Варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения слабослышащих обучающихся
Категория слабослышащих детей достаточно разнообразна по своим слуховым возможностям (от незначительной потери слуха, при которой нарушено восприятие только шепотной речи и отдельных высокочастотных звуков, до тяжелой тугоухости, когда дети могут слышать только очень громкую речь у ушной раковины без звукоусиливающей аппаратуры) [8, 18, 28, 35, 64]. Снижение слухового восприятия проявляется в трудностях разборчивости речи, нарушении локализации звука, снижении скорости переработки слуховой информации и ограничении объема речевого материала, воспринимаемого за единицу времени [8, 35, 64]. Этим обусловлено разнообразие вариантов речевого развития: от небольшого нарушения звукопроизношения с незначительными лексико-грамматическими ошибками до выраженного вторичного речевого недоразвития [8, 16, 64].
Следствием нарушения слухового восприятия слабослышащих обучающихся являются трудности различения и понимания произносимых речевых единиц, недостаточное усвоение звукового состава слов, что ведет к ошибкам произнесения и написания. У данной категории детей отмечается ограниченный словарный запас, неточное понимание и употребление слов, трудности усвоения лексико-грамматической системы языка. Вследствие этого встречаются ошибки в грамматическом оформлении речи. Дети испытывают трудности в усвоении и воспроизведении речевых конструкций, трудности восприятия предложений с измененным порядком слов и ограничения в понимании читаемого текста, инструкции к заданию.
Данные особенности учитываются при адаптации контрольно-измерительных материалов при проведении оценки качества обучения по АООП слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Адаптация предлагаемого обучающемуся контрольно-оценочного материала осуществляется:
- по форме предъявления (например, дублирование устных инструкций письменными);
- по содержанию (например, расстановка ударения в словах, изменение или упрощение многозвеньевых инструкций и сложных речевых конструкций, замены слов в инструкции на доступные для понимания аналоги);
- по объему специальной психолого-педагогической помощи (например, помощь в разъяснении отдельных слов в инструкции, предварительное проговаривание способов обращения за помощью в случае необходимости).
Следует придерживаться общих требований проведения контрольных работ с учетом особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся:
- создание комфортных условий восприятия речи с использованием индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры;
- произнесение инструкции знакомым взрослым с внятной, естественной артикуляцией в нормальном темпе и при достаточной громкости;
- отсутствие дополнительных шумов в помещении;
- хорошее освещение лица говорящего, привлечение внимания к источнику звука (лицу говорящего, средству аудио воспроизведения), понятная локализации звука;
- оптимальное расстояния до источника звука и расположение его со стороны лучше слышащего уха при необходимости;
- исключение ситуаций одновременного говорения двух и более людей при проведении вводного инструктажа или предъявлении инструкции;
- выделение большего времени для понимания каждого этапа инструкции –дополнительные паузы и повторы при предъявлении;
- проверка понимания лексического значения слов в инструкции или тексте, проведение дополнительной словарной работы;
- исключение одновременного выполнения письменной работы учащимися и дополнительного предъявления устной информации педагогом [58, 59, 64].
Приведем примеры
Учебный предмет | Трудности ребенка | Варианты адаптации |
Русский язык | Дети испытывают трудности в понимании многоступенчатых инструкций и при варьировании формулировки инструкции | Дробление сложной инструкции на несколько простых с учётом речевых возможностей.
Использование в проверочных работах формулировок инструкций, которые хорошо знакомы детям. |
Семантические трудности, снижение лексического запаса слов. | Дублирование малознакомых слов иллюстрацией и разъяснение лексического значения. | |
Трудности понимания самостоятельно прочитанного текста. | Расстановка ударения в словах инструкции, добавление наводящих вопросов, адаптация текста для проверки. | |
Трудности понимания обращенной речи, обусловленные как особенностями слухового восприятия, так и уровнем овладения языком, например: понимая значение отдельных слов, ребенок может испытывать трудности при восприятии этих же слов в новом контексте, в литературном тексте, в переносном значении.
|
Знакомить с темой текста диктанта перед его прослушиванием, проводить предварительную словарную работу с наиболее сложными словами и конструкциями, исключая те орфограммы, на проверку которых направлен диктант. При необходимости заменить диктант списыванием текста с пропущенными орфограммами. Замена изложения прослушанного текста изложением прочитанного текста | |
Трудности усвоения грамматического строя речи, обусловленные недостаточно точным слуховым восприятием окончаний слов, предлогов, безударных слогов. | При повторении типичной грамматической ошибки (пропуск предлога, трудности согласования окончаний слов) считать такие ошибки как одну при оценивании. | |
Математика | Трудности усвоения математических понятий и правил как речевого материала, например: называя на наглядной основе соседей числа, дети затрудняются при устном счёте назвать предыдущее и следующее число, дольше усваивают названия компонентов сложения, вычитания, единиц измерения. | Использование в проверочных работах только знакомых формулировок математических заданий, математических понятий. |
Трудности понимания текстовых задач, связанные с недостаточным словарным запасом.
Решение задач по аналогии, опираясь на такие слова, как «стало», значит нужно прибавить, «съели», значит нужно отнять, хотя в вопрос в задаче звучит: Сколько всего… съели?
|
Проверка понимания лексического значения отдельных слов, более длительное по сравнению со слышащими сверстниками использование иллюстраций и схем к задачам.
|
|
Окружающий мир | Уровень представлений об окружающем мире снижен по сравнению со слышащими сверстниками, иногда значительно.
