностью обслуживать ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. Таким образом, проблема усугубляется, а результат дефицита спонтанного развития становится все более выраженным. К 7-8 годам элементарные социально-бытовые навыки, необходимые для адаптации к школе, оказываются несформированными, ребенок привыкает к пассивному времяпровождению и значительной зависимости от взрослых, что еще более усиливает психологическое напряжение ребенка при неизбежном изменении образа жизни при переходе к обучению.

Сложилась ситуация, что нормотипичные сверстники при поступлении в школу владеют основными навыками самообслуживания, приобретенными в семье и дошкольном учреждении, а ребенок с ТМНР не умеет себя обслуживать, что не только затрудняет его социальную адаптацию, но и меняет ведущие задачи обучения первоначального периода, акцентируя внимание на формировании, прежде всего, навыков жизненной компетенции. Практический опыт показывает, что часто при целенаправленном обучении значительное число детей овладевают базовыми навыками самообслуживания и становятся более самостоятельными. В данной работе будут описаны принципы и подходы к организации процедуры диагностики сформированности навыков самообслуживания у детей с ТМНР в условиях учреждения, однако они могут быть использованы и в домашних условиях.