Недостаточное усвоение обобщающих понятий. Трудности понимания пространственно-временных отношений. |
Адаптация содержания заданий в соответствии с уровнем речевого и познавательного развития ребенка при сохранении единства оцениваемых тем. |
Чтение | Недостаточный уровень развития представлений об окружающем мире, знакомства с литературными произведениями, с которым слышащие дети познакомились в дошкольном возрасте.
|
Если ребёнок не знаком с содержанием произведения, отсылки к которому могут встретиться в проверочной работе, можно попросить заранее дома прочитать произведение, посмотреть мультфильм или фильм с его экранизацией. |
Трудности понимания вопросов как по содержанию текста, так и по характеристике его как литературного произведения, определения его темы, жанра, поиску средств выразительности.
|
Использование индивидуальных памяток с наиболее часто встречающимися вариантами вопросов и справочными материалами.
|
|
Трудности пересказа текста, заучивания стихотворений, связанные с уровнем развития связной речи.
|
Давать заранее задание выучить стихотворение (можно за несколько дней, неделю) или давать для заучивания фрагмент стихотворения.
Использовать опорные схемы или план для пересказа. |
В некоторых случаях, в зависимости от уровня слухоречевого развития ребенка, индивидуальных особенностей распознавания речи на слух следует максимально индивидуализировать условия проведения контроля оценки качества обучения. Слабослышащему ребенку может быть уменьшен объем информации, предъявляемой только устно, инструкция может быть дополнительно визуализирована вспомогательными средствами (письменными инструкциями, иллюстрациями), выполнена расстановка ударения и орфоэпических знаков в тексте, увеличено количество слов для справок при написании диктанта. Данные рекомендации определяются на заседаниях психолого-психологического консилиума.
Индивидуализация специальных условий проведения диагностических работ может включать:
- особенности рассадки в классе в зависимости от лучше слышащего уха;
- увеличение времени для выполнения задания;
- увеличение пауз и повторов при прослушивании диктанта с учётом индивидуальных особенностей переработки слуховой информации;
- дополнительные вспомогательные вопросы для проверки понимания ребёнком прочитанного или прослушанного текста;
- памятка с вопросами, которые может задать ребёнок в случае затруднений («я не расслышал, повторите, пожалуйста», «говорите громче (медленнее), пожалуйста», «что значит слово …»);
- замена задания КИМ по форме предъявления (диктанта орфографическим списыванием, прочитывание текста для изложения, изменение грамматического задания);
- дополнительные вспомогательные средства, например, таблица согласования окончаний прилагательных по роду, числу, падежу, таблица синонимов и т.п.;
- возможность визуализации (при необходимости дактилирование) отдельных трудных для восприятия на слух слов.
Ниже приведены примеры адаптации контрольно-измерительных материалов, используемых при оценке качества обучения по АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Программа: АООП НОО вариант 2.1, 3 класс. Учебный предмет – Математика.
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Реши задачу.
В одном бидоне было 48 л молока, в другом – столько же. Сколько литров молока осталось, когда продали 67 л?
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Реши́ зада́чу.
В одно́м бидо́не бы́ло 48 л молока́, в друго́м – сто́лько же. Ско́лько ли́тров молока́ оста́лось, когда́ прода́ли 67 л?
Программа: АООП НОО вариант 2.2, 1 класс второй год обучения. Учебный предмет – Литературное чтение.
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Прочитай сказку на страницах 38-41 в учебнике «Литературное чтение». Ответь на вопросы, выполни задания.
- Перечисли действующих лиц сказки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Продолжи предложение:
Шел дед лесом, а за ним _______________________________________________
- Укажи кто за кем появляется в сказке. Расставь по порядку цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
- медведь
- волчок
- лягушка
- мышка
- лисичка
- кабан
- зайчик
- Кто испугал зверей
__________________________________________________________________
- Сравни сказки: русскую народную «Рукавичка и сказку Е.Чарушина «Теремок».
РАЗЛИЧИЕ | ОБЩЕЕ |
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Прочита́й ска́зку на страни́цах 38-41 в уче́бнике «Литерату́рное чтение». Отве́ть на вопро́с́́ы, вы́полни зада́ния.
- Как называ́ется ска́зка?
Ска́зка называ́ется «_________________________________»
- Соедини́ карти́нку и назва́ние.
рукави́чка шу́ба ша́рф футбо́лка
Кака́я карти́нка ли́шняя? Обведи́ ли́шнюю карти́нку.
Како́е вре́мя го́да в ска́зке? ____________________________
- Кто́ оброни́л рукави́чку?
___________________________ обронил рукавичку.
- Как мо́жно сказа́ть по-друго́му? Подчеркни́ ну́жные слова́.
урони́л
оброни́л = нашёл
потеря́л
уви́дел
- Кто из живо́тных не подходи́л к рукави́чке? Отме́ть их.
за́яц
мы́шка
ёж
лягу́шка
Допиши́ предложе́ние.
____________ не подходи́л к _______________________.
- Обозна́чь ци́фрами от 1 до 7, в како́м поря́дке живо́тные подходи́ли к рукави́чке.
- _______________________ напуга́ла зверей.Кто́ напу́гал зверей?
- Допиши́ назва́ния де́йствующих лиц (геро́ев) ска́зки.
Мы́шка -___________________________________
Лягу́шка-______________________________________
За́йчик-________________________________________
Лиси́чка-______________________________________
Волчо́к -_______________________________________
Каба́н-__________________________________________
Медве́дюшка-______________________________________
- На каку́ю ска́зку похо́жа ска́зка «Рукави́чка»? Допиши́ отве́т.
Ска́зка «Рукави́чка» похо́жа на ска́зку «________________________».